Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что нужно принять во внимание. Как нужно говорить. Как не нужно говорить. Зависимость. Общее представление о зависимости и со-зависимости




Что нужно принять во внимание

Не заводите домашнее животное, если не готовы взять на себя большую часть заботы о нем, а то и почти всю заботу. Некоторые дети жаждут взять на себя ответственность за заботу о домашнем животном, но скоро им это наскучивает.

Дети могут помогать заботиться о домашнем животном, и иногда на них даже можно положиться, но, скорее всего, вам придется напоминать им об этом.

Исследования показывают, что дети, у которых есть домашнее животное лучше развивают в себе чувство своей независимости (умение заботиться о себе). Это становится особенно очевидно, когда ребята приближаются к юношескому возрасту.

Владельцы кошек могут с этим мнением не согласиться. Но когда дело касается повышения самооценки у ребенка, то собаки здесь оказываются наиболее эффективными. Почему так? Да просто собаки ярче умеют проявлять свою любовь к хозяевам.

Как нужно говорить

• Лекции об ответственности читать не нужно. Здесь необходимо четко объяснить ребенку, что вы от него ждете: «Хорошо, мы заведем собаку. Но пойми, что два раза в неделю я буду отправлять тебя во двор с совком и веником, чтобы ты убирал
за ней, даже зимой или когда тебе нужно делать уроки».

           

• СОПЕРЕЖИВАЙТЕ детям, если им не хочется отвечать за то, что теперь стало входить в их обязанности, но при этом четко и спокойно излагайте, что им ДЕЛАТЬ, а чего не ДЕЛАТЬ. «Я знаю, что ты хочешь кататься с другом на велосипеде, но ты обещал искупать Пеппера перед обедом. Все уже готово – и шланг, и шампунь. Это у тебя займет десять минут. Я знаю, что тебе не нравится, когда я напоминаю об этом, но я ценю, что ты сдерживаешь свое обещание».

 

• Не упускайте возможности УЧИТЬ детей таким ценностям, как доброта, самопожертвование и сострадание, ПООЩРЯЙТЕ детей за эти качества. «Скэмп неважно себя чувствует после операции. Очень хорошо, что ты проводишь с ним время, ласкаешь его и следишь за тем, чтобы ему было хорошо. Это говорит о твоей доброте и твоем сострадании».        

• «Это хорошо, что ты согласился обойтись без этой игрушки, лишь бы только мы смогли купить новую подушку для Флаффи. Это очень разумно».

Как не нужно говорить

• «Мы можем избавиться от животного, если ты не намерен заботиться о нем». Поскольку дети (и многие взрослые) считают домашних животных членами своей семьи, то для детей это все равно что сказать, что вы выбросили на улицу бабушку.
Хвалите детей за заботу о животном и имейте в виду, что много заботы лягут и на вас. Тогда все будет в порядке.

   

• «Посмотри, как щенок погрыз ножку стула. Ты что, не можешь следить за ним? » Это делают все щенки. Если вы не отведете щенку надлежащего места, то ждите, что у вас будет
много чего погрызено, и не обвиняйте в этом детей.

 

• «Это не мой кот, а твой». Дети не могут брать на себя полную ответственность за благополучие своего питомца. Им нужно помогать, и вы должны быть готовы также отвечать за домашнее животное. В противном случае, вам лучше его не заводить.

 

 


Зависимость

Общее представление о зависимости и со-зависимости

Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование:

 работа с кризисными и проблемными ситуациями – М.: Смысл, 2002

Проблема зависимостей не только обширна, но и трудна. Многие считают зависимости прежде всего медицинской проблемой. И отчасти это так. Однако в генезе зависимости несомненно ведущую роль играет психологический фактор и, следовательно, роль психолога в освобождении от зависимости может быть значительной.

Социально значимые заболевания — наркомания, алкоголизм, токсикомания, венерические и другие болезни, к сожалению, получают все большее распространение в нашей стране. Одним из главных направлений профилактики этих заболеваний является психопрофилактика. Помимо медицинских учреждений ею на сегодняшний день активно занимаются социально-психологические центры. Психопрофилактическая работа ведется практически всеми подразделениями центра. Это обусловлено тем, что в здоровых семьях, где есть нормальные взаимоотношения, риск социально значимых заболеваний низок. Потребности членов семьи реализуются в самой семье. Если же психологические потребности в семье не удовлетворяются, возникает желание удовлетворить их вне семьи, получить внимание, любовь и поддержку, интерес к своей личности. Такой интерес может быть получен, например, в неформальной группе, в том числе группе наркоманов, токсикоманов и т. п.

