Несколько советов родителям
М. М. Безруких, Князева М. Г. Если ваш ребенок левша, М. «Новая школа», 1994 с. 103 Леворукий ребенок во многих семьях - причина не только тревог, волнений, забот, но и споров, ссор между родителями, к которым нередко подключаются все домашние. Как показывает практика, разброс мнений по вопросам: переучивать или нет, как реагировать на вспыльчивость и обидчивость, на неуверенность и несобранность, как организовать режим и многое другое - столь широк, что ребенку частенько приходится туго от разнообразия требований. Особенно страдает ребенок, если родители не находят единую линию поведения: один из родителей строг, у него " ругательные" и " карательные" функции, а другом жалеет ребенка (жалеет - вовсе не значит помогает ребенку). Нередко родители леворукого ребенка упрекают друг друга за его неудачи, не задумываясь о том, что все это не проходит бесследно. Уже никто не сомневается, что условия воспитания в семье оказывают сильное влияние на его физическое и психическое здоровье. Очень часто нарушения здоровья углубляются, а школьные трудности усиливаются в результате неправильной тактики поведения родителей и их чрезмерных требований. Разумеется, ни одна мама, ни один папа не хотят этого, но, тем не менее, создается впечатление, что взрослые просто не хотят видеть трудностей леворуких детей, не хотят понимать их причины. Они не сдерживают эмоции в ответ на неспособность ребенка сдержать свои, они конфликтуют не в шутку, мало учитывая склонность ребенка к конфликтам, они укоряют его за неудачи, не верят его жалобам. Ни один из наших многочисленных леворуких пациентов не мог вспомнить, хвалили ли его в последнее время родители. Словом, взрослые делают все, чтобы вызвать у ребенка реакцию протеста, отвратить от учебы, довести до невроза. Это дополнительное психическое напряжение (непонимание окружающих) нарушает столь необходимый леворукому ребенку (помните? - очень чувствительному, ранимому, настроенному на общение и доброе отношение) контакт со старшими (как правило, и в общении со сверстниками ему хватает неудач).
Почти все леворукие дети неудовлетворены собой, считают себя " слабыми учениками", и в то же время считают справедливым недовольство родителей. Что же делать им, не верящим в себя и знающим, что и взрослые в них не верят, сколько могут они сопротивляться двойному давлению (в школе ведь тоже " давят" ) и двойному недовольству? Как правило, сил хватает ненадолго. У многих левшей к середине учебного года отмечается тот комплекс невротических расстройств, о которых мы рассказали. А что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребенку не потерять себя? Ничего необычного, быстродействующего, не требующего от родителей большого терпения, мы, увы, предложить не можем. Но если вы готовы помочь своему ребенку, готовы чем-то пожертвовать, готовы отдать время и силы, то все в ваших руках. Итак, первое условие - леворукий ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Однако не думайте, что негативное отношение - это обязательно высказанный упрек или разговор о том, что ребенок - левша. Вполне достаточно и вашего тяжелого вздоха, когда вы берете в руки тетрадь, и нетерпение при объяснении (почему-то родители очень любят употреблять слово " бестолковый" ) и даже случайное упоминание о неловкости и т. п. Не думайте, что ребенок не заметит, если вы, разговаривая по телефону, невзначай заметите: " Конечно, не очень хорошо пишет, ведь левой рукой". Он может не показать виду, даже не осознать это, но ваши слова заставят его еще раз вспомнить, что у него " что-то не так".
Второе условие - не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи, ис вашей помощью он с ними справится. Однако постарайтесь понять их истинные причины, ведь они могут быть разнообразны. Если не дается письмо, если не запоминаются буквы, если они корявы, разновелики, если неуверен штрих и дрожит рука нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координации. Эти занятия должны быть ежедневными, но продолжительность - 15-20 минут. Хороши при этом лепка и рисование, вышивание, вязание, плетение макраме и прочие действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти. Даже завязывание и развязывание узелков и скручивание (сучение) шерстяной пряжи годится для такой тренировки. Если ребенок пишет зеркально, путает близкие по конфигурации буквы и цифры, если переставляет местами буквы, теряет строку при чтении, путает правую-левую стороны займитесь тренировкой зрительно-пространственного восприятия. Если речь ребенка бедна иневыразительна, предложения односложны, если ему трудно описать самую простую ситуацию или составить рассказ по картинке – не откладывая, займитесь этой работой. Проконсультируйтесь с учителем, он поможет вам, а еще лучше - обратитесь к логопеду и получите необходимые рекомендации. Помощь логопеда понадобится и в тех случаях, когда у ребенка есть трудности звукобуквенного анализа (в самостоятельной работе дома большим подспорьем вам будет пособие N 2 нашей серии - " Упражнение для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму, там рассмотрены все эти и многие другие трудности). Третье условие - рациональный режим дня, ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления. Какой он - рациональный режим? Если ребенок очень утомляется, если вы отмечаете любые проявления невротических расстройств, то лучше освободить ребенка от " продленки" и дать возможность днем час-полтора поспать или просто полежать. Не забывайте, что 3, 5-4 часа - необходимо оставить для прогулок, игр на воздухе, а продолжительность сна должна быть не меньше 11 часов (для детей 6-7 лет).
