Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уход от реальных законов. Внимание, родители! Раз ваш ребенок «ухо­дит» в виртуальный мир, значит, вам необхо­димо разобраться, чего ему не хватает в окру­жающей действительности.




Уход от реальных законов

Еще одна опасность кроется в условности «жизни и смерти> > компьютерного героя, того, с кем ребенок по ходу игры невольно начинает себя отождествлять. Пять жизней израсходовано, но есть еще шестая и можно выиграть седьмую, восьмую и т. д. Смерти не существует: умерев, ты можешь «воскреснуть» и все начать сначала.

Отсутствие логической связи, причинно-следст­венных отношений, ощущения необратимости смерти, в конце концов, тоже влияет на сознание и подсознание ребенка. Не в этом ли причина роста детского суицида?

Почему дети, вполне вроде бы благополучные, не из-за замечания в дневнике и даже не из-за несчаст­ной любви, в одиночку и компаниями слетают с крыш многоэтажек? Просто так... Может быть, они ду­мают, что не разобьются, а встанут и пойдут дальше, или им кажется, что у них в запасе еще пять-шесть жизней... По крайней мере, такую гипотезу неодно­кратно высказывали психологи, комментируя слу­чаи «беспричинного» самоубийства детей.

В уходе ребенка в виртуальную реальность таится определенная опасность для его психического здо­ровья, это очевидно.

Но и сам уход, в свою очередь, может быть сигна­лом неблагополучия отношения ребенка с реальным миром. Если в реальной жизни он имеет достойную альтернативу виртуальным мирам — понимающих, любящих родителей, друзей, разнообразные интере­сы, — то вряд ли в одночасье бросит все это ради ком­пьютера.

Внимание, родители! Раз ваш ребенок «ухо­дит» в виртуальный мир, значит, вам необхо­димо разобраться, чего ему не хватает в окру­жающей действительности.

 

По данным Интернета, психологами в течение 5 месяцев проводилось исследование влияния ком­пьютерных игр на пользователей 9 — 16 лет. Оно по­казало, что «введение компьютерных игр в структуру увлечений изменяет предпочтения других видов досуговой активности и их интенсивность лишь на не­сколько недель; в течение трех месяцев у большинст­ва пользователей восстанавливается прежняя струк­тура хобби. Интересен и другой результат, который опровергает расхожее мнение: у игроков в компьютерные игры, по сравнению с их сверстниками, на­блюдается более адаптивное социальное поведение. У подростков не обнаружили и серьезных наруше­ний психической деятельности или симптомов «компьютерной зависимости».

Таким образом, это исследование еще раз под­тверждает, что «компьютерная зависимость» являет­ся не правилом, а скорее исключением. Ей подверже­ны в основном те дети, которые испытывают диском­форт при встрече с реальностью.


Компьютер и одаренные дети

Если на клавиатуре Западает пара клавиш,

Это значит — вы ударник

И вообще герой труда.         Стишок из Интернета

Особенно опасным, по мнению психологов, мо­жет оказаться общение с компьютером одаренных детей.

Часто случается, что одаренный ребенок и так до­вольно одинок. Общение со сверстниками его не за­нимает, взрослые относятся к нему как к несмышле­нышу, в то время как в голове маленького вундеркин­да мысли, которые и не каждый взрослый способен понять. Для таких детей компьютер может стать единственным «понимающим собеседником. Вот где можно найти достойное «общение», вот где мож­но доказать истинное величие своего интеллекта. Одаренные дети, не имея возможности найти свое место в реальном мире, счастливы бывают, обретая его в виртуальной реальности. Эти дети, как показы­вают многочисленные исследования, в меньшей сте­пени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. В процессе познания они проявляют высо­кий уровень самостоятельности, широко использу­ют «саморегуляционные стратегии» обучения и легко переносят их на новые задачи. При этом сте­пень «автономного самообучения», по мнению неко­торых специалистов, может выступать в качестве своеобразного индикатора, указывающего на нали­чие выдающихся способностей.

