Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение НЕИЗВЕСТНО. Беды левшей, или еще раз о переучивании




Происхождение НЕИЗВЕСТНО

Научное исследование проблемы леворукости имеет сравнительно недавнюю
историю. С конца XIX в. широко дискутируется вопрос о происхождении леворукости. При этом выделяются три основные направления: «генетическое», «культурное» и «патологическое». Начиная с 1871 г., когда В. Огль установил высокую частоту семейного левшества, обсуждается модель генетического детерминирования леворукости. В ее пользу говорят результаты обследования усыновленных детей. «Рукость» таких детей коррелирует с «рукостью» биологических родителей, а не тех, кто их воспитывает.

Однако существуют теории, рассматривающие леворукость как следствие влияния разнообразных социальных и культурных факторов. Об отсутствии наследственной предрасположенности к мануальному приоритету, зависимости моторной асимметрии от процессов воспитания, условий жизни и опыта говорят работы многих авторов. В частности, в психоаналитической трактовке леворукость расценивается как следствие эмоционального негативизма, практически не зависящее от биологических корней.

Широко распространено представление о патологическом происхождении леворукости. Крайней точки зрения придерживается П. Бакан, утверждающий, что любое проявление леворукости есть следствие родовой травмы. По мнению А. П. Чуприкова, изменение моторного доминирования — одно из объективных показателей врожденной энцефалопатии. Подтверждает подобные взгляды увеличение числа левшей среди близнецов, особенности пренатального развития которых располагают к возникновению церебральной недостаточности.

Промежуточной позиции придерживаются авторы, считающие, что лишь часть
левшей являются таковыми вследствие пре- и перинатальных мозговых поражений, а остальные становятся леворукими под влиянием иных (генетических или социальных) факторов. В общем, разнообразных теорий много, но приходится констатировать, что исчерпывающий ответ о природе леворукости по сей день не дан.

 

ОТРАДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

До недавнего времени в отечественной школе проблема левшества не ставилась, а фактически трансформировалась в проблему бихевиорального переучивания. Хотя с давних пор этот вопрос активно дискутируется в мировой литературе. Еще в 1911 году Г. Лиепман счел вмешательство в нормальное развитие леворукого ребенка, по меньшей мере, неуместным, указав, в частности, на возможные затруднения при обучении письму (притом, что письмо левой рукой формируется легко и без напряжения).

В 1924 году А. А. Капустин высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало «воспитание» левой руки. В 1948 году Е. А. Аркин назвал «физиологической ошибкой» переучивание леворуких детей, мешающее их физическому и интеллектуальному развитию, способствующее формированию невротических состояний из-за игнорирования «природной направленности и одаренности натуры».

Опыт разных стран мира по обучению детей-левшей весьма несходен. В развитых странах, например в США и Великобритании, отказались от переучивания леворуких детей. Разрешено и поощряется письмо левой рукой. Выросло уже несколько поколений леворуких, активно использующих в практике доминантную руку. (Достаточно сказать, что на последних президентских выборах в США все кандидаты, включая и победителя — нынешнего президента Клинтона, — были левшами. )

В нашей стране исследования детей-левшей по сей день разрознены, не подчинены общей цели. Единый педагогический подход практически отсутствует. В большинстве школ начинает преобладать терпимое отношение к левшам, однако сохраняются и рецидивы насильственного переучивания. А. В. Семенович отмечает, что левши составляют около 70% детей с трудностями школьного обучения. Она представляет леворукость как одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности, подлежащих обязательному учету. По ее мнению, необходима разработка «грамотного психолого-педагогического сопровождения» обучения детей-левшей. Отрадно, что этого мнения придерживаются все больше психологов и педагогов, и оно постепенно воплощается в практике.

Беды левшей, или еще раз о переучивании

М. М. Безруких, Князева М. Г. Если ваш ребенок левша, М. «Новая школа», 1994 с. 80

 

Надеемся, что нам удалось убедить вас в нецелесообразности и пагубности переучивания, в том, что именно переучивание, наряду со всем комплексом
отрицательных воздействий школы, может стать причиной возникновения неврозов.

Согласно данным советских медиков (проф. А. П. Чуприков и др. ) у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у их праворуких сверстников. Как уже говорилось, одна из причин, вызывающих неврозы, - насильственное переучивание, являющееся сильным стрессовым фактором. В результате, по наблюдениям упомянутого автора, клинические формы неврозов встречаются у леворуких детей в 32 % случаев. Среди леворуких школьников, не подвергавшихся переучиванию, неврозы диагностировались только в 12% случаев. Причем, повышенная частота невротических отклонений наблюдается не только у детей, демонстрирующих явное предпочтение левой руки, но и у правшей, имеющих леворуких родственников.

