Фигуры речи — это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила её воздействия на адресата.
Как уже было сказано, риторических фигур несколько десятков. Мы остановимся на тех, которые эффективны и просты в употреблении и часто встречаются как в публичных выступлениях, так и в обыденной речи. Антитеза — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. Пример: Жизнь коротка — искусство вечно; претензии велики, да возможностей мало. Градация — такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности. Пример: Время летит: минута, век, эра. Анафора — повторение слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Пример: Суров закон. Суров, но справедлив. Из двух спорящих один всегда не прав. Из двух спорящих не прав тот, кто умнее. Эпифора — повтор заключительных элементов последовательных фраз. Пример: Кто должен взяться за это, если не мэр? И кто в любом случае потом получит по шапке, если не мэр? Анадиплозис — последующая фраза начинает с повтора элемента, завершающего фразу предыдущую. Пример: Он не прав. Не прав любой, кто сердится. Параллелизм — однотипность синтаксических конструкции в смежных или отстоящих недалеко друг от друга частях сообщения. Пример: Но что же сказать о любви чистой и ясной, о любви идейной, о любви к Родине? Она бескорыстна, но это потому, что и всякая любовь бескорыстна (или она не есть любовь). Она готова на жертвы, но это потому, что нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и самоотречения… (А. Лосев) Период — это такое построение фразы, при котором и говорящий и слушающий уже в начале этой фразы предчувствуют, ожидают, каково будет её развитие и завершение.
Сегодня периодически структура — единственная синтаксическая конструкция, которая позволяет строить длинные предложения, хорошо воспринимаемые слушателями, аудиторий. Существует несколько типов периодов, которые во многом аналогичны классификации сложноподчинённых и сложносочинённых предложений. Временной период. Модель: в одной из частей периода имеем: когда …, когда …, когда... в другой части — тогда. Пример: Когда нам говорят о великом преступлении…; когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи; когда жертва его — слабая девушка…; каждый из нас, возмущённый, становится на сторону обиженных (П. Сергеич). Условный период. Модель: если…, если…, если…, то… Определительный период. Модель: кто…, кто…, кто…, тот… и другие. Перечисленные фигуры создают ритм речи, который в свою очередь вызывает эмоции у слушателей. (Вспомните стихи: они гораздо больше влияют на человека, потому что в них есть ритм, т.е. музыка). Особенно важны те риторические фигуры, которые помогают установить контакт между говорящим и слушателем, диалогизируют речь. Рассмотрим их. Риторический вопрос — утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизировать внимание и интерес слушателей. Пример: Есть ли где народ, есть ли город такой, как наш? Умело поставленный риторический вопрос формирует мнение и чувство аудитории, выделяет важные мысли в речи. Риторическое восклицание — особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора. Пример: О времена! О нравы! Сермоцинацио — это «прямая речь» в ткани устной монологической речи (выступления), но не любая, а выдуманная, додуманная или в обработанной форме восстановленная оратором. Пример из «Обращения к юношеству» Льва Толстого: Что же любить?... Любить не для того, кого любишь, не для себя, а для любви». Стоит понять это, и сразу уничтожится все зло человеческой жизни и становиться ясным и радостным смысл ее. «Да, это хорошо бы было. Чего же лучше, — скажут люди. — Хорошо бы было любить и жить для любви, если бы все так жили. А то я буду жить для любви, отдавать все другому, а другие будут жить для себя; для своего тела, что же будет со мной?».
Вот что писал П. Сергеич о сермоцинацио: «Этот прием незаменим как выражение нравственной оценки поступков… человека». Итак, риторические тропы и фигуры и по сей день являются важным средством выражения мысли автора, тем рычагом, с помощью которого можно овладеть вниманием аудитории и установить с нею контакт.
Вопросы для самопроверки. 1.Как называется раздел риторики, изучающий украшение речи? 2. Что такое прямое сообщение? Приведите примеры. 3. Что такое метасообщение? Назовите основные риторические формы метасообщения. Приведите примеры. 4. Что такое риторический троп? Каково различие между риторическими и языковыми тропами? 5. Вспомните законы риторики. Почему можно сказать, что риторические тропы способствуют выполнению этих законов? Какие особенности переносных значений обеспечивают это? 6. Дайте определение метафоры. Какова ее структура? Виды метафоры? 7. Вспомните названия других тропов. Дайте их определения. Приведите свои примеры (или примеры из газет, журналов). 8. Что такое риторические фигуры? Назовите их, дайте определения и приведите свои примеры. 9. Найдите в учебниках риторические тропы и фигуры, о которых не шла речь в данном пособии. Какие из них кажутся вам интересными и наиболее употребляемыми в современной речи? Глава 2.4. Запоминание и произнесение речи Запоминание речи При подготовке к любому публичному выступлению нужно учесть те рекомендации, которые разработала риторика на протяжении веков. Прежде всего, нужно помнить об ораторской этике, которая основана на уважении к слушателям. А потому нужно не только продумать ее содержание, но и тщательно подготовиться к ее проговариванию. Следующий этап в работе над речью — это ее запоминание. В античности речь заучивали наизусть. Многочасовые речи Цицерон запоминал с помощью разработанного им метода. Как же поступать сегодня? Ведь современная речь должна быть естественной, вызывать ощущение импровизации.
