Тема 5. Ценообразование и ценовая политика
Узловые вопросы 1. Ценообразование на разных типах рынков. 2. Основные этапы ценообразования. 3. Классификация цен и скидок. 4. Подходы к проблеме ценообразования.
Ценообразование на разных типах рынков. Рынки совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Этапы ценообразования: постановка целей, определение спроса, оценка издержек, анализ цен конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены. Виды цен: по характеру обслуживаемого оборота; в зависимости от государственного воздействия и конкуренции; по способу установления; в зависимости от вида рынка; с учетом фактора времени; по условиям поставки и продаж. Базовые категории цен: группа «Э», группа «Ф», группа «С», группа «Д». цены, связанные с особенностью товара, с психологией потребителя. Скидки. Подходы к проблеме ценообразования: установление цен на новый товар; ценообразование в рамках товарного ассортимента; установление цен по географическому принципу; установление цен со скидками и зачетами; установление цен для стимулирования сбыта; установление дискриминационных цен; инициативное изменение цен. Реакция конкурентов на изменение цен. Реакция фирмы на изменение цен конкурентами. Контрольные вопросы 1. Какие методы используются в ценообразовании, ориентированном на маркетинг? 2. Укажите преимущества и недостатки методов ценообразования основанных на издержках. 3. Вследствие возросших издержек предприятие планирует резкое повышение цены на свой товар. Какие факторы следует учесть, прежде чем привести в исполнение это решение? 4. Укажите и кратко охарактеризуйте краткие цели ценообразования.
5. Укажите этапы процесса ценовой политики. 6. При каких условиях предоставляется скидка за возврат ранее купленного товара? Учебные задания. Основные понятия
Ситуационная задача 1 Вы — менеджер по маркетингу предприятия, выпускающего на рынок новый товар (духи с меняющимся в течение времени суток ароматом). Какую ценовую стратегию вы предложите выбрать и какие факторы следует принять во внимание, устанавливая цену на товар?
Ситуационная задача 2 Определите и обоснуйте выбор ценовой стратегии для: а) нового ресторана с русской кухней; б) туристического агентства для любителей экстремального отдыха; в) шампуня для детей, склонных к аллергии; г) торта; д) туалетного мыла. Ситуационная задача 3 Вы — менеджер по маркетингу фирмы, владеющей популярной маркой краски для седых волос. Конкурент вывел на рынок более дешевую, но менее эффективную (70% от вашей). Разработайте ценовую стратегию в данных условиях. Ситуационная задача 4 Представьте, что вы находитесь в микроавтобусе, принадлежащем некоему частному автотранспортному предприятию, обслуживающему пригородный маршрут. В салоне микроавтобуса есть свободные места. Водитель уже отъезжает с конечной остановки и неожиданно замечает подбегающего к остановке потенциального пассажира. Притормозив, водитель впускает в салон опоздавшего пассажира и предлагает оплатить проезд в установленном размере. Клиент, как оказалось, весьма подкован в вопросах ценообразования и вместо полной суммы соглашается оплатить лишь часть, убедительно аргументируя свое (по мнению других пассажиров) «нахальство» следующим: - водитель готов был уехать без него, следовательно, налицо факт покрытия всех расходов автопредприятием; - причиненные клиентом неудобства состоят лишь в небольшой задержке микроавтобуса, некотором увеличении затрат на уборку салона, на амортизацию сидения, возможно, на горючее и т.п. как вы думаете, к какому методу ценообразования апеллирует грамотный пассажир? Дополните список аргументов, выдвинутых пассажиром, подтверждая его (и, надеемся, вашу) точку зрения. Задания Задание 1. Определите, какой тип ценовой дискриминации используется производителем в следующих ситуациях: 1. Некая кемпинговая фирма предоставляет домики для проведения 2. Курорт на черноморском побережье в зимний сезон реализует путевки желающим отдохнуть по цене, в полтора раза ниже обычной. 3. Телефонная междугородняя станция предоставляет свои услуги по тарифам:
* с 0.00 до 6.00 — 1 ден. ед. за 1 мин разговора; * с 6.00 до 18.00 — 3 ден. ед. за 1 мин разговора; * с 18.00 до 24.00 — 0,5 ден, ед. за 1 мин разговора. 4. Фирма предлагает женские колготы плотностью 100 ден в обувном магазине по цене 78 руб. за пару в обычной красочной упаковке, а в аптечной торговой точке — по цене 147 руб. за пару в упаковке, на которой содержится информация об их антиварикозной поддержке.
Задание 2. Из нижеприведенных видов цен на товары сопоставьте названия по соответствующим признакам: 1) оптовая; 2) мировая; 3) монопольная; 4) предложения; 5) продажи/купли; 6) базисная; 7) розничная; 8) цена производства; 9) номинальная; 10) рыночная; 11) твердая; 12) скользящая; 13) цена спроса. Признак цены: 1) используется для определения сорта или качества товара; 2) определяется условиями поставки, обусловленными в контракте; 3) определяется уровнем цен стран экспортеров, импортеров, бирж; 4) установление монополиями выше (ниже) цен производителей; 5) публикуемая в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках; 6) по которой поставляется крупными партиями товар; 7) указанная в официальном предложении продавца без скидок; 8) равная издержкам производства плюс прибыль на весь авансированный капитал; 9) по которой продажа ведется отдельным покупателям малыми партиями; 10) по которой идет купля-продажа на данном рынке; 11) которая устанавливается договором в зависимости от некоторых условий на определенную дату; 12) которая складывается на рынке покупателя; 13) которая устанавливается в договоре купли-продажи и не подлежит изменению.
Расчетная задача 1 Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 4 680 000 тыс. ден. ед.; * ожидаемая рентабельность: 5%; * переменные издержки на 1 шт.: 978 ден. ед.; * постоянные издержки: 1 560 тыс. ден. ед.; * прогнозы продаж: пессимистический —78 тыс. шт., оптимистический — 156 тыс. шт. На основе представленных исходных данных рассчитать цены: а) предельную; б) безубыточности; в) целевую. Определить результаты деятельности предприятия при каждом варианте цены.
Цена предельная – цена, покрывающая только переменные издержки на производство продукции. Цена безубыточности – цена, при которой предприятие покрывает полностью переменные и условно-постоянные издержки на производство единицы продукции, т.е. не получает прибыли, но и свои издержки на производство продукции покрывает полностью Цена целевая – цена, покрывающая как издержки на производство единицы продукции (сумму условно-постоянных и переменных издержек), так и содержащая в своем составе запланированную прибыль. Следовательно, цена предельная соответствует указанным переменным издержкам – 1050 ден. ед. при любом варианте прогноза (и пессимистическом и оптимистическом). Расчетная задача 2 Торговая фирма закупает товар по цене 195 ден. ед. за единицу и продает в количестве 1700 ед. этого товара еженедельно по цене 235 ден. ед. Маркетинговый отдел по результатам исследования рынка рекомендует понизить на одну неделю цену на 5%. Рассчитать, сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|