Многочисленные исследования показали, что опасность кроется в диссинхронии — несоответст­вии уровней интеллектуального и других аспектов развития. Причем, если говорить об одаренных де­тях, это не исключительное, а, напротив, весьма ти­пичное явление.

«Высокий уровень интеллектуального развития, — пишет российский психолог, специалист по детской одаренности ЮД. Бабаева, — не гарантирует столь же высокого уровня развития психомоторных и ком­муникативных способностей. Широкое использова­ние новых информационных технологий может привести к существенному усилению негативных ас­пектов подобной диссинхронии. В условиях инфор­матизации имеющиеся у ребенка дефекты в общении

не только не будут преодолеваться, а, напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в «группу риска» и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как «интернет-зависимость», «иг­ровая компьютерная наркомания» и т. п.

Сидит себе такой одаренный ребенок за компью­тером, сам постигает все новые и новые его возмож­ности, получает удовлетворение от того, что может решать задачи, непосильные большинству сверстни­ков. Сам развивается, сам радуется успехам, царь и бог своего виртуального мира.

 

Маленький хакер винчестер чинил,

Крышечку снял и блины он помыл,

Очень доволен был папа-программер,

Долго писал он крутой ip сканер. Компьютерный юмор

Часто случается, что одаренный ребенок стано­вится хакером. Благодаря своим уникальным способ­ностям, он с легкостью преодолевает все возможные преграды, что вполне может способствовать появле­нию непомерно высокой самооценки и еще больше отдалить его от сверстников.

Кто такой хакер? В современном мире этим словом называют людей, которые в совершенстве владе­ют компьютерными знаниями, пытливый ум кото­рых позволяет им «взламывать» любые программы, разгадывать шифры самых засекреченных сайтов. В распространенном представлении такой человек те­ряет свой человеческий облик, становится чем-то вроде «компьютерного лешего> > — грязный, немы­тый, нечесаный, с безумным взором. Впрочем, в большинстве случаев это только мифы.

У детей-хакеров редко бывают друзья среди ро­весников — это почти неизбежная плата за любой та­лант. Как и все дети, они совершают ошибку, считая все происходящее с ними уникальным. Они ищут друзей среди взрослых, стараясь найти тех, кто будет общаться с ними на равных. Они умеют в двенадцать-шестнадцать лет то, чему другие учатся в двадцать пять — сорок. Они могли бы стать отличными про­граммистами, но пока их привлекает сладость за­претного плода, возможность получить недозволен­ное.

Картинка из жизни. К школьному психологу обращается папа Никиты (12 лет), жалуясь, что сын стал хакером, что ничего, кроме компьютера, его не интересует, что он не признает никакого другого общения, кроме виртуального. Родители по­пытались ограничить время, которое он проводит за компьютером. Это привело к тому, что мальчик убегает из дома и фактически живет в компьютер­ном клубе. Психолог рекомендует папе попросить сына о помощи в составлении какой-нибудь компью­терной программы, организовать совместную дея­тельность за компьютером. Результат: мальчик стал чаще общаться с отцом, причем темы бесед не ограничиваются только миром компьютера.

Специальное исследование, касающееся феноме­на хакерства, провела ЮД Бабаева. Было опрошено 900 человек различных возрастных групп и профес­сий. Многие из них считают, что хакеры обладают весьма высоким уровнем интеллектуального разви­тия и ярко выраженными творческими способностя­ми. На сегодняшний день для подтверждения или же, напротив, опровержения этих «житейских» пред­ставлений пока не хватает соответствующих науч­ных данных. В научном сообществе также нет обще­принятой точки зрения относительно конкретных причин, приводящих к возникновению феномена хакерства. Наиболее часто упоминаемые гипотезы вызывают его с трудностями в общении, а так: стремлением к самоутверждению. Согласно существующим данным, хакерство нельзя рассматривать лишь как негативное явление. Этот неоднозначный феномен еще требует специального изучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, хочется предложить вам, дорогие родители, небольшой экскурс в историю. Еще не за­быты те времена, когда в научных сообществах, на страницах газет и журналов велись дебаты о «книго­любах». Может быть, вы сами, а может быть, ваши родители, дяди и тети читали книги, что называется, «за­поем». Еще не закончив одну, тут же кидались на поиски следующей. Культовые писатели Ремарк, Селинджер, Хе­мингуэй, Фицджеральд и многие-многие другие от­крывали перед нами свои манящие миры. Миры, на­полненные высокими чувствами и необыкновенны­ми приключениями. На них вырастали «книжные люди», которые были так же далеки от реальности, как сегодняшние хакеры. Это явление волновало об­щественность не меньше, чем сейчас «компьютеромания», его тоже изучали и делали всевозможные прогнозы о полной оторванности от реальности и неприспособленности к жизни «книгоманов». И го­ворили о том, как портится зрение и искривляется позвоночник...

