Фаза выбора и фаза погружения
В фазе выбора начинается этап самоограничений, на котором нужно определить: · главное — второстепенное · существенное — несущественное · старое — новое · известное — неизвестное · общепринятое — оригинальное · понятное — непонятное. Далее, по мнению классической риторики, можно приступить к работе с энциклопедическим материалом, словарями, справочниками, монографиями, научными и деловыми документами, которые дают устоявшиеся представления о действительности. Таким образом, уже отобранный и упорядоченный корпус фактов получает перспективу — историческую, культурную, научную. Задачей фазы погружения является гармонизация материала разного происхождения: сейчас нужно проверить достаточность фоновых сведений и самостоятельных наблюдений, наличие противоречий. Итак, на этапе «инвенция», во-первых, происходит определение того, материал какого рода и в каких пропорциях составит сообщение; во-вторых, тема предстает как единство определенного количества аспектов, которые могут быть представлены на разном уровне глубины, в-третьих, позиция автора получает завершенное выражение. Подводя итоги всему сказанному в этой главе, еще раз подчеркнем, что инвенция отвечала за то, что подготовленный материал доброкачествен, систематизирован и может быть основой будущей речи. Организовать само сообщение была призвана диспозиция.
Вопросы для самопроверки. 1. Назовите пять этапов работы над речью, которые разработала классическая риторика. 2. Какие три фазы отмечаются в инвенции? Задачи каждой из них? 3. Какие смысловые модели предлагает риторика для поиска идей речи? Приведите свои примеры работы смысловых моделей.
4. Что такое топика? Согласны ли вы с высказыванием Е.В. Клюева: «Техника топоса — техника задавать вопросы»? Глава 2.2. Диспозиции Диспозиция как раздел науки Cледующий после инвенции этап создания речи — диспозиция. Еще древние риторики сравнивали деятельность говорящего с деятельностью полководца. Выбор «воинов — идей» осуществлялся на этапе изобретения, а вот расстановка и передвижение этих войск — на этапе диспозиции. Этот раздел риторики фактически представлял собой «науку развития мысли, давая ощутить сообщение как процесс». Основные требования к диспозиции были таковы: · установить четкое членение сообщения; · обеспечить внутреннюю связность между частями. Таким образом, возникает вопрос о соотношении плана и композиции речи. Классическая и современная риторика не отождествляет эти понятия. «План отражает внутреннюю структуру речи, это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи…» (20, 33). «В отличие от плана — внутренней структуры речи (что из чего вытекает), композиция выступления — это его реально — речевая, внешняя структура (что, за чем и как излагается)» (20, 34). Для того, чтобы понять, чем отличается план от композиции, представим себе, что вы задумали построить дом. Для этого сначала вы обсуждаете свои замыслы (идеи) с архитектором: что должно быть в этом доме, как он должен выглядеть и т.д. Затем вместе с архитектором составляете план дома. Т.е. план будущего дома можно рассматривать как идею. Но чтобы реализовать эту идею в жизни, нужно продумать план строительства будущего дома. В риторике реализация идеи-плана и называлась композицией. За многовековую историю риторика разработала множество образцов, которые помогают структурно организовать речь. Но в основе любого из них лежит простейшая композиционная схема:
· вступление; · основная часть; · заключение. Композиция описания и повествования На основе универсальной композиционной схемы диспозиция разработала и частные композиционные ходы — такие, как описание, повествование. Н. Ф. Кошанский в «Общей реторике» дает такие рекомендации для описания: Как описывать предмет. I. Начало 1. Обратиться к предмету «в живом… чувстве» (О люди!) 2. Сказать о времени дня или года 3.Сказать о месте, где предмет находится или встречен: общая картина, затем взгляд фокусируется на предмете. II. Середина 1. Если предмет «бездействует» (озеро, холм), описываются перемены в нём в разное время (топ «обстоятельства: время») 2. Если это неодушевленный предмет и он как целое состоит из частей (город, сад), то описываются отдельные его части, даются картины с разных его сторон (топ «целое: части») 3. Если это предмет «нравственный», то прибегают к топу «род и вид», «разновидности» (скромность, роскошь и т.д.) 4. Если это действующее лицо («герой»), то описываются его свойства и действия одно за другим, постепенно и отдельно. 5. Особенно полезно использовать топ «сопоставление». III. Конец 1. Вновь обратиться к предмету 2. В самом конце нужна «нравственная занимательная мысль высокая и разительная истина». Информирующая речь может быть построена и в форме повествования. Как рассказывать истории. I. Начало. Возможны следующие варианты: 1. Обращение к адресату Общая мысль рассказа в афористической форме 2. Общепринятая истина 3. Место, время, действующие лица II. Середина. Варианты: 1.Следовать естественному ходу событий. При этом рассказчик должен «нагнетать» степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает «середину» 2.Можно начинать, как советует Ломоносов, «не с начала деяния, а с некоторого чудного, знатного или нечаянного приключения, которое было в середине самого действия», т.е. кульминации. III. Конец: 1.Развязка истории. 2.Нравственный вывод. Мы обратились к традиционным образцам, которые могут показаться нелепыми или устарелыми. Но хорошие ораторы пользуются и сегодня этими рекомендациями, помня, что риторическое расположение — «не догма, а руководство к действию». Примеры таких речей можно найти не только в старых учебниках, но и в современных. Например, у Поля Сопера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|