Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Актуализация опорных знаний




РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 51

Тема. Обособление второстепенных членов предложения. Интонация в предложениях с обособленными членами

 

Цель: дать учащимся понятие об обособлении; восстановить в их памяти правила расстановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах; развивать логическое мышление школьников; воспитывать у них интерес к редким профессиям.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные члены предложения и осмысливают их роль в речи; правильно интонируют данные конструкции; верно ставят знаки препинания при них.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- Проверка домашнего задания.

- Анализ контрольной работы.

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Задание учащимся.

Сравните два предложения. Что меняется в интонировании предложений в зависимости от места причастного оборота?

Освеженные дождем цветы были особенно хороши.

Цветы, | освеженные дождем, | были особенно хороши.

Вывод: Цель обособления — смысловое выделение. Как оно достигается? Изменением порядка слов и интонацией: после определяемого слова и после обособленного члена делается пауза (на письме — знаки препинания).

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

- Слово учителя.

Обособленными называются второстепенные члены предложения, которые, выделяясь интонационно и по смыслу, приобретают внутри предложения известную самостоятельность.

- Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 188-189.

[2] — с. 168-169.

- Тренировочные упражнения.

1. Прочитайте предложения, соблюдая паузы, повышение и понижение тона. Запишите предложения, подчеркните обособленные члены. Взглянув в окно, я увидел теплоход, плывущий по реке. Товарищ его, лейтенант, покатывался со смеху. (Л. Кассиль) Всегда спокойная, сестра сегодня волновалась. (Б. Полевой) Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет... (А. К. Толстой)

2. Замените деепричастием сначала первый глагол в предложении, затем — второй. Как изменился смысл? Запишите полученные предложения. Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните обособленные члены предложения.

Солнце отражается в воде и слепит глаза. Я стою на палубе и вслушиваюсь в тишину ночи. Малыш весело улыбнулся и бросил мне мяч.

3. Преобразуйте данные предложения в простые с обособленными членами.

На краю поляны рос дуб. Он широко раскинул свои ветви. Приятно было ходить на речку. Она заросла по берегам ивняком.

Вечер тихо таял. Он как бы переливался в звездную ночь. Человек достоин уважения, если он настойчиво стремится к поставленной цели.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

- Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 194 (письменно).

[2] — 412 (письменно).

- Выборочный диктант.

Прочитайте текст. Выпишите обособленные члены предложения вместе с определяемыми словами. Подчеркните обособленные члены.

ИСКУССТВО, ПЕРЕЖИВШЕЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

Человечество открыло искусство мозаики очень давно. До нас дошли остатки орнаментов, украшавших храмы и жилища Шумера, Вавилонии и Древнего Египта. В Древней Греции мозаиками украшали полы дворцов и общественных зданий. Это были уже целые картины на мифологические сюжеты, выполненные искусными художниками. Древние римляне создали множество великолепных мозаичных картин, найденных позднее при раскопках в Польше.

Русские мастера оставили нам великолепный образец своего искусства — мозаику Софийского собора в Киеве, и сейчас восхищающую нас своей красотой. Мозаика на Руси забыта была на долгие века. Возобновил это искусство М. В. Ломоносов. Увлеченный научными опытами со стеклами, он получил в своей лаборатории великое множество цветовых оттенков. Из мастерской Ломоносова вышли несколько прекрасных мозаичных панно, сделанных мастером и его учениками.

Древнее искусство живет и в наши дни. Настоящую красоту мозаикам придают терпеливые человеческие руки.

(Из календаря)

- Объяснительный диктант.

ПРОФЕССИЯ МОЗАИСТ

Мозаист — художник или мастер, занимающийся созданием мозаичных произведений. Мозаичное произведение — это изобретение или узор, выполненный из кусочков камня, смальты, стекла и пр.

Наборщики мозаики — это люди, окончившие художественную школу (в редких случаях) или имеющие высшее художественное образование.

Инструменты мастера — специальные щипцы, молоток, нож-зубило, установленный на пеньке стеклорез.