Кроме того, зависимости можно рассматривать как гораздо более широкое понятие. Оно абсолютно не ограничивается рамками алкоголизма и наркомании. Коринн Свит определяет зависимость как свойство характера или поведения, которое можно описать следующим образом.

Вы не контролируете это, скорее это контролирует вас. Вы чувствуете, что не имеете иного выбора, кроме как делать это, брать это, поступать так, как требует это.

Эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас.

Вы делаете это все чаще и чаще, стараясь вызвать более сильное воздействие.

Вы начинаете регулярно делать это, когда предчувствуете неприятные ощущения, подобные скуке, одиночеству, физической боли и т. п.

Вы чувствуете, что уже не можете справиться с вашими жизненными проблемами без помощи этого.

Вы можете потратить значительную часть жизни, сражаясь с этим.

Вы можете потратить драгоценную энергию души, страдая от этого и безуспешно пытаясь разделаться с этим.

На это уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному, в результате вы еще больше ненавидите себя за эти бессмысленные траты.

Вы теряете самоуважение, душевные силы, возникает угроза разрушения всего вашего жизненного уклада (семья, карьера, друзья), физического и душевного здоровья.

Некоторых это в конце концов убивает (Свит, 1997).

Этот же автор выделяет химическую зависимость (алкоголь, чай, кофе, курение, антидепрессанты и т. п. ) и эмоциональную (неразборчивость в еде, трудоголизм, чрезмерное увлечение спортом, мастурбация, самоистязание, игры, стремление к риску, сексу, постоянно включенный телевизор и т. д. ). Очевидно также, что эти два вида зависимостей часто перекрывают друг друга. Большинство из нас имеет некоторые составные части зависимости. Существует также специальный термин — со-зависимость. Имеется в виду ловушка зависимости от страданий (зависимости) тех, кого вы любите. И в этом смысле работа консультанта может быть более эффективна с со-зависимыми, т. е. с членами семей алкоголиков, наркоманов и других зависимых.

Генез зависимости достаточно сложен и до конца не изучен.

Понятно, что значимой является такая цепь: «все плохо» — активация зависимостей — «все хорошо» — ухудшение настроения — «все плохо» —активация... и т. д.

Существует еще один более общий термин — аддиктивное поведение. Под ним имеется в виду стремление к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс употребления того или иного вещества (субстанции), изменяющего психическое состояние, привязанность к предмету или участие в активности принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции (Короленко, Донских, 1990). Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделяют несколько так называемых узлов процесса развития аддикции.

Первый узел — начало отклонения, когда будущий аддикт начинает понимать, что существует способ, вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко менять свое психическое состояние.

Второй узел — аддиктивный ритм, формирование последовательности прибегания к средствам аддикции (часто коррелирует с жизненными затруднениями, фрустрациями).

Третий узел — формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, аддиктивный ритм становится привычным типом реагирования. Личность меняется и становится невосприимчивой к критике.

Четвертый узел — полная доминация аддиктивного поведения, аддиктивная часть личности полностью определяет поведение аддикта, стиль его жизни, отношения с окружающими.

Пятый узел — катастрофа, разрушение психики и биологических процессов в организме (Короленко, Донских, 1990).

По-видимому, закономерности развития зависимости (аддикции) однотипны в самых разных случаях. И хотя на первый взгляд между алкоголиком, сексуальным аддиктом и азартным игроком мало общего, существуют сходные особенности, определяющие их межличностное поведение.

К ним относится: 1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; 2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; 3) внешняя социабельность, сочетаемая со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; 4) стремление говорить неправду; 5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны; 6) стремление уходить от ответственности в принятии решений; 7) стереотипность, повторяемость поведения; 8) зависимость; 9) тревожность (Там же).

Существуют и другие описания личностей, подверженных зависимостям, а также разные точки зрения на их генез, но более детальное рассмотрение этих действительно сложных и комплексных категорий уже выходит за рамки нашей работы. Остановимся теперь на некоторых зависимостях, несущих наибольший общественный вред.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...