Затем пришла эпоха телевизоров. И все было очень похоже. Разговоры о том, что телевидение за­менит театр и кино, книги и музыку. Телезрители сутки напролет сидели перед экранами. «Телевиде­ние, — писали американские научные издания, — это не просто электронная игрушка или одно из многих развлечений. Оно оказывает огромное воздействие на семейные взаимоотношения и традиции, в том числе и на жизнь детей. В 1950-е годы только одна семья из двадцати имела телевизор; десять лет спустя телевизоры были уже у 90% американских семей. Се­годня 98% семей имеют, как минимум, один телеви­зор, а некоторые — даже три или четыре».

Фактически у телевизора дети стали проводить больше времени, чем за любым другим занятием (ис­ключая, пожалуй, только сон). В 1993 году средний статистический ребенок смотрел телевизор прибли­зительно 7, 5 часа в день.

Многие исследователи считают, что, показывая детям по телевизору огромное количество сцен на­силия, мы приучаем их к мысли, что агрессия - общепринятый выход из ситуаций, вызывающих фрустрацию. Некоторые, напротив, утверждают, что насилие, которое дети видят по телевидению, может служить замещением реальной агрессии, в результа­те чего агрессивность детей снижается, а не возрас­тает. Хотя вторая теория и заманчива, полученные в ходе исследований данные не подтверждают ее. Неоднократно возвращаясь к данной проблеме, ученые пришли к выводу, что де­монстрируемые по телевидению сцены насилия вызывают небольшое, но статистически значимое уве­личение агрессивности зрителей.

Этот список «виртуальных миров» можно про­должить. Вспомним, например, о музыке. Разве мало вы знаете подростков, которые целыми днями сидят в наушниках или терзают свою гитару, забывая есть, пить и делать уроки. Увлечение театром и кинозвез­дами, коллекционирование марок и значков — тоже своего рода уход от реальности.

Одним словом, если ваш ребенок чересчур увле­чен компьютером, постарайтесь его понять...

И напоследок еще несколько советов, кото­рые помогут вам в решении данной проблемы:

• Не спешите вести ребенка к врачу или психоте­рапевту, если он «заболел» компьютером. Сначала сами попробуйте до него достучаться.

• Проводите с ребенком больше времени. Вспом­ните игры, которые вас самих занимали в детстве. Если память подводит, обратитесь к соответствующей литературе. Поделитесь с ребенком секретами этих игр и не ленитесь играть вместе с ним — полу­чите огромное удовольствие.

• Почаще давайте ребенку в руки кисти, мозаику, пластилин или глину. Занимайтесь с ребенком со­вместным творчеством.

• Вспомните, что где-то рядом с вами есть парки, музеи, выставки. Заведите традицию куда-нибудь вместе ходить, хотя бы раз в неделю. Совместные прогулки вас очень сблизят.

• Никогда не награждайте ребенка игрой на ком­пьютере. Это может придать особый престиж такому времяпрепровождению. А ваша задача скорее состо­ит в том, чтобы снизить ценность общения с ком­пьютером. Если допуск к машине становится поощ­рением за успехи, лишение его — наказанием за про­винности, это может только усугубить ситуацию.

Все это очень нелегко. Но если приложить усилия и найти взаимопонимание с ребенком, вы вместе сможете пережить и эту волну «компьютеромании», и все прочие, ожидающие нас в будущем.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...