Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помощь клиентам с зависимостями и их родственникам




На последних этапах аддикции психолог-консультант может работать только в тесном контакте как с медиками, так и с социальными работниками, а иногда и с работниками правоохранительных органов.

В более благоприятной ситуации, на начальных этапах аддикции, психолог-консультант и клиент могут находиться в более тесном и индивидуальном контакте. Закономерности консультирования в работе с такими клиентами сохраняются. Но следует заметить, что существуют определенные особенности работы с клиентами, страдающими зависимостями. Например, работая с алкоголиком, консультант должен учитывать некоторые принципы:

—  во-первых, консультирование может происходить только когда клиент не пьет. Пьющему клиенту помочь невозможно (то же касается и наркомана «под кайфом»);

— во-вторых, контакт с клиентом-алкоголиком довольно амбивалентен, поскольку зависимость от консультанта смешивается с враждебным, манипулятивным отношением к нему. Консультанту приходится усиливать зависимость клиента от себя, заменяя ею зависимость от алкоголя, которую алкоголик склонен отрицать. Он думает, что может контролировать как свое пьянство, так и жизнь вообще, хотя в действительности все наоборот (Кочюнас, 1999). Т

Так же рассуждает и наркоман, которому невозможно помочь в состоянии наркотического опьянения.

Первоначально необходим комплекс медицинских мероприятий с последующей работой психолога, длительным отрывом от окружения (иногда практически полной сменой окружения) и последующим патронажем социальных служб. Все, что требуется от человека, так это желание вылечиться. Необходима высокая мотивация на избавление от зависимости. Просвещение, ранняя диагностика и содействие общества — все направлено на то, чтобы контролировать и уменьшать злоупотребление алкоголем и другими видами наркотиков.

Помимо чисто консультативной тактики, по-видимому, не обойтись без применения различных психотерапевтических методов и приемов. Например, может быть использована суггестивная психотерапия и методики нейролингвистического программирования. А. В. Ларионов (1997) предлагает следующую схему суггестивной работы с наркоманом:

1. Выявление ключевых (пусковых) моментов принятия наркоманом решения «употребить наркотик».

2. Осознание наркоманом этих моментов.

3. Обучение наркомана самостоятельно входить в трансовое состояние при возникновении ощущений физической или психологической зависимости.

4. Встраивание в подсознание наркомана генератора «любви к себе» и «ответственности».

В работе с наркоманами также используется групповая психотерапия. На специально организованных тренинговых занятиях наркоманы учатся говорить «нет» наркотикам и «нет» вообще. Ларионов приводит некоторые формы как принимающего, так и отвергающего поведения, выделенные участниками группы в ходе групповых занятий:

1. Жесткое «нет» при продолжающихся предложениях уколоться, отказ облачается в экзальтированную форму (повышенный тон голоса, крик и т. д. ).

2. «Нет» и далее — уход.

3. Обвинение предлагающему наркотик: «Ты что мне предлагаешь? Я же сказал " нет". Ты что, дурак? ».

4. Полное молчание, которое может сопровождаться мимикой и жестами. (При подобной тактике поведения всякая коммуникация быстро заходит в тупик и предложения прекращаются. )

5. «Нет» и взгляд прямо в глаза тому, кто предлагает наркотик.

6. Создание образа того, что на самом деле предлагается. У одних это образ потери денег, нищеты, у других — образ потери здоровья, опустившегося человека или образ тюрьмы, слез матери и т. д.

7. Твердое и короткое «нет». Когда отвечающий говорит: «Да нет. Я же сказал, что не хочу... » — его «да нет» воспринимается как «да».

