Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературные приёмы. Изобразительное искусство




Литературные приёмы

 

Древнеегипетская литература достигла высокого художественного совершенства. Литературные произведения, как поэтические, так даже и прозаические, облекались в строго ритмическую форму. Автор всегда ставил своей целью создать ритмическое чередование отдельных образов, представлений, частей предложений и даже слов. Отдельные части фразы, отдельные слова строились строго симметрично и параллельно. Чаще всего применялось двучленное построение фразы, как, например, в следующем отрывке из «Повести о двух братьях»:

 

Было некогда два сына —

От одной матери

И от одного отца.

Анупу было имя старшего,

Бата было имя младшего.

 

Большое значение придавалось музыкальному благозвучию литературных произведений. В связи с этим появились первые художественные приёмы поэтического оформления речи: рефрены, ассонансы, аллитерации, внутренние созвучия.

Отличительными чертами поэтической речи являются яркие и конкретные художественные образы и поэтические сравнения. Сердце жестокого человека сравнивается с каменной глыбой. Путник, изнывающий от жажды, ощущает во рту «вкус смерти». В одном образцовом письме сохранились указания на существование даже некоторых зачатков литературной критики: один писец подвергает строжайшей литературной критике послание, полученное им от другого писца. Он его обвиняет в том, что в его «словах одно перемешивается с другим, все … слова перепутаны и не связаны вместе».

 

 

Изобразительное искусство

 

Таковы высокие достижения древнеегипетской литературы, ярко отразившей жизнь и творчество египетского народа. Египетское искусство, древнейшие формы которого возникли в архаическую эпоху (в Vтысячелетии дон. э. ), непрерывно развивалось вплоть до поздней эпохи упадка египетской культуры, когда Египет находился под властью римлян. Уже в конце архаической эпохи начали возникать основные отличительные черты египетского искусства: величественная монументальность формы, строгий и чёткий, почти геометрический конструктивизм и фронтальность. Все эти особенности египетского искусства, однако, часто сочетались с реалистическими тенденциями, в особенности я портретных изображениях.

Высокого развития и технического совершенства достигла в Египте архитектура, многочисленные образцы которой (гробницы, храмы и т. д. ) хорошо сохранились до наших дней.

В эпоху Древнего Царства вырабатывается и получает отчётливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Тесная связь искусства с религией особенно ярко сказывается в архитектуре времени Древнего Царства, которая представлена гробницами и храмами. Эти грандиозные постройки, созданные трудом огромного количества общинников и рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти, охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы-пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами пирамиды при помощи внешней облицовки, получился классический тип монументальной и строго конструктивной пирамиды, наиболее чётко выраженный в грандиозных Гизэхских пирамидах, построенных близ Мемфиса фараонами IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура. Поблизости от пирамид строились «заупокойные» храмы царей, которые обычно помещались у восточного подножья пирамиды. Монументальный храм Хафры даёт образец типичного египетского храма, состоящего из нескольких колонных зал, из главного двора, предназначенного для мирян, и святилища, доступного лишь жрецам. Другим образцом архитектурного комплекса того времени является пирамида Джо-сера и окружающие её храмы и часрвни. В эпоху V династии пирамиды несколько уменьшаются, зато большее внимание обращается на заупокойные храмы, стены которых украшаются рельефами, изображающими жизнь и подвиги обоготворённого царя. Архитектура Среднего Царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Это ясно видно в погребальном храме Ментухотепов времени XI династии. Центром этого грандиозного сооружения является большая пирамида, стоящая на двух возвышенных террасах, расположенных одна над другой. Широкое применение колоннадных галлерей и зал и полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в эпоху Нового Царства. Храм Ментухотепов напоминает полупещерный храм, построенный царицей Хатшепоут (XVIII династия) в Дейр-эль-Бахри. Наивысший расцвет египетской архитектуры этого времени можно видеть в огромном и монументальном храме Амона в Фивах, который строился в течение долгого времени и развалины которого довольно хорошо сохранились в Луксоре. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный, как думают, при Рамзесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. Площадь зала равна 5 тыс. кв. м. Весь зал, этот гигантский лес величественных колонн, распадается на три средних корабля высотой в 24 м и 12 боковых кораблей высотой в 14 м. Гигантский храм со всеми прилегающими к нему постройками является огромным архитектурным ансамблем, строители которого сделали смелую попытку разрешить в зодчестве проблему пространства. Оригинальным архитектурным комплексом несколько более позднего времени является храм Рамзеса III в Мединет-Абу.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...