Следует подчеркнуть, что исходно леворукие дети, принявшие участие в описываемом исследовании, не отличались от контрольной группы праворуких детей. Так, левши рано начали держать голову; речь и двигательная активность развивались у них нормально. Они вовремя начинали сидеть, стоять, ходить, гулять, произносить первые слова. Были подвижны, приветливы, ласковы и дружелюбны. Возникновение невротического состояния у большинства из них оказалось приуроченным к началу переучивания. Но даже и без переучивания школа является для леворукого ребенка мощным невротизирующим фактором.

" Что же вы нас так запугиваете? " - спросила пожилая учительница одного из авторов этой книги на лекции о леворуких детях. - " Я родителям говорю в первые же дни, что не знаю, как учить леворуких, пусть пишут правой рукой. Много лет работаю, и ничего особенного не случалось". Очень напомнила эта учительница другую, которая варежку надевала на левую руку, мало задумываясь о последствиях. А если говорить о чем-то таком, " особенном", что с детьми случается, то это, наверное, зависит от того, как смотреть и что видеть и еще от того, насколько трогают страдания ребенка душу взрослого.

Мы хотим рассказать вам о проявлениях неврозов не для запугивания, а для того, чтобы вы научились видеть беду ребенка. Важно, наверное, подчеркнуть и следующее: особенности личностного развития ребенка, то, каким человеком он вырастет, - все это тесно связано с состоянием его нервно-психического здоровья. Факторы, провоцирующие тревожность, ранимость, обидчивость, эмоциональную чувствительность леворуких нередко способствуют возникновению и формированию таких форм поведения, от которых будет страдать не только сам ребенок, но и окружающие его взрослые (замкнутость, конфликтность, агрессивность и т. п. ). А значит, мы должны сделать все, чтобы сгладить их, смягчить, снять напряжение. Переучивание словно дает толчок всему негативному, обостряет все противоречия, поистине создает " декстрастресс".

Безусловно, поставить такой диагноз, назначить лечение, дать рекомендации о необходимых мерах коррекции может только врач. Однако увидеть первые симптомы, понять, что ребенок не балуется, не безобразничает, правильно оценить состояние ребенка должны уметь и родители, и учитель.

Профессор А. П. Чуприков, одним из первых начавший серьезное изучение неврозов у переученных левшей, и его сотрудники убедительно показали, " что фактор переучивания (декстрастресс) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов у леворуких детей".

Доказано, что адаптация к школе у леворуких, даже не переученных детей, проходит сложнее, длительнее и само по себе начало обучения для переученного левши может стать очень сильным невротизирующим фактором. Мы приводим анализ клинических проявлений различных видов неврозов при переучивании по данным А. П. Чуприкова и С. Е. Казаковой (1987).

Наиболее часто в практике школы встречаются проявления так называемого астенического невроза. При астеническом неврозе отмечается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, резкое снижение работоспособности. Фактически, дети могут активно работать только на первых двух уроках, затем привлечь их внимание очень трудно, возникает или усиливается двигательная расторможенность.

После занятий эти дети жаловались на усталость, были вялыми, апатичными. Приготовление уроков у них обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные, с особенным трудом выполняются письменные задания, при этом почерк небрежный, буквы разной величины, наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений. Повторное переписывание только ухудшает результаты. Дети жаловались на головные боли, у них был плохой аппетит, неспокойный сон.

Среди этих детей встречаются плаксивые, раздражительные, несдержанные, а у некоторых отмечаются и аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. Как правило, такими вспышками гнева, слезами заканчивается у этих детей выполнение домашних заданий. Многократное переписывание дает еще худшие результаты (последняя работа всегда хуже первой), недовольство мамы, сидящей над душой или еще хуже - ее окрик, недовольство приводят к срыву. Эти же авторы отмечают некоторое своеобразие астенических неврозов у мальчиков и девочек. Так, для мальчиков более свойственны явления расторможенности, проявляющиеся в неусидчивости и значительном моторном беспокойстве. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

Среди леворуких детей достаточно часто распространены " школьные страхи". Это страхи перед неудачами в школе, порицаниями со стороны учителей и родителей. Причем страхи перед письменными работами дети считали вполне обоснованными и не стремились их преодолеть.

Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют леворуких детей при переучивании. Дети рассказывали, что им снилось, словно их " душат", они боялись снов, в которых в утрированном виде возникали дневные неприятности. Утром просыпались вялыми, неотдохнувшими, капризными. Обычно повышенная раздражительность, снижение аппетита и утомляемость сохраняются днем. Состояние страха усугубляется замечаниями учителя или насмешками одноклассников над леворукостью. У некоторых детей страхи кратковременны и (если нет новых стрессов) к концу первого класса могут исчезнуть. У других появляются новые симптомы: плаксивость, головные боли, ухудшение аппетита, сна, к тому же меняется " тематика" страхов. К школьным страхам добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти.

Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости, считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни, выбору профессии. Если родители стараются заставить детей выполнять все действия правой рукой, воздействуя и угрозами, и запугиванием, дети обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как " непослушание", " каприз, упрямство и наказывают. Все это может усугубиться в школе, если учитель не только требует писать правой рукой, но и снижает оценки за качество и за медленную скорость.