8. Принятие замаскированного приглашения типа «Пойдем, есть дело», «Давай поднимемся ко мне» и т. п. (При этом человек стопроцентно знает, что там, куда его приглашают, принимают наркотики. То есть фактически он дает согласие на употребление наркотиков. )

9. Принятие приглашения «просто посидеть», пока другие будут готовить и употреблять наркотики, предоставление наркоманам своей квартиры для приготовления наркотиков. (При таком поведении практически невозможно отказаться от последующего употребления наркотиков: у человека есть тенденция вслед за согласием на небольшую просьбу давать согласие на более существенную. )

10. Намерение «уколоться в последний раз, а потом больше никогда» после выхода из физической зависимости. (По сути, это самообман. )

11. Четкое и однозначное публичное заявление о своей позиции по отношению к наркотикам. (Это помогает человеку отказываться от последующих предложений употребления наркотиков, особенно если человек подкрепляет свое заявление каким-либо особо значимым личным или групповым обязательством, например, «если я уколюсь, то буду... ». )

12. Оплата (сначала маленькая, а потом еще меньше) за услуги, предлагаемые «от души». (Предлагающий начинает рассматривать свои действия как управляемые извне, а не внутренне мотивированные, и у него пропадает желание «помочь». Например, знакомые, предлагающие наркотик, оправдывают свои действия заботой о «страдающем», поэтому заведомо мизерная плата, предложенная за их «услугу» (в сочетании с отказом от покупки либо употребления наркотика) прекращает последующие их попытки) (Ларионов, 1997).

 

Нередко к нам обращаются и родители наркоманов, токсикоманов, и родственники алкоголиков. С ними проводится разъяснительная терапия, разрабатываются стратегии поведения с наркозависимыми и алкоголиками, коррекция внутрисемейных отношений. Эта работа ведется как в отделении консультирования и психотерапии (очный прием), так и на ТЭПП. В консультативном отделении ведется непосредственная работа с наркоманами и их родственниками.

Чрезвычайно важна роль родственников наркоманов. Зачастую они отнюдь не жертвы наркомании, а активные участники, создающие эмоциональный фон, на котором развивается зависимость. Причем большинство из них этой связи не видит, возможно, вытесняет. А. В. Ларионов пишет о том, что общение наркомана с родителями жестко структурировано. По сути, оно ведет к избеганию близости и подлинности в отношениях. Например, когда ребенок пытается установить эмоциональный контакт, а в ответ получает: «Отвяжись! Не твое дело». Один из клиентов с удивлением заметил, что после скандала и он, и его мама имеют возможность не разговаривать друг с другом; смотреть не отвлекаясь телевизор, разговаривать по телефону или слушать музыку; возможность агрессивно общаться с другими родственниками; возможность показать, что он (она) обижен; возможность
избежать определенных обязанностей (Там же). Дети превращаются в «козлов отпущения», им мстят за собственную несостоятельность. Приходит время и подросший ребенок сам превращает родителей в «козлов отпущения». Замыкается весь круг: 1) усвоение полученных («шизофренических») моделей адаптации к миру; 2) сохранение полученных навыков и периодическое их использование; 3) воспроизведение усвоенного и «превращение» всего мира в дерьмо (Там же).

Кроме того, само употребление наркотика (алкоголя) одним из членов семьи может давать остальным вторичную выгоду. Например, жена алкоголика может играть любимую роль жертвы, избегать сексуальной близости, необъективно агрессивно вести себя и т. д. При прекращении аддикции окружение зачастую начинает предпринимать усилия для того, чтобы вернуть аддикта к привычному для них поведению.

Соответственно, тактика работы с родственниками наркоманов (алкоголиков) посвящается не только их поддержке, которая все же необходима особенно на этапе построения рабочего альянса, но и совсем другим вещам. Я имею в виду возможности эмоционального отреагирования, понимания своих чувств и причин собственных действий. Необходимым может быть и нахождение возможности изменения собственного поведения, в частности способов выражения чувств к близким людям.

