Прорезная или пропильная резьба. Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур – все это выпиливается (прорезается – отсюда и название) лобзиком или пи
Прорезная или пропильная резьба. Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур – все это выпиливается (прорезается – отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек. Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром. Среди наших современников – мастеров-резчиков можно назвать имя Геннадия Яковлевича Лопатина. Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Так для дома-музея писателя Салтыкова-Щедрина мастером изготовлены ворота, колодец, качели, а для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова – украшена резьбой беседка. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В2008 году Геннадию Лопатину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.
2. 2. 6 Роспись по дереву
Искусство росписи по дереву имеет свои особенности и характерные черты во многих регионах России. Существовала своя особая роспись и на Вятке, ее элементами наши предки украшали предметы домашнего обихода – образцы вятской росписи сохранились на прялках, досках, сундуках, бураках и на другой деревянной утвари. Сегодня эти предметы можно увидеть в постоянной экспозиции Кировского областного краеведческого музея.
Вятская роспись очень символична. Рисунки наносились с учетом смысла изображаемого. Например, часто в вятской росписи встречается изображение дерева – оно является символом энергии, жизни, радости; круг олицетворяет солнце; изображение нескольких кругов обозначает движение солнца по небосводу. Львы, которых также можно встретить на старинных предметах быта, олицетворяют собой мужскую силу, а птицы символизируют вести или небесных посланников.
Рисунок 11 – Фотография Роспись по дереву При окраске сундуков вместо кистей вятчане использовали заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы – деревянные палочки длиной примерно 18 сантиметров, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звездочек и других узоров. Приступая к росписи, мастера сначала из обрезков овечьей кожи готовили клей. Этим клеем с помощью заячьей лапки или кисти из луба покрывали поверхность, и пока клей не высох, делали фон для росписи. Потом сундук покрывали еще одним слоем клея, и только затем начинали расписывать. С помощью линейки и циркуля мастера намечали на сундуке тонкими линиями членения композиции. На поверхности всех окрашенных стенок рисовали широкую раму. Такой же широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два разных квадрата, в них проводили диагонали, на пересечении которых рисовали окружности. Иногда углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь каким-нибудь из участвующих в росписи цветов. Когда краски просыхали, всю поверхность крышки и стенок расписывали зеленой краской или голландской сажей под оковку, а затем желтым кроном или белилами печатали чеканами разные узоры.
В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль исполнения, сочетавший красный, синий, желтый, зеленый тона. Для вятской бурачной росписи характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и прочие композиции, в которых цветы группировались в гирлянды и букеты. Расписанные масляными красками с применением белильных разживок, вятские бураки выделялись среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи. Домовая роспись с давних времен была важным элементом декора интерьера человека на Русском Севере. Это крестьянское искусство отражает сложившееся веками представление о красоте, стремление к защите и охране своего очага. Исследователи считают, что расцвет домой росписи приходится на 1880 – 1910 годы. Это северорусская традиция особенно широко охватывала Вологодскую и Архангельскую губернии, в состав которых раньше входило несколько территорий Кировской области (Лузский, Подосиновский и Мурашинский районы). В течение 26 лет под руководством сотрудника Кировского краеведческого музея Владимира Александровича Любимова собиралась богатая и обширная коллекция образцов северной домовой росписи. Главными героями, изображенными на деревянных перегородках, филёнках, голбцах и дверях крестьянской избы были львы, птицы, кони, реже люди. Рядом с ними и часто отдельной композицией встречается растительный мотив – образ мирового древа в виде цветов, бутонов и веток, расположенных на дереве, гирлянде или букете. Изображения отличаются лаконизмом манеры и веками отработанными приемами владения кистью. Известно, что часто общую фоновую раскраску делал один мастер, а мотив или сюжет выполнял другой, более опытный рисовальщик (красильщик). Многие вятские, костромские, вологодские мастера занимались росписью в качестве отхожего промысла и выполняли работы не только на своей родине, но и в соседних губерниях (Вологодская, Архангельская, Пермская, Тобольская).
Расписные деревянные детали крестьянских интерьеров в настоящее время можно увидеть на постоянно действующей выставке «Народная домовая роспись» в Кировском областном краеведческом музее. Кистевая роспись по дереву в настоящее время сохранилась в изделиях ООО «Идеал Плюс». Современная кировская роспись наносится на поверхность сундучков и коробочек мягкими беличьими или колонковыми кистями, окраска фона производится флейцем или широкой плоской щетинной кистью. После сушки расписанное изделие лакируется. Для этой цели используются нитроцеллюлозные лаки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|