Мозаист, обладая способностью к рисованию, художественным вкусом и фантазией, должен иметь также склонность к ручному труду, терпение, умение мыслить и действовать последовательно и системно, хороший глазомер и чуткое цветовое восприятие.

Художественные мастерские, специализирующиеся на мозаике, проводят мастер-классы и платные курсы.

- Словарная работа.

Смальта — цветное непрозрачное стекло небольших размеров, применяемое для изготовления мозаики.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 193 (письменно); [2] — 411 (письменно).

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Беседа с учащимися.

— Что такое обособление?

— Какие члены предложения могут обосабливаться?

— Каковы условия обособления?

— Что вы узнали о профессии мозаиста?

Урок-исследование на тему

«Понятие об обособлении. Обособленные определения»

(8-й класс)

На уроке используются приемы технологий развития критического мышления, личностно-ориентированного обучения, а также проблемный, эвристический, исследовательский, творческий методы обучения.

Цели и задачи:

  • вспомнить полученные ранее знания об определении как члене предложения;
  • дать понятие об обособлении;
  • разобраться в случаях обособления определений; систематизировать полученные знания;
  • формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями;
  • развивать письменную и устную речь учащихся;
  • развивать критическое мышление учащихся; совершенствовать навыки монологической речи учащихся, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов, навыки работы в группе;
  • воспитывать самостоятельность учащихся при работе над новой темой;
  • формировать эстетические чувства учащихся.

Оборудование: раздаточный материал; фотография «Родные просторы» (Горшеченский район); презентация материалов урока.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами повторения предыдущего материала.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, поисковый, творческий.

ХОД УРОКА

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Формы, приемы и методы работы: психологическая, практическая подготовка учеников к учебной деятельности.

Учитель:

- Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем совместный урок.

Что я хочу от вас: я прошу, чтобы вы только со мной думали. Не будет ничего сверхсложного, сверхнепонятного. Просто мы посмотрим на некоторые вещи в рамках темы нашего занятия немножко по-другому.

(обращаю внимание на раздаточный материал…)

- Для дальнейшей работы я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека, с той целью, чтобы вы сами могли оценивать свою работу на протяжении всего урока. У каждого из вас «Оценочная карта». Запишите на ней свою фамилию. За правильный ответ, или письменное задание (+), если не ответили, потому что не знали или неправильно выполнили большую часть письменного задания – (-). Если вы знали ответ, поднимали руку, но вас не спросили - тоже (+). Таким образом, к концу занятия будет видно, какая группа работала наиболее активно. На основании ваших индивидуальных результатов, посовещавшись, вы выставите себе отметки за работу на уроке.

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Цель: воспроизвести знания, умения учеников, необходимые для овладения новым материалом; проверить готовность к восприятию новой информации.

Учитель:

- Какой сегодня день (число и т.д.)?

запись числа в тетради

- Итак, мы зафиксировали дату нашего занятия.

- Скажите, какими важными юбилейными датами ознаменован 2013 год для всех нас, жителей Курского края?

(слайд 2)

Ответы учеников

Учитель:

- Молодцы! Вы помните эти даты. Это значит, что события, которые происходили на Курской земле ещё до вашего рождения не оставили вас равнодушными. И великие победы и достижения наших предков вы воспринимаете как свои собственные. Люди, которые вершили историю нашего края, являются примером для нас и для будущих поколений.

- Журналист и писатель М. Дудин сказал по этому поводу:

(слайд 3):

«Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего»

- Мне бы хотелось услышать, как вы понимаете эти слова?

Выслушиваются ответы учеников ( Людям, которые ничего не знают о своих корнях, не пользуются опытом предыдущих поколений, зачастую приходится тяжело в жизни…)

- Пусть слова М.Дудина станут лейтмотивом нашего сегодняшнего занятия.

- Обратимся к языковой стороне этого высказывания. Ведь с точки зрения русского языка оно является, прежде всего, предложением.

- Мотивируйте знаки препинания в этом предложении

Ответы учеников

- Все знаки мотивированы, а, значит, вы непроизвольно включились в усвоение новой темы нашего занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...