Полезными могут оказаться и конкретные поведенческие программы поведения, скажем, ребенка-наркомана и его родителей. Между ними может быть заключен контракт, например, в такой форме:

 

Обязанности ребенка Обязанности родителей
а) употреблять наркотики только дома б) приобретать наркотики только на деньги родителей в) употреблять наркотики только одному г) употреблять наркотики только тогда, когда дома находится кто-либо из родителей д) самостоятельно вести график учета дней с наркотиками и без наркотиков а) дают согласие на употребление наркотиков ребенком дома б) выделяют деньги на приобретение наркотиков, открыто обсуждая с ребенком возможности семейного бюджета в) не обвиняют и не ругают ребенка за употребление наркотиков

Контракт заключается на 1—2 месяца и, по данным Ларионова, при условии добросовестного соблюдения сторонами своих обязательств частота употребления наркотика резко сокращается (Там же).

Еще раз повторю, справиться с зависимостью (аддикцией) нелегко, требуется комплексный, многоуровневый подход, включающий вопросы воспитания, воздействие на эмоциональную сферу, межличностные подходы, физические виды активности, стимуляцию творческой деятельности, интеллектуальную и социальную активность (Короленко, Донских, 1990). Психолог-консультант может воздействовать на эмоции клиента, выводить его на осознание межличностных трудностей, а также пытаться направить клиента по пути интеллектуальной, социальной или физической активности. Хорошо зарекомендовавшим себя способом подвести клиента к такого рода активности является постоянная поддержка в так называемых группах самопомощи, например в обществах анонимных алкоголиков и наркоманов. Есть примеры увода зависимых от объекта зависимости путем включения в религиозное общество. Возможны также сочетания различных форм существования и миропонимания подобных «антизависимых» групп.

Родителям наркоманов, особенно – мамам…

Захаров А. священник //Ж. Воспитание школьников, №4-04

В ваш дом постучалась беда. Это просто горе — потерять близкого, это ежедневные страдания, причи­няемые вам самым дорогим и самым лю­бимым человеком. «Может быть, это все-таки сон? » — часто спрашивали вы себя, когда в слезах просыпались ночью. «Поче­му это случилось именно в нашей семье? За что мне это? За что мне такая боль? »

Вы вначале не поверили в это: «Нет, мой мальчик, моя девочка разве может стать наркоманом? » Потом были шок, ужас и страх. Ребенок стал приходить до­мой ненормальным, вы пытались его уго­варивать, но это не помогало; потом из дома стали исчезать вещи, вы пытались кричать, связывать, бить...

Ребенок обещал: «Мамочка, это послед­ний раз». А завтра вы снова обнаруживае­те пропажу денег. Быть может, уже в вашей квартире не осталось ничего, что можно было бы продать или унести. С каждым таким обманом и подлостью у вас капля за каплей уходила из сердца любовь...

Вот это-то и является самым страшным в вашем теперешнем положении. Не то, что дома пустые стены, и даже не то, что ваш ребенок наркоман. Главная ваша беда, на которую надо обратить первоочередное вни­мание, — это то, что из вашего сердца выте­кала и, может быть, вся уже вытекла любовь. Если ее нет или так мало осталось даже в мамином сердце — где же еще сможет найти ее ваш несчастный ребенок? Если не папа, не мама, не самые близкие люди, кто же обогреет его любовью в этом хо­лодном мире?

Притча («Спасите мам»)

Горит дом. В нем женщины, дети и ста­рики. Подбежали мужчины, кто-то из них спрашивает:

- Кого будем спасать в первую очередь?

- Конечно, детей, кого же еще?   

Вдруг к ним подбегает ребенок и говорит:

- Дяденьки, а вы сначала спасите хоть немного мам, тогда они вам помогут спа­сти и стариков, и детей...

 

Родные, начните с возгревания этого угасающего, может быть, уже едва тлею­щего в вас чувства любви к вашим чадам.

Мамочка, скажи себе: «Я всегда буду с моим ребенком, где бы он ни находился. Я всегда буду мысленно помогать ему и мо­литься за него. Я никогда не отрекусь от него. Я могу выгнать его из дома, но никогда из своего сердца. Каков бы ни был мой ребе­нок — преступником или наркоманом, — он навсегда останется моим ребенком».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...