Четвертое условие - приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребенок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается. В отличие от уроков (домашних заданий), на тренирующих занятиях, о которых мы говорили выше, следует работать вместе с ребенком. Жалобы родителей на то, что " сам не может», " ничего без меня не получается", " приходится сидеть буквально на одном стуле", как правило, уже результат. Ребенок очень быстро привыкает к тому, что не он, а вы отвечаете за качество приготовления уроков (кстати, вы же и переживаете неудачи его как свои собственные). Готовить уроки в один присест не стоит, гораздо эффективнее такой режим (примерно): через каждые 15-20 минут работы 10-15 минутный отдых, который ребенок может использовать по своему усмотрению. У ребенка должно быть право самому выбрать, что он будет делать вначале, вы можете что-то посоветовать или, как бы невзначай, порекомендовать, но ни в коем случае не требовать. Кстати, в общении с ребенком всегда эффективнее придерживаться тактики совета (еще лучше советоваться с ним), а не беспрекословно исполняемого приказа. Недопустимы и упреки, типа: " Я тебе говорила... ", " Я тебя предупреждала... », " Вот видишь, что получилось... ". Это только рождает страх перед неудачей, неуверенность. Ребенок должен иметь право на ошибку и при этом быть уверенным, что ошибки не караются, а исправляются. И тогда вы не услышите «не могу, не получается иникогда не буду». Главная трудность - найти ту золотую, неуловимую середину, объединяющую требовательность иуважение к ребенку, доброе к нему отношение. Нам бы не хотелось, чтобы боязнь родителей за здоровье своих детей вылилась в гиперопеку, когда взрослые стараются все сделать за ребенка, ни в чем ему не отказывают, идут, что называется, «на поводу». Понимание совсем не исключает ни строгости, ни требовательности, ни критического отношения к дурным поступкам, вот только форма порицания должна быть уважительной, доброжелательной. Не стоит ругать ребенка, если он возбужден, отчитывать, если он сам расстроен. Есть очень важное правило воспитания - хвалить ипорицать следует не ребенка, а его поступок. Этим правилом не стоит пренебрегать.
С плохими отметками, «грязными» тетрадями, нежеланием читать и прочими школьными проблемами и родители, и учитель смиряются гораздо легче, чем с нарушениями поведения. Между тем, типичные нарушения поведения леворукого ребенка - чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, раздражительность или наоборот вялость, отказ от работы - проявления невротических расстройств, которые нельзя снять наказанием, окриком, раздражением. Во-первых, следует сделать все, чтобы не усугублять это состояние (об этом мы много говорили), во-вторых, если такая возможность есть, необходимо обратиться к врачу и строго следовать его рекомендациям. В-третьих, хорошо бы создать все условия, чтобы расслабить ребенка, снять напряжение успокоить. Еще раз напоминаем: - Леворукость сама по себе - не патология, а один из возможных вариантов нормы; - Леворукий ребенок очень раним, и требует бережного отношения, внимательного и доброго; - У леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения воспитания. Мы постарались рассказать об одном из множества признаков, составляющих индивидуальную неповторимость вашего ребенка. Признаком, Произвольно меняя ведущую руку, мы, не отдавая себе в этом отчета, грубо вмешиваемся в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать. Мы предлагаем другой путь. Он связан с выявлением и развитием (а не переделкой! ) того, что дала природа леворукому ребенку и может быть реализован только при внимательном, продуманном отношении к ребенку и учете всех его особенностей в процессе обучения и воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|