Колонны из храма около ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара.
Колонны из храма около ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара. Древнее Царство.
Пирамида фараона Хуфу в Гизэ. Древнее Царство. IV династия.
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Новое Царство. XVIII династия. Реконструкция .
Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и чёткая, почти геометризованная статичность — впервые появляются в скульптурных произведениях конца архаической эпохи, как, например, в статуе сидящего царя Хасехемуи. Эти черты египетской скульптуры находят своё выражение в произведениях! времени Древнего Царства. Архаическая скованность всего тела постепенно уступает своё место некоторой свободе в изображении тела, однако строго подчинённой закону фронтальности и древним традициям торжественной монументальности. Изображая бога, обоготворённого царя или близкого к нему вельможу, художник старался дать прикрашенный, идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в спокойной, неподвижно застывшей позе торжественного величия. Это прекрасно удавалось художнику благодаря применению фронтального изображения тела, т. е. размещению всех частей тела в одной воображаемой плоскости, прямо обращенной к зрителю. Таковы замечательные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Но одновременно с этим в скульптуре Древнего Царства, особенно в статуях и статуэтках, изображающих простых смертных, чаще всего слуг и рабов, уже появляются довольно ярко выраженные тенденции к реализму. Освобождая фигуру из исконной глыбы камня, художники пытаются передать свои наблюдения над природой как в трактовке тела, так и в изображении порой идеализированного, порой типического, порой строго портретного лица. Тенденции к реализму особенно ясно видны в известной статуе «Каапера» (сельского старосты) и знаменитого луврского «писца». Эти же отличительные черты выступают в рельефах и в рисунках этого времени, обильно украшающих стены гробниц храмов. В рельефах и рисунках раскрывается вся жизнь египтян: здесь изображены дерущиеся лодочники, ремесленники за работой, земледельцы, пастухи и рыболовы, танцовщицы, плакальщицы, идущие за погребальной процессией и т. д. В изображениях знатных людей бросается в глаза строгое проведение принципа фронтальности и статичности в изображении человеческого тела. Голова и ноги обычно изображаются в профиль, плечи и руки en face, а корпус как бы в три четверти. Таков обычный канон этих традиционных, идеализованных и часто культовых по своему назначению изображений. Гораздо свободнее и ближе к натуре изображал художник фигуры слуг, ремесленников и рабов. Изображения трудящихся людей, свободные от религиозных традиций и канонов, являются порой неприкрашенными воспроизведениями реальной действительности. В них проявляются уже явные тенденции к художественному реализму, почти натурализму. Таковы замечательные рельефы из гробниц в Сак-кара и в Гизэ, в частности рельефы из гробницы вельможи Ти. Стремление к реализму усиливается в скульптуре времени Среднего Царства, в особенности в скульптурном портрете, который обнаруживает попытку художника передать внутренние переживания портретируемого человека. Таковы статуя Ментухотепа, колоссальная голова Сенусерта III и ряд статуй Аменемхета. Рельефы и рисунки Среднего Царства являются как бы связующим звеном между предшествующей и последующей эпохами, соединяя в себе натурализм, свойственный искусству Древнего Царства с утончённой стилизацией позднейшего времени. И в то же время непосредственным подражанием природе и стремлением изобразить природу и простых людей без всяких прикрас веет от рельефов из Медума и от рисунков из гробниц в Бени-Хассане, где переданы разнообразнейшие сцены из жизни людей и зверей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|