Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка




Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка

 

Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1.     Изменение окружения:

- изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

- работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

- оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.

- измените режим урока с включением физкультминуток;

- разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

- предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

- введите знаковую систему оценивания;

- чаще хвалите ребенка;

  - расписание уроков должно быть постоянным;

  - избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

- вводите проблемное обучение;

- используйте на уроке элементы игры и соревнования:

  - давайте задания в соответствии со способностями ребенка;

  - большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

- создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

- научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

- игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

  - стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

  - помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

- способствуйте элиминации агрессии;

- обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

-     регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

- объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

- объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не
сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.

Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.


Психокоррекционная работа с гиперактивными детьми

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000

Что такое гиперактивность?

«Гипер... » — (от греч. Нурег — над, сверху) — состав­ная часть сложных слов, указывающая на превышение нор­мы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинс­кого «activus» и означает «действенный, деятельный».

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную актив­ность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникно­вения гиперактивности: это могут быть генетические фак­торы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перене­сённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности ле­жит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначает­ся медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться... ». Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психо­лог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родите­лями, могут научить ребенка эффективным способам обще­ния со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребен­ком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребе­нок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрос­лые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологи­ческие возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых кон­фликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрос­лые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал по­слушным и покладистым, еще не удавалось никому, а на­учиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне по­сильная задача.

 


Портрет гиперактивного ребенка.

 

Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом клас­се встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают до­полнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и ро­няют различные предметы, толкают сверстников, создавая кон­фликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих оби­дах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивно­му ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вер­тится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роня­ет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку труд­но концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается отве­тов». Вероятно, каждому воспитателю и учите­лю знаком этот портрет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...