III. Изучение нового материала
Цель: дать понятие об обособлении, рассмотреть случаи обособления определений;развивать умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов, совершенствовать навыки работы в группе. 1.Целеполагание (слайд 3): - Сегодня мы с вами приступим к изучению раздела «Обособленные члены предложения». - Нам предстоит познакомиться с понятием «обособление» и рассмотреть случаи обособления некоторых второстепенных членов предложения. Каких именно членов, вы сами догадаетесь в ходе нашей работы. - Какие главные члены предложения вы знаете ещё с начальной школы? - Назовите второстепенные члены? Отмечу, что обособленными могут быть только второстепенные члены. - Итак, обратимся к понятию «ОБОСОБЛЕНИЕ» Словарная работа Учитель: - Чтобы узнать точное значение слова или определения к чему мы должны обратиться? - Заглянем в толковый словарь и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»: 1) что-кого. Выделить из общего, создав особое от других положение. О.небольбшой участок в саду. 2) что. В грамматике: сделать самостоятельной (по интонации) составной часть предложения. О.определение - Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия «обособление». Ответы учеников Работа с учебником Учитель: - Откройте учебник на странице 135, §47. Прочитайте, что такое обособление. Один из учеников читает определение вслух Учитель: - Кстати, впервые термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский. В своей книге «Русский синтаксис в научном освещении», изданной ещё в 1914 году, отметил, что основным условием обособления является интонация.
4.Краткие сведения об Александре Матвеевиче Пешковском (слайд 4) Приведение доказательства к словам ученого. - Подтвердим это мнение на практике. Запишем предложение. Ответы учеников, запись предложений: Наконец выплыл тусклый и красный месяц. Наконец выплыл месяц,/ тусклый и красный. - Назовите главные члены в этом предложении. - Есть ли здесь слова, поясняющие главный член - подлежащее? - Поставьте «крестик» над подлежащим. Задайте вопрос от подлежащего. - Как называется второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос (какой?) - Что обозначает определение? - Какой частью речи выражено? - Как подчеркиваем определение? Учитель: - Посмотрите на слайд. Еще раз прочитайте, записанное нами предложение: Наконец выплыл тусклый и красный месяц. - Менялась ли интонация в ходе чтения, приходилось ли делать паузы, повышать или понижать голос? - А теперь посмотрите на второе предложение (слайд 5) Наконец выплыл месяц, / тусклый и красный. - Прочитайте предложение. Что происходит с интонацией в этом случае? (мы интонационно выделяем определения (делаем паузу) На письме в этом случае мы ставим запятую, т.е. обособляем определения). - Подтвердили ли мы утверждение А.М. Пешковского, что основным условием обособления является интонация? Случаи обособления определений Учитель: - Разложите перед собой карточки из конверта «Случаи обособления определений», карточку №2 - Будем размышлять далее. Перед вами предложения с обособленными определениями. Попробуем выяснить причины обособления определений в каждом из них. Воспользуемся памяткой, которая подскажет, на что нужно обратить внимание Памятка:
Карточка №2
1. Солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени (А.С. Пушкин) (определяемое слово выражено сущ. в Р.п., определение – причастием с зависимыми словами; определение стоит после опрд-го слова, распространяет и поясняет определяемое слово, указывая на его признак) Карточка
Распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого слова 2. Ветер, холодный, пронизывающий, засвистал на корме (Ф. Панферов) Узорчатые края облаков, пушистые и легкие, изменялись с каждым мгновением (И. Тургенев) (в 1-м предлжении определяемое слово выражено им. сущ.; опредления –прилаг., причастием; стоят после определяемого слова, поясняя его, указ. на признаки) Карточка 2. Обособляются и выделяются на письме запятыми Одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение 3. Усталая, она не могла идти дальше. Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше. (Л. Толстой) Карточка 1. Обособляются и выделяются на письме запятыми Одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению 4. Вошёл человек, лет шестидесяти, в коричневом фраке, и сел рядом с Иваном. Новенькая рубашка, белая, в черную полоску, сидела неплохо. (Д. Гранин) Карточка 1. Обособляются и выделяются на письме запятыми Несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже; сочетанием существительного с прилагательным или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Работа в группах Задания для 1-й группы (Выписать предложения, которые иллюстрируют первый случай обособления определений: распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого слова) 1. Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом (М.Ю. Лермонтов) 2. Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей (А.П. Чехов) 3. Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо. (Е. Федоров) Задания для 2-й группы (одиночные согласованные определения, если их два и больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение)
1.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (А.П. Чехов) 2.Молодому человеку, влюблённому, невозможно не проболтаться (А.П. Чехов) 3.Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить (М.А. Шолохов) Задания для 3-й группы (одиночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению) 1.А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой (М.Ю. Лермонтов) 2.Рослый широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову (М.А. Шолохов) 3.Ветер, сырой, холодный и пронизывающий, стучит в окно (А.П. Чехов) Задания для 4-й группы (несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже; или сочетанием существительного с прилагательным или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений) 1.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу. 2.Маша, в ярком, сверкающем костюме, выделялась в толпе гостей. 3.Всегда уверенная в себе, на этот раз она испугалась. Задание для 5-й группы=3 УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ V.РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Учитель: - Привнесем лирическую нотку! Вернемся к близкой всем нам теме…. - Каждому из нас этот край по-своему дорог. Ведь Горшеченские просторы порой поражают своей красотой. Задание. Посмотрите на фотографию: это один из уголков нашей родной земли. Прочитайте отрывок из стихотворения, посвященного Курскому краю. - Какие мысли и чувства вложил автор в эти строки? Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения. Если вы разделяете эмоции автора, постарайтесь передать это, подбирая нужную интонацию при чтении (в этом вам помогут и знаки препинания) Выразительное чтение стихотворения вслух (1 – 2 уч.) Учитель: - Обратимся к языковой стороне стихотворения. - Назовите определения, при помощи которых автор характеризует любимый край: «Мой район Горшеченский равнинный! – определение имеет тесную смысловую связь с определяемым словом, интонационно строка произносится на одном дыхании, нет пауз; здесь каждое слово без другого теряет часть смысла – нет обособления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|