Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рождение риторики в античности

Риторика

Содержание

Раздел 1. Риторика: ее истоки и возрождение. 5

Глава 1.1. Рождение риторики в древности и ее развитие. 5

§1.1.1. Традиционное определение риторики. 5

§1.1.2. Сила слова. 5

§1.1.3. Рождение риторики в античности. 5

§1.1.4. Софисты. Их роль в становлении риторики. 6

§1.1.5. Сократ. Платон. Аристотель. 6

§1.1.6. Из истории русской риторики. 7

Глава 1.2. Современная риторика. 9

§1.2.1. Определение современной риторики. 9

§1.2.2. Общая риторика и ее разделы.. 10

§1.2.3. Частные риторики. 11

§1.2.4. Связь риторики с другими науками и искусством. 11

Глава 1.3. Риторика и речевое поведение человека. 13

§1.3.1. Риторика и лингвистическая прагматика. 13

§1.3.2. Речевое событие. 13

§1.3.3. Поток речевого поведения, или дискурс. 13

§1.3.4. Речевая ситуация. 14

§1.3.5. Речевое действие (речевой акт) и типы речи. 15

§1.3.6. Принцип гармонии речевого события. 17

§1.3.7.Требования к поведению говорящего. 18

Глава 1.4. Законы современной общей риторики. 21

§1.4.1. Закон гармонизирующего диалога. 21

§1.4.2. Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого общения. 21

§1.4.3. Закон продвижения и ориентации адресата. 22

§1.4.4. Закон эмоциональности. 23

§1.4.5. Закон удовольствия. 23

Глава 1.5. Контакт с адресатом, чувство аудитории. 24

§1.5.1. Контакт как психологическое понятие. 24

§1.5.2. Чувство аудитории и средства его воспитания. 24

§1.5.3. Разговорность речи как средство установления контакта с аудиторией. 24

§1.5.4. Зрительный контакт и голосовой контакт. 25

§1.5.5. Три способа развития коммуникативности. 26

Раздел 2. Риторический канон и современное публичное выступление. 27

Глава 2.1. Изобретение содержания речи. 27

§2.1.1. Риторический канон и современное красноречие. 27

§2.1.2. Мотивы отбора «фрагментов действительности» (фаза ориентации) 28

§2.1.3. Таксономия. 30

§2.1.4. Топика. 30

§2.1.5. Смысловые модели. 31

§2.1.6. Тема и цель речи. 34

§2.1.7 Фаза выбора и фаза погружения. 35

Глава 2.2. Диспозиции. 35

§2.2.1. Диспозиция как раздел науки. 35

§2.2.2. Композиция описания и повествования. 36

§2.2.3. Классический образец речи-рассуждения. 37

§2.2.4. Структура современного публичного выступления. 37

§2.2.5. Вступление. 38

§2.2.6. Главная часть речи. Целевые установки и методы изложения материала. 38

§2.2.7. Основная часть аргументирующей речи. 39

§2.2.8. Заключение речи. 40

Глава 2.3. Украшение содержания (элокуция) 40

§2.3.1. Элокуция как раздел риторики. 40

§2.3.2. Прямое и косвенное сообщение. 41

§2.3.3. Риторические тропы.. 42

§2.3.4. Риторические фигуры.. 44

Глава 2.4. Запоминание и произнесение речи. 46

§2.4.1. Запоминание речи. 46

§2.4.2. Импровизированная речь. 47

§2.4.3. Произнесение речи. 47

§2.4.4. Темп и громкость речи. 48

§2.4.5. Мимика и жестикуляция оратора. 48

Раздел 3. Деловая риторика. 50

Глава 3.1. Деловое общение. 50

§3.1.1. Понятие деловой риторики. 50

§3.1.2. Деловое общение. Его цели и типы.. 50

§3.1.3. Основные характеристики делового общения. 51

Глава 3.2 Беседа. 52

§3.2.1. Понятие беседы.. 52

§3.2.2. Виды деловых бесед. 52

§3.2.3. Кадровые беседы.. 53

§3.2.4. Дисциплинарная беседа. 56

§3.2.5. Проблемные беседы.. 56

§3.2.6. Организационные беседы.. 56

§3.2.7. Творческие беседы.. 57

§3.2.8. Беседы с посетителями. 57

§3.2.9. Подготовка к беседе. 57

§3.2.10. Типы вопросов. 58

Глава 3.3. Переговоры.. 59

§3.3.1. Переговоры и беседа. Отличие между ними. 59

§3.3.2. Типология переговоров. 60

§3.3.3. Важнейшие особенности переговоров. 60

§3.3.4. Подготовка к переговорам. 61

§3.3.5. Этапы переговоров и типы совместных решений. 64

§3.3.6. Тактические приемы.. 65

§3.3.7. Ошибки при ведении переговоров. 67

Литература. 69


