Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений




Это один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает особенно тяжелые формы. Ничего удивительного тут нет: нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Еще не так давно С. Образцов, создатель знаменитейшего кукольного театра, на полном серьезе не рекомендовал родителям приводить пятилетних детей на спектакль «Красная шапочка», считая, что образ волка может произвести на них слишком тяжелое впечатление. А теперь
пятилетние дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби и проч., но и боевики, триллеры и фильмы ужасов.
Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек, задумчивых осликов и милых поросят, то можно лишь поразиться,
как при такой нагрузке на психику еще не все наши дети невротизированы.

Поэтому даже к такому вроде бы безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков, сейчас следует относиться очень осторожно, и если ребенок подвержен страхам, не следует разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров. Даже если он этого требует (среди детей нередко встречаются такие, которые, замирая от
страха не могут, тем не менее, оторваться от экрана, когда там показывают ужасы). Вы ведь не пойдете у него на поводу, если он потребует наркотиков или водки, а ведь в
данном случае вред вполне сопоставим.

В то же время не стоит забывать и о том, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. И
в этом случае вам придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет, сколько бы вы ни потратили сил на коррекционные игры. Как определить такую боязнь? Ну, во-первых, попробуйте посмотреть на себя со стороны. Например, фиксируйте в течение недели, сколько раз в день вы делаете ребенку замечание и сколько раз хвалите его. Или поинтересуйтесь мнением окружающих, только не обижайтесь, если оно окажется для вас не совсем лестным. А потом пригласите в компанию еще одного-двух человек (желательно таких, у которых с ребенком нейтральные отношения) и разыграйте в куклах несколько сказок с участием отрицательных персонажей. Если при раздаче ролей ребенок будет упорно назначать вас на роль Бабы Яги, Волка и проч., я бы расценила это как повод к размышлению.

 

1. «МАСКИ СТРАХА» (для детей 4-8 лет). Этот прием используют очень многие психологи и психиатры. Детей просят сделать маску страха (или «кого-то страшного»), которой малыши потом по очереди пугают друг друга. Эту игру нужно проводить на большом эмоциональном подъеме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Взрослым пугать ребенка не стоит. Лучше пригласить в гости одного-двух соседских ребятишек и тщательно дозировать игру. Не давайте малышам перевозбуждаться, а то резкий выплеск страхов может привести к проявлениям агрессивности. Не настаивайте, если ваш ребенок будет отказываться играть роль боящегося и захочет только пугать (или наоборот). Затевайте игру примерно раз в неделю и через некоторое время он, скорее всего, заразившись примером товарищей, согласится исполнить обе роли (это важно не только для преодоления робости, но и чересчур критичного отношения к себе, нередко сковывающего поведение нерешительного ребенка).

Через два-три сеанса введите в игру новый элемент: пусть тот, кого пугают, прогонит страшную маску. Но только пантомимой. Следите, чтобы опять дело не дошло до рукоприкладства.

И ни в коем случае не допускайте, чтобы при дошкольниках рассказывались «страшилки» типа «Черная рука». Они популярны среди детей лет 9-12, и для них это своеобразная психологическая закалка, этакая «психотерапия детским фольклором», а на малышей подобные истории производят ужасное впечатление.

 

2. «ПУТЕШЕСТВИЕ К БАБЕ ЯГЕ» (игра, предложенная А. И. Захаровым для детей 3-5 лет). Отправьтесь вместе с ребенком к Бабе Яге или Кощею. Соорудите из диванных подушек их жилище. Помните, что ребенок любит преодолевать препятствие. Поэтому
надо, чтобы ваш путь лежал через горы и долины, реки и пропасти (нагроможденные табуретки, подушки, коврики и т. п. ). Идите как можно смелее! Пусть ребенок угрожает Бабе Яге или Кощею, нападает на них. Потом поменяйтесь ролями. Теперь малыш будет восседать в роли Кощея на подушках. Встречаясь лицом к лицу с опасностью (пусть вымышленной) и даже побывав «в шкуре» злодея, ребенок перестанет его бояться. Но вы должны непременно его хвалить, подчеркивать его смелость.

 

3. «СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД» (для детей 4-8 лет). Ребенок под руководством взрослого лепит из пластилина сказочных персонажей. Потом с ними разыгрываются различные сюжеты. Выбор персонажей и сюжетов зависит прежде всего от ребенка (но если он затрудняется, взрослый спешит ему на помощь). Надо стремиться к тому, чтобы ваш сын или дочь постепенно переиграли все роли. Постарайтесь почаще привлекать к игре и приятелей своего ребенка, поскольку ему очень полезно увидеть разные способы реагирования на одни и те же обстоятельства. При лепке обращайте внимание ребенка на отображение настроения персонажей. Например, пусть Иванов-царевичей будет несколько: один испуганный (вжал голову в плечи), другой - понурый (голова опущена), третий - грозный (замахивается мечом), а четвертый - гордый своей победой (голова поднята, плечи расправлены). У Змея Горыныча может быть две ипостаси: свирепая и жалкая (это легко передать уменьшением размера).

 

4. «ИГРАЕМ В ПРИВИДЕНИЯ» (для детей 6-8 лет). Как отмечают специалисты и многие родители, в последние годы маленькие дети стали больше бояться привидений: сказывается влияние соответствующих мультфильмов и фильмов. Конечно, взрослые пытаются объяснить малышу, что привидений не бывает, что все это выдумки, но их объяснения далеко не всегда достигают цели.

