Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страх смерти




Обычно он появляется у детей лет в шесть и в принципе вполне нормален. Когда ребенок вдруг осознает, что и, он сам, и люди вокруг него смертны, это бывает для него се­рьезным потрясением. Но затем довольно скоро жизнь бе­рет свое, дети более или менее утешаются тем, что все это будет еще нескоро, и мысли о смерти постепенно вытесня­ются на задний план. Во всяком случае, они не отравляют существование ребенку.

Однако на некоторых детей осознание людской смерт­ности производит такое тяжелое впечатление, что они бы­вают не в состоянии от него оправиться. Страх смерти не дает им покоя. И самое сложное в борьбе с этим страхом то, что он вовсе не надуманный, а вполне реальный. В от­личие от боязни чудовищ (хотя и она, и страх темноты и одиночества по сути тоже проявления ужаса перед смертью, только выражены в завуалированной форме). Поэто­му родители подчас совершенно теряются, не зная, что ска­зать тоскующему малышу. Да и действительно, что тут ска­жешь? Что он будет жить долго-долго, а потом ученые при­думают какое-нибудь лекарство? Увы, такие уговоры обыч­но не действуют на детей с невротическим, усугубленным страхом смерти. Как же быть?

Мы с моей коллегой И. Я. Медведевой советуем при­общать таких детей к религии (но тоже осмотрительно, не напирая на обрядовую сторону и на ужасы преиспод­ней, чтобы не вызвать религиозный психоз). Вера в заг­робную жизнь и в бессмертие души дает очень многим детям — да и не только детям - точку опоры. По край­ней мере, наш опыт работы с маленькими невротиками это подтверждает.

Вот, к примеру, рассказ матери одного шестилетне­го мальчика: «Мой сын очень боялся умереть. Плакал навзрыд, спрашивал, страшно ли лежать одному в земле и изобретут ли таблетки, от которых можно жить вечно Сначала я не знала, как его успокоить. Говорила, что это еще нескоро. Но, естественно, ничего не помогало. При одном упоминании о смерти Ваня начинал плакать А потом я решила рассказать то, во что сама верю. Так меня наставляла моя бабушка (она была очень набож­ной и верила в загробную жизнь): «После смерти душа человека улетает на небо и оттуда наблюдает за всем что происходит на земле. Если человек хороший, то его душу забирают светлые силы, а если плохой - темные и страшные силы. А когда умершего человека закапывают в землю, он ничего не чувствует. Ему все равно, так как он, вернее, его душа уже на небе». Ваня после этого стал меньше беспокоиться и больше не плакал. Хотя вопросы еще задавал».

Особо впечатлительные и тонко чувствующие дети уже в 3-4 года проявляют тревогу: как это их когда-то не было?

Порой тоже доходит до слез и горьких обид. Мать одной 3-летней девочки ломала голову, не зная что придумать. Стоило ей в разговоре со старшим сыном вспомнить какое-то событие, случившееся до рождения дочки, как та принималась рыдать, требуя, чтобы ей сказали, где была тогда она. Ответы типа «Ты еще не родилась» вызывали у крошки только ярость. Наконец измученная и растерянная мать сказала просто, чтобы - как она потом признавалась — «отвязаться»: «Ты была на звезде». И это сработало! Девочка
мгновенно успокоилась и с тех пор полюбила слушать истории о детстве брата. Правда, еще года два неизменно уточняла: «А я тогда была на звезде, да? »

Кроме того, родителям стоит проанализировать и свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях (своих и детских), на разговорах о тяжелой, опасной жизни и т. п.? И не пытайтесь себя успокоить тем, что дети не слышат «взрослых» разговоров. Подчас бывает достаточно обрывка фразы, а главное, флюида тревожности, который ловится впечатлительными детьми моментально и нарушает их хрупкое душевное равновесие часто сильнее слов.

Детям лет до 8-10 - и уж тем более нервным и ранимым лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Это для них настолько непосильное переживание, что их потом могут даже мучить скрытые навязчивые страхи, что их родственники на самом деле не живые люди, а мертвецы. Последствия таких психических травм порой аукаются и через много лет. Например, некоторые взрослые проявляют поразительное бесчувствие, узнавая о смерти друзей и близких. Окружающих оно возмущает, а на самом деле вполне может свидетельствовать вовсе не о жестокости и неблагодарности человека, но о неизжитом иррациональном детском страхе, перед которым его взрослое сознание оказывается совершенно бессильным. Недавно мне рассказали про учительницу, которая, решив наглядно продемонстрировать десятилетним ученикам устройство человеческого организма, сводила их в морг. У рассказчика уже родились и выросли свои дети, но при одном упоминании об этой «просветительной акции» его забила мелкая дрожь.

