Статуя «сельского старосты» из Саккара.
Статуя «сельского старосты» из Саккара. Дерево. Древнее Царство. Каирский музей.
Голова статуи «сельского старосты». Дерево. Древнее Царство. Каирский музей.
Статуя сидящего писца. Древнее Царство. Парною. Лувр.
Пышной архитектуре Нового Царства соответствовала зрелая скульптура, давшая в круглой пластике образцы высокохудожественного реализма, а в рельефе не менее высокие образцы утончённой стилизации. В духе реалистической портретности выдержаны статуи фараонов XVIII династии и женские головы, сочетающие портретную выразительность с чертами художественной идеализации. Наконец, высокого развития достигла в эту эпоху и книжная иллюстрация. Таковы тончайшие рисунки на папирусах с текстами из «Книги мёртвых» (папирус Ани в Бритарюком музее). Искусство XVIII династии достигло своего зенита в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу изменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию и все вековые традиции. В эту эпоху возникло своеобразное, искусство, выросшее на почве соединения древнего натурализма с новой более острой выразительностью, причём резкий портретный натурализм, доходивший порой до утрированного шаржа и гротеска, подвергся утончённой линейной стилизации. Эти моменты отражены как в чертах лица луврского бюста Эхнатона, головы Нофертити или головы колосса Эхнатона, так и в трактовке тела, образцом которой являются торсы Эхнатона и Нофертити. Хотя амарнское искусство является эпизодом в истории египетской культуры, однако оно наложило некоторый отпечаток на дальнейшее развитие египетского искусства. Влияние амарнского искусства, в особенности характерная для этого искусства плавная текучесть линий, заметны в произведениях времени Тутанхамона, Хоремхеба и Сети I. Таковы изящные рельефы из храма Сети I в Абидосе и сцены охоты в храме Рамзеса III в Мединет-Абу. Таков изящно стилизованный рельеф с изображением плакальщиков в Государственном Музее Изобразительных Искусств в Москве.
Статуя Аменемхета III из Хавары. Известняк. Каирский музей.
Голова озирийской статуи царицы Хатшепсут из её храма в Дейр-эдь-Бахри. Нью-Йорк. Музей изящных искусств.
Скульптурный портрет царицы. Нофертити из эдь-Амарны. Раскрашенный известняк. Новое Царство. XVIII династия.
Орошение сада при помощи водочерпалки. Фреска из гробницы Ипуи. Новое Царство.
Тутанхамон избивает азиатов. Фреска на ларце из его гробницы. Повое Царство. XVIII династия.
Египетское искусство, достигшее высокого совершенства, оказало значительное влияние на развитие финикийского и более позднего греко-римского искусства. Пережитки древнеегипетского искусства сохранились в искусстве египтян времени первых веков христианства (коптов).
Возникновение научных знаний
Безраздельное господство религии не смогло полностью подавить свободной мысли человека, стремившейся познать окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о «знании», как таковом и о высокой ценности знания, выделяющего «знающего» человека над всеми остальными людьми. Так, автор одного «Поучения» говорит: «Сделают всё, что ты скажешь, если ты будешь знающим. Углубись в писания и вложи их в своё сердце и тогда всё, что ты скажешь, будет прекрасным. На какую должность не назначат писца, он всегда будет обращаться к книгам».
Знания накапливались, и передавались от старших поколений к младшим в особых школах. Это были по большей части либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов-рабовладельцев, либо особые школы, находившиеся при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники для данного ведомства, например для царской сокровищницы. В этих школах царила строгая дисциплина, которая поддерживалась мерами телесных наказаний и внушалась особыми «Поучениями». Так, автор одного «Поучения» говорит: «О, писец, не будь ленивым, а то тебя строго накажут. Не склоняй свое сердце к удовольствиям, а то ты пойдешь ко дну. С книгами в руках, читай вслух и советуйся с теми, которые знают больше тебя. Счастлив писец, который искушён на всех своих поприщах... Не проводи в лености ни одного дня, а то тебя будут пороть. Ведь уши мальчика у него на спине и он услышит, когда его будут бить. Постоянно спрашивай совета и не забывай об этом. Пиши, и пусть тебе это не надоедает». Учеников учили главным образом трудной и сложной грамоте, заставляя их списывать с особых прописей ежедневно около трёх страниц. Ученик должен был твёрдо усвоить не только систему правописания, но и сложную каллиграфию и стилистику. До нас дошли упражнения начинающих писцов, содержащие главным образом поучения с воспитательной целью и образцовые, столь же поучительные письма. Наконец, в Египте существовали и высшие «писцовые школы», носившие название «дом жизни» («пер анх»). Развалины такого «дома жизни» были обнаружены в древней столице фараона Эхнатона (см. стр. 218). Потребности повседневной жизни, развитие хозяйства, торгового обмена и наблюдения над природой приводили к постепенному накоплению первых научных знаний. Все эти знания носят ещё главным образом прикладной характер. Таковы, например, древнейшие знания в области математики, которые теснейшим образом связаны с практической жизнью и имеют своей целью облегчить работу землемеров и строителей. Так, например, мы знаем, что Аменемхет I установил границы номов на основании того, «что стоит в книгах и находится в древних писаниях». Это определение границ производилось особыми землемерами на основании расчётов, которые затем записывались. На это указывают рисунки, сохранившиеся в гробницах и изображающие обмер земли при помощи особой землемерной веревки. Судя по содержанию математических задач, знания в области арифметики и геометрии использовались при определении площади поля, при определении объёма кучи зерна или амбара, служившего для ее хранения. Наконец, благодаря знаниям в области математики, египтяне умели составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О большом значении математики, в частности геометрии, в развитии строительного дела, говорят многочисленные и грандиозные здания, в особенности пирамиды, которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений.
О развитии математических знаний в древнем Египте, в особенности в период Среднего Царства, говорит довольно большое количество математических текстов того времени, в частности московский «Математический папирус». Одним из крупных достижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления. В египетской письменности уже существовали особые знаки для обозначения чисел 1, 10, 100, 1 000, 10 000, 100 000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Очень характерны для форм египетской математики своеобразные единицы длины. Этими единицами были палец, ладонь, ступня и локоть, между длиной которых египетский математик установил определённые взаимоотношения. Математические знания широко использовались в искусстве. Египетский художник для того, чтобы нарисовать на плоскости фигуру человека, рисовал квадратную сетку, в которую он врисовывал тело человека, пользуясь для этой пели знанием математических соотношений длины одних частей тела к другим. На некоторую примитивность египетской математики указывает способ применения четырёх простых арифметических действий. Так, например, при умножении пользовались способом последовательных действий. Для того, чтобы умножить восемь на восемь, египтянин должен был произвести 4 последовательных умножения на 2. Деление производилось при помощи умножения. Для того, чтобы разделить 77 на 7, надо было установить, на какое число следует умножить 7, чтобы получить 77. Высокого развития достигла в Египте геометрия, имевшая большое практическое значение. Египетские математики умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и даже круга, принимая величину π равной 3, 16, т. е. более точно, чем вавилоняне. В московском «Математическом папирусе» сохранились решения трудных задач на вычисление объёма усеченной пирамиды и полушария. Некоторые очень элементарные знания древние египтяне имели в области алгебры, умея вычислять уравнения с одним неизвестным, причём неизвестное они называли словом, «куча» (очевидно «куча зерна»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|