Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утверждаю. Курсовая работа. Москва - 20_22_. Введение. Глава 1. Общая характеристика уголовной ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие




 

Московский финансово-юридический университет МФЮА

 

Кафедра

Гражданско-правовые дисциплины

 

Направление /

Юриспруденция

специальность

Юриспруденция

 

Профиль /

Гражданско-правовой

специализация

 

 

   

 

     

УТВЕРЖДАЮ

   

 

         

 

 

 

 
   

 

     

Заведующий кафедрой

   

 

     

Былинкина. Е. В.

   

 

     

(ученая степень, ученое звание)

   

 

     

 

 

 

   

 

     

(подпись)

 

(И. О. Фамилия)

   

 

     

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:

Уголовное право

(полное наименование дисциплины)

На тему:

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.

 

(название темы курсовой работы)

 

 

Автор:

 

обучающийся

курса

 

группы

13ЮРи4010

ИНС

 

Смирнова Анна Алексеевна

 

(Фамилия Имя Отчество)

 

 

 

Руководитель:

 

канд. экон. наук

 

(должность, ученое звание)

 

Яворский. О. Б.

 

(Фамилия Имя Отчество)

 

 

Курсовая работа защищена с оценкой

 

 

(оценка прописью)

 

 

МОСКВА - 20_22_

                               

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Общая характеристика уголовной ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие. 5

1. 1. Отечественный и зарубежный опыт установления уголовной ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие. 5

1. 2. Основания наступления ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие. 9

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика состава неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие. 14

2. 1. Объективные признаки состава неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие. 14

2. 2. Субъективные признаки состава неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие. 19

Заключение. 23

Список использованных источников. 25

 


 

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государство обязано обеспечивать поиск и спасение людей, терпящих бедствие в море в зоне, координируемом этим государством.

Одной из форм реализации этой обязанности является установление уголовной ответственности за неоказание помощи лицам, терпящим бедствие, в отношении уполномоченных на оказание такой помощи должностных лиц.

Нормы об ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие принимаются в соответствии с основными принципами и нормами международного права. Однако в практике их применения существуют определенные трудности, связанные с бланкетностью норм об уголовной ответственности, а также наличием оценочных признаков в их составе.

На основании этого изучение объективных и субъективных признаков состава неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие представляет значительный интерес.

Целью проводимого исследования является комплексное изучение особенностей правоприменения статьи 270 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за неоказание капитаном судна помощи терпящим действие.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- изучить отечественный и зарубежный опыт установления уголовной ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствия;

- определить основания наступления ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие;

- охарактеризовать объективные признаки неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие;

- проанализировать субъективные признаки неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие.

Объектом проводимого исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе привлечения к уголовной ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие уголовную ответственность за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как О. А. Максимов, Н. В. Самойлюк, А. Плешаков, Л. М. Назмутдинова, Е. И. Грузинская и других.

Нормативную основу исследования составили международные правовые акты, федеральные законы и подзаконные нормативные акты.

Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики судов общей юрисдикции.

Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, как формальный, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, методы анализа и синтеза.

Структура работы соответствует ее цели и задачам и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.

 

 


 

Глава 1. Общая характеристика уголовной ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

1. 1. Отечественный и зарубежный опыт установления уголовной ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

История возникновения ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие связана с развитием мореплавания, морских перевозок грузов и пассажиров.

Первые упоминания об обычае оказания помощи терпящим бедствие на воде встречаются еще в трудах древних греков[1]. В последствии этот обычай получил свое закрепление в нормах международного права и внутригосударственного законодательства многих стран. Это было обусловлено развитием международных торговых отношений с использованием морских и иных водных путей. Морские перевозки являлись одним из основных способов обмена товарами и транспортировки пассажиров.

Первым систематизированным источником, который содержал нормы об ответственности за неоказание помощи, стало Уголовное Уложение 1903 года. Глава 25 этого документа именовалась «Об оставлении в опасности». В соответствии со ст. 493 Уложения лоцман, иной портовый или прибрежный проводник, виновный в неоказании помощи судну, подавшему сигнал о помощи или заведомо находящемуся в опасности, если имел возможность оказать такую помощь, наказывался заключением в тюрьму на срок не свыше 6 месяцев. Если такое неоказание помощи было учинено капитаном парохода или морского судна, или управляющим иного рода, то виновный наказывался заключением в тюрьму[2].