Конечно, метод запоминания и подготовки к выступлению у каждого индивидуален. И все же прислушаемся к советам, которые дает А. К. Михальская сегодняшним ораторам: 1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета. 2. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев) репетировали лекции по несколько раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя-тремя репетициями. 3. Репетировать речь нельзя «по кускам», а нужно только как целое. Если запутались, не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести пропущенное в удобное место, сказав: «Чуть было не забыл… Вы еще спросите…» — и добавить то, что нужно. 4. Готовясь к речи, вы можете составить шпаргалку — несколько небольших листов бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. 5. Перед тем как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного — развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи. 6. Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи — аудиторию, помещение. 7. Репетируя, не старайтесь запомнить фразы, отдельные обороты… Ваша цель — запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть. «Свободное владение речью означает владение речевым мышлением» (18, 212).
8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет получаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли. 9. На листке плана оставьте широкие поля — на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответствующий раздел. На основной части листка напишите основную часть («шпаргалку») к данному разделу. «Правилом должна быть свободная речь по ключевым словам» (18, 215). Во время прогулки произнесите речь на ходу, используя подготовленные карточки. И вот наступает день, когда вы выходите со своей речью к слушателям. И вдруг в середине речи у вас возникает непреодолимое желание импровизации. Допустимо ли это? Х. Леммерман в своем учебнике приводит следующие слова Дамашке: «Отдельные трудности, которые мучат при подготовке и кажутся не поддающимися полному преодолению, часто молниеносно проясняются и решаются самим собой во время доклада… Если во время речи открываются ворота новых знаний и появляются вереницы новых мыслей, то для оратора это самое счастливое событие» (18, 211). Конечно же, можно вставлять новые мысли, которые не предусмотрены в конспекте, «но импровизации нельзя буйно разрастаться в докладе», т.к. речь может потерять связность, логичность. Легкость импровизации достигается с опытом. Импровизированная речь Техника речевой импровизации представляет собой тонкую и сложную систему, она достаточно разработана. Мы рекомендуем один из возможных вариантов: 1) сформулируйте четко тему и главную, центральную мысль, которую вы хотите передать; 2) сформулируйте позиции основной части (по крайней мере, важнейшие; их должно быть немного — 2-3); 3) сформулируйте несколько вводных и заключительных замечаний; 4) подумайте, если осталось еще время, о доказательствах, фактах, примерах, вернувшись к основной части. Может быть, вам придет в голову цитата, афоризм, пословица, анекдот, случай из жизни, пример из истории или литературы; 5)подумайте о переходах; если есть время, сформулируйте их. Произнесение речи Произнесение речи — не менее ответственный момент, чем подготовка к ней. «Трибуна является жестоким делом — там человек стоит голым, как во время приема солнечной ванны», — пишет Тухольский. Конечно, не всякий раз мы оказываемся на трибуне, произнося речь. Но при любом выступлении слушатели рассматривают внешность оратора критически. Лучшая манера держаться — подтянутая и в то же время свободная. Установив зрительный контакт с аудиторией, обратитесь к слушателям («Друзья», «уважаемые слушатели», «коллеги» и т.д. — в зависимости от ситуации).
Во время исполнения речи не забывайте о темпе речи, ее громкости и следите за жестикуляцией. Темп и громкость речи Темп речи трудно поддается регулированию, так как связан со свойствами личности. Многие ораторы, особенно начинающие, говорят слишком быстро. Поэтому на первых порах нужно хотя бы произносить более медленно самые важные мысли, затем научиться менять темп речи. Основной темп речи выбирается в зависимости от содержания речи и повода, по которому она произносится. «В случае торжественной речи он медленнее и размереннее, чем в случае воинственной речи», — пишет Леммерман (18, 223). Оратору нужно учитывать и размеры помещения: чем больше зал, тем медленнее нужно говорить. Говоря о темпе и о способности непрерывного мышления в речи, нельзя не сказать о роли паузы. Паузы не только интонационной, но и психологической. Интонационная — часто совпадает с пунктуацией. А психологическая — позволяет «вылить накопившиеся мысли и чувства» (14, 125). Через психологическую паузу слушатели в большей степени понимают говорящего.
Громкость. Как научиться регулировать громкость голоса во время выступления? Всегда ли мы можем сказать: «Говорить громко во время публичного выступления — значит говорить хорошо»? Плохо, когда громкостью голоса стараются восполнить отсутствие доказательств, неубедительность аргументации. Такая речь не вызовет восторга у слушателей, внимание которых быстро рассеивается. «Речь не должна быть шумовой атакой на барабанные перепонки, — пишет Леммерман. — Но, произнося речь, мы должны все же говорить так громко, чтобы нас понимали даже слушатели, сидящие в задних рядах» (18, 224). Далее знаменитый ритор дает такой совет: «Большей громкости можно достичь не напряжением голосовых связок, а следующими средствами: 1. Усилением потока воздуха при дыхании. 2. Усилением резонанса («несущей способности»). 3. Повышением четкости артикуляции. 4. Замедлением темпа» (18, 224).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|