Нетрудно представить себе как тяжело этим детям. Они многократно переживают свои неудачи в школе и дома, они жаждут понимания, поддержки. Они очень стараются, но работать правой рукой не могут. И вместо того, чтобы утешить их, подбодрить, объяснить причину трудностей и помочь, родители считают, что ребенок просто не хочет работать правой рукой, а слезы и настойчивость расценивают как капризы и упрямство. Родители " запугивали детей, утверждая, что леворукость вредна для здоровья, что над леворукими все смеются, что леворуких не берут в армию. В результате страх начать писать левой рукой подкреплялся страхом оказаться несостоятельным в ряде вопросов. У детей появлялось тревожное ожидание неудачи, которое привело к ухудшению успеваемости. Дети не могли избавиться от навязчивых мыслей о своей леворукости и неполноценности (А. П. Чуприков, С. К. Казакова).

Пагубные последствия таких состояний (даже если они непродолжительны) серьезно сказываются на физическом и психическом развитии ребенка. Хотя бы однажды пережив в своей жизни события, полные страха, неудач, дети становятся неактивными, неуверенными, боятся рисковать. У них на долгие годы остается напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим. Быть может, на чей-то взгляд, в этом нет " ничего особенного", но как исковеркана будет жизнь человека замкнутого, ушедшего в себя, не умеющего контактировать с окружающими, и как трудна будет наша жизнь рядом с ним. Об этом стоит подумать.

Достаточно частым проявлением ухудшения здоровья леворукого ребенка при переучивании можно считать невротический энурез (недержание мочи). В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но может быть и ночной и дневной энурез. Энурез, как правило, вызывает чувство вины, страха. Ребенок очень страдает из-за этого, так как ко всем проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами прибавляются еще эти неприятности. Для ребенка ситуация становится безвыходной. Все вместе еще больше снижает его работоспособность, он еще быстрее утомляется, не может сосредоточиться, появляется плаксивость, раздражительность. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.

Особую тревогу родителей вызывает, как правило, невротическое заикание. Причем в тех случаях, когда причиной такого заикания является переученное левшество, заикание усиливается после напряженных выполнений письменного задания правой рукой. Это обстоятельство отчетливо проявилось при сравнении речи этих детей, записанной на магнитофон до и после выполнения соответствующих заданий. Особенно выражено заикание в школе. В привычной домашней обстановке его интенсивность уменьшалась (А. П. Чуприков, С. Е. Казакова). Заикание может сочетаться со страхами, энурезом, тиками.

Кстати, невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за " кривляние", " дурачество". Ребенок сам не контролирует эти движения, они непроизвольны. Однако насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей делают свое дело. Эти нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает.

В работе этих же авторов приводятся примеры довольно редких в младшем школьном возрасте проявлений истерических неврозов, также возникающих врезультате насильственного переучивания в школе. Истерический невроз может проявляться в виде истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок заявлял, что не может найти школу. Перед уходом в школу и перед контрольными может возникнуть рвота, возможны и формы психомоторных припадков (более характерных для детей младшего возраста): дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами.

Повторим еще раз наиболее часто встречающиеся проявления невротической симптоматики у переученных левшей:

- нарушения сна; аппетита;

- головные боли; боли в животе;

- страхи;

- энурез;

- заикание;

     - тики, навязчивые движения;

- повышенная возбудимость, раздражительность;

- укачивание в транспорте;

- повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;

- двигательное беспокойство, неусидчивость;

     - вялость, заторможенность.

Во всех случаях, когда вы замечаете эти проявления у вашего ребенка или ученика (тем более переученного левши), не стоит ждать, что это пройдет само собой, но и не стоит заниматься самолечением, слушать советы " знающих" людей, лучше обратиться за советом к врачу психоневрологу или педиатру. Врач назначит необходимое лечение и даст необходимые рекомендации. Однако без помощи родителей и учителя, без их совместной и согласованной работы изменить ситуацию невозможно. И только правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех всех мероприятий.

Наверно, многие читатели пришли к напрашивающемуся выводу - срочно прекратить обучение леворуких праворукому письму, " сменить руку", дать возможность ребенку писать левой рукой. Не торопитесь " сменить руку", особенно в тех случаях, когда переучивание началось задолго до школы, и пройден первый этап обучения (букварный период). Что же делать в этих случаях? Как это ни сложно, и учителю, и родителям нужно будет смириться и с плохим почерком, и со значительно более медленным темпом деятельности, но,
кроме этого, следует сделать все, чтобы ребенок не чувствовал собственной ущербности. Другая ситуация, когда ребенок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание. В этих случаях нельзя настаивать на праворуком письме, и само по себе разрешение работать левой рукой может снять многие проблемы, снять главный стрессорный фактор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...