Отыгрывать страх привидений очень хорошо помогает конструктор «Лего»: в одном из его вариантов есть крошечное привидение, которое даже светится в темноте, но при этом выглядит нисколько не пугающе, а очень даже симпатично. Можно и самим смастерить привидение из бумаги или кусочка белой материи. Надо только, чтобы оно было маленьким и забавным, тогда ребенку будет не страшно взять его в руки. Если вы приобретете «Лего», «назначьте» привидение помощником хороших рыцарей, пусть оно побеждает злодеев, подстраивает им ловушки, морочит голову. Положительный герой должен сначала пугаться привидения, но потом подружиться с ним.

А можно драматизировать сказку О. Уайльда про Кентервильское привидение. Читать ее ребенку не обязательно, она достаточно трудна для восприятия в дошкольном и младшем школьном возрасте, но сам факт, что озорные дети буквально затерроризировали своими шалостями и насмешками привидение, которое рассчитывало их напугать и выжить из замка, скорее всего придется вашему малышу по душе и он будет с удовольствием играть в это. Используйте игрушки из «киндерсюрпризов», их размер в данном случае оптимален. Меняйтесь ролями. Строго придерживаться авторского сюжета не обязательно, но надо следить, чтобы игра не приобретала зловещего оттенка. В подобных случаях мягко, но решительно направляйте фантазию малыша в более безобидное русло, предлагайте ему пожалеть бедное привидение, над которым озорники и так уже порядком поиздевались.

 

5. «МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ ИЗ ВАЗАСТАНА» (для детей 5-7 лет). Когда страх привидений уже отыгран на маленьких фигурках и в рисунках, иллюстрирующих эти игры, предложите ребенку инсценировать эпизод из «Повести о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше». Помните, как Карлсон изображает привидение и пугает «домомучительницу» фрекен Бок? Прочтите вслух соответствующую главу из повести А. Линдгрен, потом возьмите старую простыню, сделайте в ней прорези для глаз и попробуйте играть без кукол, сначала предложив роль «привидения из Вазастана» соседскому ребенку. И внимательно наблюдайте за реакцией своего малыша. Если он не
выкажет тревоги, в следующий раз ему дайте роль привидения ему. Если же вы заметите, что ребенку не по себе, перейдите на кукольный вариант игры (однако игрушки надо брать уже не маленькие, а среднего размера). С театрализацией без кукол придется повременить, ваш малыш еще не готов к такой психологической нагрузке. Играть надо в светлое время суток, когда ребенок спокоен и не утомлен. Вообще, в теме привидений и прочей нечисти есть жутковатый момент даже для взрослых, поэтому в игре должно быть как можно больше условности и юмора. Шутливый тон, смех, подчеркивание того, что все это происходит не по-настоящему обесценивают страшные фантазии, а яркие, но не пугающие художественные образы наслаиваются на те, которые раньше вызывали у малыша страх своей сверхъестественностью, и в конце концов заслоняют их. Вот почему, борясь со страхом фантастических персонажей, важно опираться на знакомые и, по сути, не страшные
сюжеты. А от мыслей о всяких зомби, вампиров и кровожадных рептилий малышей лучше отвлекать, поскольку «герои» эти настолько чужеродны для русской культуры, что игра в них часто лишь усугубляет страхи ребенка. Образно говоря, в его подсознании нет иммунитета против подобных персонажей, и лучше не рисковать. (Подробнее мы написали об этом с И. Я. Медведевой в книге «Разноцветные белые вороны», см. главу «Страсти-мордасти»). Советую обходить стороной и образ дьявола.

Вообще, изображая страшных сказочных персонажей, следует подчеркивать в них какие-то слабости, смешные недостатки. Чтобы у ребенка не создавалось впечатление
неуязвимости и непобедимости Зла. Берите в этом пример с советских мультипликаторов и детских режиссеров, которые всегда привносили в образ Бабы Яги или Кощея некоторую долю юмора.

 

5. «ПРЕВРАЩЕНИЕ СКАЗОЧНОГО ЗЛОДЕЯ» (для детей 4-8 лет).

Можно играть вдвоем, а можно пригласить еще нескольких детей. Смысл игры состоит в том, чтобы придумать, в кого или во что превратился сказочный злодей,
который тревожит воображение вашего ребенка, а потом изобразить это в рисунках, лепке или в маленьких театральных сценках. У детей 7-8 лет пользуется популярностью
пантомима. Тогда у игры появляется дополнительное условие: надо отгадать, кого изображает водящий. Отгадавшему начисляются очки. Для четырехлеток важнее всего
сам факт, что чудище превратилось в кого-то совсем не страшного. Играя же с ребятами постарше, обращайте внимание на занимательность сюжета и хотя бы некоторую
мотивированность превращения. Например, колдунья может превратиться в кошку (лучше беспомощного котенка), веник или метлу (ассоциация с по­мелом), в старый халат или рваные шлепанцы (колдуньи ведь часто изображаются в книгах и мультфильмах неопрятными, грязными старушенциями). Такое обытовление сказочных злодеев, включение этих образов в цепочки привыч­ных логических связей тоже лиша­ет их ореола сверхъестественности и способствует преодолению страха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...