Ответственность за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие предусматривалась и в уголовном праве России советского периода.

Так, в ст. 129 УК РСФСР 1960 г. [3] устанавливалась уголовная ответственности за неоказание помощи капитаном судна людям, гибнущим на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Указанная норма располагалась в главе, содержащей составы преступлений, посягающих на жизнь и здоровье граждан.

В действующем УК РФ[4] ст. 270, предусматривающая ответственность за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие, находится в главе 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».

Однако, следует согласиться с мнением, что при совершении преступления, предусмотренного ст. 270 УК РФ, капитан судна не нарушает никаких правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств[5]. Состав преступления, указанного в ст. 270 УК РФ, по своей сути является специальным составом преступления, предусмотренного ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности», которое посягает на жизнь и здоровье человека.

Ответственность за неоказание капитаном судна помощи лицам, терпящим бедствие, имеет конвенционный характер.

Еще в 1910 году была принята Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море[6].

При спасании на море руководствуются следующими принципами, закрепленными международным правом:

- принципом запрета на дискриминацию, в соответствии с которым спасание на море осуществляется независимо от расы, национальности, пола, религиозной или этнической принадлежности, или иных дискриминирующих признаков;

- принципом установления уголовной ответственности капитана судна за неоказание помощи людям, гибнущим в море;

- принципом обеспечения права на вознаграждение за спасение на море;

- принципом выбора спасателя капитаном терпящего бедствие судна.

В ст. 11 Конвенции указывалось, что каждый капитан обязан оказывать помощь всякому гибнущему в море лицу, даже если оно враждебно, если это не представляет серьезной опасности для судна, экипажа, пассажиров.

Нормы этой Конвенции действовали в международном праве на протяжении 85 лет. Только в 1989 году была принята новая Конвенция о спасании[7], которая стала действовать с 1996 года.

В ст. 10 Конвенции 1989 года также установлена обязанность капитана судна помочь любому лицу, подвергающемуся угрозе гибели в море, если это не подвергает опасности судно и находящихся на нем лиц.

И в Конвенции 1910 года, и в Конвенции 1989 года снимается ответственность с владельца судна за нарушение капитаном обязанности спасания лиц, терпящих бедствие.

Статья 12 Конвенции об открытом море[8] также предусматривает обязательство для государств вменить капитанам любого судна, плавающего под флагом этого государства, оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если это не подвергает серьезной опасности судно, экипаж и пассажиров. Аналогичная норма содержится в ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву[9].

Также нормы, предписывающие оказывать помощь на море, содержатся в Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года[10], Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года[11], а также в двусторонних соглашениях, заключаемых между государствами. В частности, такие соглашения заключены между РФ и Турецкой Республикой в отношении Черного моря[12], между РФ и Королевством Норвегия в отношении Баренцева моря[13].

Нормы международных правовых актов о спасании на море были имплементированы в законодательство большинства государств. Так, ст. 160 УК Беларуси предусматривает ответственность за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие на водном пути. Особенностью формулировки этой статьи является то, что состав преступления является материальным, то есть предусматривает наступление вреда в виде смерти человека или причинения тяжкого телесного повреждения.

В ст. 357 УК Казахстана также содержится норма об ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие, аналогичная норма содержится в ст. 249 Республики Армении.

Следует отметить, что не всегда зарубежная судебная практика о привлечении к ответственности капитана судна за неоказание помощи терпящим бедствие, является обоснованной. Так, капитан парохода «Калифорния» Стэнли Лорд был осужден за неоказание помощи пассажирам гибнущего «Титаника» в 1912 году. Заключением комиссии было признано, что «Калифорния» находилась в прямой видимости «Титаника», в связи с чем капитан был обязан оказать помощь гибнущим людям. Однако, спустя много лет, было установлено, что рядом с «Титаником» в момент крушения находилось другое судно – «Самсон». С капитана «Калифорнии» обвинения были сняты, но посмертно[14].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...