Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Предложения с обобщающими, вводными словами и словосочетаниями»
Цель: обобщить, систематизировать изученное школьниками по данной теме; совершенствовать у них умение находить обращения и вводные слова в предложении, правильно ставить знаки препинания; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать у них любовь к родному краю. Ожидаемые результаты: учащиеся распознают в предложениях обращения, вводные слова (словосочетания, предложения), вставные конструкции и знают об их роли в речи; составляют предложения с обращениями и вводными словами, правильно их интонируют и ставят в них знаки препинания. Оборудование: учебник, дидактический материал. Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков. Ход урока I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ - Проверка домашнего задания. - Беседа с учащимися. — Что общего у вводных слов и обращений? — С какой целью их вводят в предложения? — Чем отличаются вводные конструкции от вставных?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (Учитель объявляет о предстоящей контрольной работе и необходимости подготовки к ней.)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ - Объяснительный диктант с дополнительным заданием. Найдите в тексте обращения. Дайте им характеристику. Какова их функция? Допишите 2-3 предложения с обращениями (названиями мест вашего детства). Объясните постановку знаков препинания. О мой сад, о заросшие дорожки возле мелкого пруда! О печальное местечко под дряхлой плотиной, где я ловил пескарей и гольцов. И вы, высокие березы, с длинными висячими ветвями, из-за которых с проселочной дороги, бывало, неслась унылая песенка мужика, неровно прерываемая толчками телеги,— я посылаю вам мое последнее прости.
(И. Тургенев) - Работа с учебником. Выполнение упражнений. [1] — 190 (письменно). [2] — 363 (письменно). - Перевод с украинского языка на русский. Переведите текст. в каком стиле он написан? Сравните обращения в русском и украинском языках. Мово! Мудра Берегине, що не давала погаснути земному вогнищу роду нашого і тримає народ по небесному Олімпі волелюбності, слави і гордого духу. Мово! Велична молитва наша у своїй нероздільній трійці, що єсть ти і Бог Любов, Бог Віра, і Бог Надія! (К. Мотрич) - Тренировочное упражнение. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их постановку. Здравствуй город, и здравствуй село, здравствуй поле и солнечный луг. (Ф. Фирсов) Простите мирные дубравы! Прости Тригорское, где радость меня встречала столько раз. (А. Пушкин) Не пей каштан лучи и соки, расти, обласканный весной, назло врагам шуми высокий, на радость нам цвети родной. (И. Земной) - Работа с текстом. 1. Словарная работа. Сравните два описания. Каково назначение каждого из текстов?
2. Чтение текста. (Тексты — на партах.) ГОРОД ФОНТАНОВ Харьков, как известно, всегда славился своими фонтанами. Один из самых известных символов Харькова — это, конечно, фонтан «Зеркальная струя», построенный в 1947 году в честь Победы в Великой Отечественной войне. Грандиозность обновленного фонтана (отреставрирован к своему 60-летию) — это, во-первых, 350 тонн водоизмещения, во-вторых, установки искусственного тумана и, наконец, красивейшая подсветка. Кстати, аналогов в СНГ не имеет.
«Зеркальная струя», а также фонтаны возле ХАТОБа образуют Площадь фонтанов (торжественное открытие состоялось 23 августа 2007 года). Второй такой в Украине нет. Своеобразная визитная карточка Харькова — комплекс фонтанов перед вокзалом. Танцующие цветные фонтаны, безусловно, очень полюбились не только гостям города, но и самим харьковчанам. Архитектура цветомузыкального фонтана в парке им. М. Горького напоминает восходящее солнце (от чаши фонтана тротуарной плиткой выложены «лучи солнца»). После реставрации вмещает 120 тонн воды (вместо 30)! Фонтан в саду им. Шевченко был первым цветомузыкальным в городе. После реконструкции, нельзя не отметить, он стал еще краше. Небольшие каскадные струи у бортов обрамляют центральную часть фонтана (она, кстати, выполнена в виде распускающегося цветка). Вечером, в разноцветных огнях подсветки, зрелище особенно завораживающее. Однако самый большой цветомузыкальный фонтан Харькова находится возле ХАТОБа. Кстати, у этого комплекса фонтанов есть изюминка — водная арка в форме сердца. Каждые пять минут между фонтанами коридор из воды (говорят, через него пробегают молодожены в день свадьбы). Каскад-фонтан был построен к 300-летнему юбилею Харькова. Из-за аварийного состояния, к сожалению, не работал почти 15 лет. Но на 350-летие Первой столицы по каскаду вновь заструилась вода. Это популярное место отдыха харьковской молодежи. Таким образом, Харьков — город самых необычных, неповторимых и потрясающе красивых фонтанов. (Из журнала) 3. Пересказ текста. Изложите текст устно, используя предложения с вводными и вставными конструкциями. 4. Изложение фрагмента текста о фонтане (близко к тексту). 5. Напишите свое обращение к фонтану, высказав в нем восхищение, восторг и т. д., используя олицетворение.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Повторить теоретический материал. 2. Выполнить упражнения: [1] — рубрика «Учимся наблюдать и анализировать!», с. 179 (письменно); [2] — 387 (письменно).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА - Вопрос учащимся. — Какое значение в литературе имеет такой художественный прием, как олицетворение?
Открытый урок по теме: «Понятие об обособленных членах предложения». Цели урока: - образовательная: дать понятие обособления, обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через подводящий диалог, учить находить в тексте смысловые отрезки – обособленные члены предложения; - развивающая: развивать умение выделять обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы; - воспитательная: развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение. Оборудование: раздаточный материал, тесты. Тип урока: изучение нового материала. Используемая технология: проблемно-диалоговая. Ход урока I. Оргмомент. II.Языковая разминка. Учащиеся списывают текст с доски, расставляют знаки препинания. И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - все было мне особенно мило и значительно. (Л.Н.Толстой) 1 ученик производит синтаксический разбор предложения, строит графическую схему. 2 ученик выделят смысловые отрезки – однородные члены предложения и причастные обороты, объясняет пунктуацию при них; комментирует знаки препинания между обобщающим словом и однородными членами. 3 ученик находит проверяемые и непроверяемые орфограммы-гласные в корнях слов, обозначает их графически. 4 ученик проводит морфологическую работу и морфемный анализ: выписывает все встретившиеся в предложении причастия (покачивающие, покрытые, шлепающие, показавшиеся), определяет их вид и время, разбирают причастия по составу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|