Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Основания наступления ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие




Часть 4 ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ[15] (КВВТ РФ) устанавливает обязанность капитана судна оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде, если это не вызывает серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц. Аналогичная норма содержится в ст. 62 Кодекса торгового мореплавания РФ[16] (КТМ РФ).

Эти нормы, а также нормы рассмотренных выше международных правовых актов направлены на обеспечение безопасности судоходства.

Водная стихия с древних времен и по настоящее время представляет потенциальную опасность для человека, кораблекрушения не редки в наше время, несмотря на развитие технологий, освоение морских пространств, наличие разработок в сфере безопасной навигации.

Возникновение бедственной ситуации, представляющей угрозу для жизни и здоровья людей, может возникнуть как в результате антропогенного фактора, так и в результате природных факторов. Такая ситуация всегда имеет высокий риск гибели людей, так как водная стихия не является естественной средой обитания человека, и длительное пребывание в ней может привести к гибели или значительному ущербу для здоровья. Особенно это характерно для обширных водных пространств, которые невозможно преодолеть обычному человеку без специальных приспособлений.

В связи с этим на практике является правилом оказании помощи всяким, кому стало известно о крушении морского или речного судна, независимо от порта приписки этого судна, от флага, под которым оно ходит, от того, кому принадлежит это судно[17].

Этот обычай был впоследствии закреплен в нормах международного права и в нормах внутригосударственного законодательства.

Основаниями привлечения к ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствия являются:

- факт нахождения лица на должности капитана судна;

- факт неоказания помощи лицам, терпящим бедствие на воде.

Бедствие для квалификации деяния в соответствии со ст. 270 УК РФ должно происходить на любом водном путие. Это может быть море, река, озеро, если они используются для судоходства.

Так, морем считается часть океана. Различают открытое море (за пределами 12 миль территориальных вод приобрежного государства) и закрытое море (в пределах территориальных вод).

Потерпевшие должны находиться в опасном для жизни состоянии, то есть смерть их неизбежна при оставлении без помощи. При этом не имеет значение штормовое состояние моря или спокойное, температура воды и воздуха на момент бедствия, наличие или отсуствие спасательного снаряжения. Претерпевание бедствия должно сбольшой долей вероятности привести к негативному результату, вплоть до смертельного исхода.

Причины, по которым наступило то или иное бедствие, также не имеют значения для квалификации деяния в соответствии со ст. 270 УК РФ. Это может быть и кораблекрушение, и столкновение с другим судном или айсбергом, и затопление в силу технических причин[18].

Круг потерпевших ничем не ограничивается: ни возрастными признаками, ни физиологическими особенностями потерпевших, ни национальностью, ни гражданством или подданством.

Неоказание помощи проявляется в бездействии, то есть в пассивном поведении, ноосуществляемом умышленно. Обязанность оказания капитаном судна помощи закреплена в нормативных правовых актах. Следовательно, когда он визуально обнаруживает погибающих на воде лиц или получает достоверные сигналы бедствия по радио, телеграфу, по электрическим сетям, по спутниковой или иной технологической связи, он должен предпринять действия по исполнению своей обязанности как капитана.

При привлечении к уголовной ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие необходимо установить, была ли у капитана судна реальная возможность, исходя из сложившихся условий, оказать помощь людям, терпящим бедствие, находящимся в ситуации, представляющей угрозу для жизни.

Если спасение люди сопряжено с серьезной опасностью для своего судна, экипажа и пассажиров, то состава преступления, предусмотренного ст. 270 УК РФ, не будет. Серьезность опасности является оценочным признаком и определяется в каждом отдельном случае судом самостоятельно. Опасность не будет признана серьезной, если она связана только с имущественным ущербом для судна, для капитана или для его владельца.

Так, при рассмотрении дела в отношении Рыжова А. Н., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 270 УК РФ, было установлено, что будучи капитаном теплохода, речного буксира-толкача, он осуществил выход на акваторию реки Волга. В районе острова «Тайвань» Рыжов отлучился от управления судном по состоянию здоровья, а вернувшись увидел маломерное судно, удерживающееся на носовом м кормовом якорях, прямо по курсу следованию буксира. Столкновения с маломерным судном избежать не удалось, оно произошло скуловой частью правового борта об носовую часть (флагшток) маломерного судна. Люди, находившиеся в маломерном судне, покинули его, спрыгнув в воду. Рыжов, осознавая, что совершил столкновение с другим водным судном, понимая наличие опасной ситуации: сильного ветра и волны, что представляло угрозудляжизни, и, имея возможность прийти на помощь терпящему бедстие на воде без серьезной опасности для своего судна и экипажа, цмышленно не принял мер по оказанию помощи терпящим бедствие на воде людям, при отсутствии какой-либо опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Вследствие неоказания Рыжовым помощи терпящим бедствие на воде один из пассажиров маломерного судна утонул. Рыжов при рассмотрении дела пояснил, что не смог оценить опасность угрожавшую как лицам, находившимся в воде в результате столкновения судов, так и его судну в случае его остановки и оказания помощи терпящим бедствия.

Действия Рыжова были квалифицированы в соответствии со ст. 270 УК РФ[19].

Исключается уголовная ответственность при неоказании помощи терпящим бедствие, когда отсутствует реальная возможность спасти людей вследствие непреодолимой силы природного или техногенного характера. Например, это может быть сильной шторм, при котором подойти к тонущему судну для оказания помощи невозможно, или пожар на нефтеналивном танкере, когда танкер может в любой момент взорваться и спасающему судну и экипажу на нем будет причинен существенный вред. Также судно спасателей само может находиться в сильно поврежденном состоянии, которое нарушает надежность этого судна и исключает возможность спасания терпящих бедствие людей.

Также уголовная ответственность при неоказании помощиможет быть исключена при коллизии обязанностей, когда помощь необходимо оказывать сразу нескольким лицам, например, при столкновении и гибели двух судов.

Представляется, что серьезность опасности, которой может подвергаться спасающее судно или его экипаж и пассажиры, может состоять в озможности самим спасающим оказаться за бортом, или повредить существенные повреждения судна, влияющие на его плавучесть и мореходные качества. Не должна устанавливаться обязанность жертвовать своим судном или своими жизнями с целью спасения жизни других людей.

Сопоставление степеней опасностей в уголовном законодательстве регулируется только в самом общем виде в ст. 39 УК РФ, когда указывается, что причиненный вред должен быть меньшим, чем вред предотвращаемый[20].

Состав преступления, предусмотренный ст. 270 УК РФ, является формальным, то есть для квалификация деяния по этой статье не требуется установление факта смерти или причинения тяжкого вредаздоровью спасаемых лиц.

При наступлении смерти или вреда здоровью не осуществляется дополнительная квалификация по ст. 109 УК РФ «Причнение смерти по неосторожности» или по ст. 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности».

Таким образом, основания привлечения к уголовной ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие включают в себя объективные и субъективные критерии.

К объективным критериям относится претерпевание бедствия на воде с угрозой для жизни. Субъективный критерий выражается в возможности оказания помощи без подвергания серьезной опасности своего судна, экипажа или пассажиров.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...