Данное учебно-методическое пособие «Риторика» знакомит студентов с историей рождения этой науки, с ее законами, с процессом создания публичной речи и ее совершенствования. Кроме традиционных разделов общей риторики в пособие включены и разделы из деловой риторики, которые знакомят с основами ведения беседы и переговоров. Полученные знания помогут будущим менеджерам, и всем, кто хочет овладеть секретами хорошей речи, не только в ситуациях делового общения, но и в повседневной жизни.

Раздел 1. Риторика: ее истоки и возрождение

Глава 1.1. Рождение риторики в древности и ее развитие

Традиционное определение риторики

Наука, к изучению которой мы приступаем, очень древняя: она родилась еще в античности. И, конечно же, за многие века своего существования претерпела значительные изменения, наполнилась новым содержанием, хотя суть ее осталась той же. Точное определение современной риторики вы найдете в конце главы. Оно явится выводом из сведений, которые дают представление об истории развития риторики. А пока обратимся к традиционному, общепринятому определению. Слово «риторика» произошло от греческого rheo — «говорю, лью, теку». Производное от него rhetor означало «ритор, оратор». Это слово дало название науке «риторика», т.е. мастерство (искусство) ораторской речи. (Заметим, что в ХIХ в. было два варианта написания слова — «рЕторика» и «рИторика». Сегодня принята норма «рИторика»). Итак, традиционное определение звучит так:

риторика — теория, мастерство и искусство красноречия.

Ключевое слово «красноречие» вызовет у современного человека неоднозначное толкование: один свяжет его с «краснобайством», умением увести от сути дела, другой — с узко профессиональной сферой деятельности. И оба будут неправы, потому что владение словом включает в себя не только филологические проблемы, но и общекультурные, философские, социологические.

Чтобы убедиться в этом, вспомним о том, какое значение и какую силу имеет слово в предназначении человека.

Сила слова

Вера людей в слово и его силу уходит далеко в глубь времен. Вера эта проявилась в магической силе первобытного заклинания и заговора. Софист Горгий, живший в древней Греции, сказал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить... Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет». Это высказывание актуально и сегодня. Академик РАН П. П. Гаряев экспериментальным путем доказал, что слова, несущие негативную информацию, разрушают живую клетку, а слова, полные любви и добра, оздоравливают ее. Вот почему к слову нужно относиться очень бережно.

Рождение риторики в античности

Родилась риторика как дисциплина в Афинах около V века до н. э. Основателем античной риторики считают знаменитого софиста Горгия (485-380 г.г. до н.э.). Вот как пишет о нем А. Ф. Лосев, опираясь на античные источники: «Он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное употребление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, апострофы и парисосы…» (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. — М., 1969. — С. 34-35). Автором же первого учебника называют сицилийца Корака из Сиракуз, который вместе со своим учеником Тисием начал преподавать ораторское искусство в специальных школах.

Возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования. Но в истории риторики были и драматические моменты, когда она запрещалась. Так дядя Платона Критий, став главой афинских тиранов, отменил преподавание красноречия, усмотрев в нем весьма опасное занятие, которое дает власть над людьми.

Мы обратимся к лучшим страницам истории риторики, к именам тех, кто внес в ее развитие неоценимый вклад. На первых порах она была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству. Бродячие учителя красноречия, софисты, брались обучить любого желающего искусству спора и публичной речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...