Это не значит, что при детях вообще не следует упоминать про умерших родственников. Конечно, следует, ведь, кроме всего прочего, это тоже дает надежду на «жизнь после жизни»: если человека вспоминают, значит, он не покинул нас окончательно.

Что же касается изживания страха смерти в игре, то вряд ли этично делать это напрямую. И уж тем более если семья действительно понесла тяжелую утрату.

На самом деле практически все вышеприведенные игры опосредованно борются и со страхом смерти. Поэтому в большинстве случаев их бывает вполне достаточно, чтобы он незаметно снялся как бы сам собой. Если и затрагивать тему смерти в играх, то лишь метафорически. Например так:

 

1. «УДИВИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА» (для детей 6-7 лет).

Этот сюжет лучше разыгрывать за самодельной ширмой в куклах. У одного мальчика (или девочки, пусть ребенок сам выберет пол персонажа и даст ему имя) совсем не было друзей. И он очень огорчался. (Попросите ребенка показать, как он томится от скуки, слоняется по комнате, не зная, чем заняться. Зафиксируйтесь на мечте иметь друга, она будет отвлекающим маневром, маскирующим истинную тему игры. Это важно, чтобы не «задеть за живое», не нанести ребенку новую психическую травму). И вот однажды... (Придумайте вместе, как произошло знакомство с другом, поподробнее покажите, во что дети играли, как им было весело и т. п. ). С тех пор мальчик, засыпая, каждый вечер мечтал, чтобы поскорее наступило утро и можно было побежать на детскую площадку,
где его ждал друг. Но вот как-то он прибежал туда, а друга там не оказалось... (Не требуйте, чтобы ребенок подробно и выразительно изображал переживания мальчика. Главное обозначить момент утраты). С тех пор мальчик не раз приходил на площадку в надежде вновь встретить друга, но его не было.

А спустя некоторое время семья мальчика переехала в другой город. Но когда он первого сентября пошел в шкоду, то неожиданно... увидел там пропавшего друга! (Придумайте вместе с ребенком, как произошло столь удивительное совпадение, и в подробностях покажите радостную встречу. В дальнейшем ситуацию можно варьировать:
встреча может происходить не в школе, а в театре, кино, кружке; переезд в другой город не обязателен; причины, по которым друг перестал ходить на площадку, могут меняться и т. п. Однако всегда подчеркивайте, как важно надеяться на лучшее, вселяйте в ребенка уверенность, что надежды в конце концов сбываются).

2. «ИЩЕМ В ПЛОХОМ ХОРОШЕЕ» (для детей 6-8 лет). Эту игру мы с И. Я. Медведевой предлагаем детям, склонным предаваться унынию и легко впадающим в отчаяние (а именно среди таких прежде всего распространен страх смерти).

Ведущий обозначает какую-то малоприятную ситуацию. Например, ребенок с отцом пошли в кино, но опоздали и их не пустили. Неприятная ситуация? - Безусловно. Спрашивается: а что в ней можно найти положительного, чем себя утешить? (Например, на сэкономленные деньги можно покататься на аттракционах или поесть мороженого). За каждый правильный ответ начисляется по очку. У кого очков будет больше - тот, естественно, выиграет. Можно играть и вдвоем, задавая ситуации по очереди (но, разумеется, избегая трагических, связанных с гибелью).

 

3. ИГРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕМ (для детей 5-8 лет). В них, в основном, играют девочки, обладающие природным артистизмом и развитым воображением. Фантазируя на тему, кем они были в «прежней жизни» («давай играть, что я была когда-то принцессой... »), они тоже подспудно избавляются от навязчивого страха смерти. Задача родителей в данном чае не столько участвовать в этой игре, сколько подыгрывать воображение ребенка, рассказывая ему о жизни людей в разные эпохи, о ярких исторических событиях, читая увлекательные книги, чтобы сегодня их дочери захотелось представить себя принцессой, завтра - маленькой циркачкой вроде Суок, а послезавтра – «гостьей из будущего».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...