Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации. Для преподавателя. По дисциплине «гигиена». К практическому занятию № 3. Тема: «санитарно-гигиенические требования к источникам водоснабжения»




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России

 

Кафедра гигиены

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

по дисциплине «Гигиена»

для специальности 31. 05. 01 Лечебное дело (уровень специалитета)

 

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 3

ТЕМА: «Санитарно-гигиенические требования к источникам водоснабжения»

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 5 от «22» июня 2016 г..

 

 

Заведующий кафедрой

д. м. н.                            ____________________________ С. В. Куркатов

 

Составитель:

заведующий кафедрой д. м. н.                                                       С. В. Куркатов

 

доцент, к. м. н.                                                                                 О. Ю. Иванова

 

 

Красноярск, 2016

1. Занятие № 3.

Тема: «Санитарно-гигиенические требования к источникам водоснабжения».

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Методы обучения: упражнение

3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы).

Вода является важнейшим фактором окружающей среды, который в свою очередь оказывает влияние на все процессы жизнедеятельности организма, работоспособность, заболеваемость. Вода формирует поверхность Земли, создает почву, меняет ландшафт, формирует климат. Значение воды также не исчерпывается только ее физиологической ролью. Широкое использование водного фактора человеком в хозяйственно-бытовых, санитарных целях неукоснительно ведет к соблюдению гигиенических требований к качеству воды, охране источников водоснабжения.

Меры по профилактике загрязнения как поверхностных, так и подземных вод от химических, биологических и физических поллютантов и знание о гигиеническом нормировании различных показателей воды имеет огромное значение для предупреждения неблагоприятного влияния водного фактора на здоровье населения.

Цели обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-16;

- учебная:

знать:

- методы и средства абстрактного мышления, принципы и технологии аналитики и синтеза информационных потоков в области гигиены;

- принципы поведения и модели действия в нестандартных ситуациях, уровни социальной и этической ответственности за принятые решения при оценке воздействия факторов среды обитания на здоровье человека и осуществлении профилактических мероприятий;

- принципы планирования личного времени, способы и методы саморазвития и самообразования;

- действующие нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к факторам среды обитания человека;

- нормативно-правовые документы, определяющие требования к оценке факторов среды обитания и здоровья человека;

- методы решения типовых математических задач и понятий в области физиологии, микробиологии, физики и химии;

- основы экономических и правовых норм, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;

- требования к составлению профессиональных гигиенических оценок с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности;

- основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского и взрослого населения.

уметь:

- выявлять соответствие (не соответствие) показателей факторов среды обитания  человека гигиеническим нормативам;

- оценивать последствия нарушений гигиенических норм и правил для здоровья человека;

- определять меры профилактики вредного воздействия факторов среды обитания человека;

- ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к факторам среды обитания человека;

- составлять тексты гигиенических оценок среды обитания человека.

владеть:

- навыками выявления факторов среды обитания, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека;

- навыками разработки профилактических мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов среды обитания;

- приемами публичных выступлений, индивидуальных и групповых бесед по устранению факторов риска среды обитания и формированию навыков здорового образа жизни.

4. Место проведения практического занятия учебная комната.

5. Оснащение занятия тестовые задания, ситуационные задачи.

6. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

№п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
Организация занятия Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
2. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
3. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или индивидуальный опрос
4. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности при решении задач).
5. Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль): а) решение ситуационных задач под руководством преподавателя; б) разбор ситуационных задач; в) выявление типичных ошибок. Работа: а) объяснение преподавателем алгоритма решения задач; б) ознакомление с нормативной документацией по теме занятия; в) решение ситуационных задач, запись результатов в тетрадь; г) разбор ситуационных задач. д) обсуждение типичных ошибок
6. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Контрольные вопросы
7. Задание на дом (на следующее занятие) Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме

Всего:

3, 12  

7. Аннотация (краткое содержание темы).

Вода используется различными потребителями на самые разнообразные нужды. Однако подавляющее большинство этих использований может быть сведено к четырем основным категориям:

на хозяйственно-питьевые нужды (питье, приготовление пищи, умывание, стирка, поддержание чистоты жилищ и т. п. ),

расход на производственные нужды (расход предприятиями промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и т. п. ),

рекреационные нужды (купание, спорт и отдых),

лечебно-профилактические нужды (курортное лечение минеральными бромистыми, сероводородными, радоновыми и др. водами).

Настоящее практическое занятие посвящено санитарно-гигиеническим требованиям к источникам хозяйственно-питьевого назначения и для рекреационных нужд.

Качество питьевой воды неразрывно связано с качеством воды водоисточников, которое зависит от местных природных, сезонных и санитарных условий. Для хозяйственно-питьевого, культурно-бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения могут использоваться природные (подземные и поверхностные) и искусственные (водохранилища, каналы) воды. Практически все используемые для целей водоснабжения природные источники воды могут быть отнесены к трем основным группам:

поверхностные источники;

подземные источники;

атмосферные осадки.

К поверхностным источникам водоснабжения относятся: моря или их отдельные части (заливы, проливы), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, водохранилища, обводненные карьеры), болота, ледники, снежники.

Для рек характерно сезонное колебание расхода и качества воды. Водохранилищам свойственны малая мутность, высокая цветность воды и наличие планктона в ней в летний период. Качество воды в озерах характеризуется большим разнообразием. Морская вода может использоваться для целей промышленного водоснабжения, а при отсутствии пресных вод – и для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения после опреснения. Поверхностные водоисточники легко загрязняются с поверхности прилегающих территорий и требуют специальной очистки и обеззараживания.

К подземным источникам относятся: грунтовые, межпластовые (напорные и безнапорные), береговые инфильтрационные воды.

Один из первых слоев грунта, насыщенных водой носит название верховодки. Верховодка – это временное скопление подземных вод в породах (почвах), подстилаемых линзами или выклинивающимися пропластками водонепроницаемых (или слабо проницаемых) пород (рис. 1). Верховодка характеризуется сезонной изменчивостью, ограниченной площадью распространения, резкими колебаниями уровня, запасов и химического состава вод. Верховодка, как правило, непригодна для водоснабжения. Грунтовые воды – вода первого от поверхности Земли постоянно существующего водоносного горизонта, расположенного на первом водоупорном слое. Имеет свободную водную поверхность. Обычно над ней нет сплошной кровли из водонепроницаемых пород.

Грунтовые воды формируются в основном за счёт инфильтрации атмосферных осадков и поверхностных вод. Область питания грунтовых вод обычно совпадает с областью распространения водоносного горизонта. Мощность горизонта непостоянна и зависит от свойств водосодержащих пород, расстояния до области разгрузки, интенсивности питания и т. д.

 

Рис. 1. Грунтовые воды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...