Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2.10 Плетение из соломы




 

Ржаную соломку как поделочный материал стали использовать на Вятке в XIX веке.

У такой соломки ровный стебель с длинными междоузлиями (верхнее колено – до 50 см), небольшой сбежистостью (уменьшением толщины стебля по всей его длине). Она отличается прочностью при относительно тонких стенках. При размачивании ржаная соломка становится пластичной, по высыхании хорошо сохраняет приданную ей форму. Золотистая окраска имеет большую гамму оттенков – от серебристо-зеленого до густо-желтого и красноватого. Ржаная соломка хорошо окрашивается анилиновыми красителями, ее используют во всех видах плетения, а также в инкрустации.

Ржаная соломка в зависимости от условий произрастания растения, времени ее сбора и особенностей хранения приобретает тот или иной цвет. Если растение росло в тени, то его соломка красновато-фиолетового цвета. Соломка, перезимовавшая в стогу, становится коричневой. Мягкие и упругие ржаные стебли, срезанные в период молочно-восковой спелости зерна, имеют приятный зеленоватый цвет. Цветовая гамма соломки, поэтому достаточно велика, в ней насчитывают более 90 оттенков.

Заготовку соломки для промысла кустари производили серпом вручную, перед массовой косовицей хлебов в июле – августе. Сжатый хлеб связывали в снопы и после 1 – 3-дневной просушки снопы аккуратно оббивали для удаления зерна. Хранили связанную в снопы соломку в затененном, неотапливаемом помещении. Далее соломку готовили к работе: со стеблей срезали колоски и листья. У соломки, идущей на изготовление плетешков удаляли узлы, утолщения между коленами, сортировали по длине, толщине и цвету. Рассортированную соломку хранили в снопиках толщиной 10 – 15 см, длиной 50 см в сухом затененном месте.

Соломку, собранную после обмолота зерна, применяли редко, так как она помята и после обработки становится ломкой и хрупкой. Вместе с тем у нее по-своему красивый неповторимо-золотой цвет, который давал дополнительные возможности мастеру. Обычно для получения равномерного золотистого цвета соломку раскладывают на солнце и выдерживают от нескольких часов до 2 – 3 дней.

При необходимости соломку отбеливали, окрашивали, прессовали, изготавливали плетешки, из которых и «собирали» готовое изделие.

В 1871 году на заседании комиссии, учрежденной при Вятском губернском статистическом комитете по содействию Московской Политехнической выставке, было предложено приобрести образцы корзинок и шляп, сплетенных их соломы, обратившись с этой целью в Унинской волостное правление. И действительно, в Унях изделия из соломы плелись уже не от случая к случаю и не только на собственные нужды, нго и на продажу. А работал мастер профессионально. Это подтвердили строчки в «Памятной книжке Вятской губернии» за 1873 год, через два года после первого письменного упоминания: «Плетением корзин и шляп из соломы занимается один человек в Унинской волости в Глазовском уезде, вырабатывая до 50 шляп по 30 коп. и 30 корзинок по 40 копеек каждая». Имя этого первого искусного кустаря по соломке история не сохранила.

В 1889 году «Вятские губернские ведомости» перепечатали заметку из «Волжского вестника», касающуюся нашего Слободского уезда: «…Здесь кустари в основном занимаются выделкой посуды и мебели. «Новинку», в смысле развития кустарной промышленности, представляет северо-западная Георгиевская волость, отстающая от города в 26 верстах. В этой волости с 1888 г. появился новый промысел – выделка соломенных шляп. Этим ремеслом занимаются, главным образом, крестьянские мальчики, лет двенадцати-тринадцати, тем более что первым распространителем этого искусства оказался крестьянский мальчик села Шестакова Иван Елькин, который выучился ему у волостного писаря Олькова, а последний вынес шляпное ремесло из Орловского уезда, где этот промысел существует уже давно. Таким образом, благодаря «новому» кустарно-шляпное искусство скоро понравилось и другим мальчикам, которых в настоящее время насчитывается до 20 человек. За время занятий Елькина – им сплетено и продано до 200 шляп.

Шляпы плетутся из обыкновенной белой соломы. Они продаются Елькиным от 15 до 30 копеек, смотря по тому, из какой соломы сплетена шляпа: из мелкой – по 30 копеек, из крупной – 15 – 20 копеек. Конечно, в этом случае следует отдать предпочтение шляпе, сплетенной из мелкой соломы, так как такая шляпа имеет более или менее изящный вид. Поэтому не редкость составляет видеть такие шляпы не только на мужике, но и на обывателе нашего города, но особенно охотно покупаются они крестьянами».

Рисунок 15 – Фотография Плетение из соломы

И в Слободском кустарно-шляпное искусство было развито достаточно хорошо. Поэтому именно слободские шляпники в 1890 году Иван Лукич Елькин, Василий Иванович Елькин, Терентий Кириллович Козлов и Кузьма Тимофеевич Князев выставили свои изделия на Казанской выставке.

В 1899 году Вятское земство, желая быстрее внедрить соломенный промысел на территории губернии, открыло при кустарном музее и складе соломенную мастерскую. Цикл обучения в вятской земской мастерской длился один месяц, обучали новому ремеслу бесплатно и всех желающих. После таких мер изделия соломенной мастерской внесли в прейскурант Вятского склада и экспонировали на выставках. И хотя в архивах не зафиксировано какого-то одного центра по обработке соломки, это ремесло через мастерскую получило широкое распространение в Вятской губернии.

Изделия из соломки не только качественно совершенствовались, но и расширялся их ассортимент. Мастерская стала предлагать «сумки конусные, ридики, шляпы женские черные, детские пестрые».

В начале XX века соломку уже научились красить в самые ходовые цвета: красный, розовый, фиолетовый, красно-фиолетовый, желтый, оранжевый, серый, зеленый. Но переменчивая мода и массовое распространение аксессуаров фабричного изготовления постепенно вытесняют соломенные изделия с вятского рынка.

История плетеных из ржаной соломки шкатулок начинается только в ХХ веке. Адрес зарождения этого промысла на Вятке – село Камешница Оричевского района. Долгое время здесь работала мастером Валентина Григорьевна Бояринцева, научившаяся этому ремеслу еще в детстве. В 1978 году она рассказывала: «От своих родителей я слышала, что плести шкатулки научил селян вернувшийся с Первой мировой войны солдат. А он выучился у кого-то из фронтовых друзей. С тех пор и стали заниматься этим делом. Разные формы изделий – это плод коллективного творчества. Кто-нибудь придумает форму – все повторяют. Так, выделилась среди нас старая мастерица (по ее образцам работали) Тамара Ивановна Кротова. У нее была большая фантазия. Она делала не только шкатулки, но и разные фигурки».

Так в трудное времяпо окончании Первой мировой войны зародилось новое вятское ремесло. Постепенно к промыслу обратились не только женщины Камешницы, но и соседних деревень Шиховых и Коноваловщины. В 1940 году в Камешнице была организована художественно-промысловая артель «Самолет», ее первым мастером назначили А. А. Москвитинову. Из рук в руки, от поколения к поколению передавалось здесь несложное, но кропотливое мастерство плетения из соломки. В 1959 году газета «Кировская правда» дважды написала о Камешницкой артели, о ее новом изделии – сундучке из соломки. В следующем году камешницкие шкатулки отправились на республиканскую выставку.

В 1960 году после ликвидации промысловой кооперации камешницкие мастерицы вошли в состав надомного цеха Кировской фабрики художественных изделий. Для сравнительно малоизвестной плетеной шкатулки начались новые времена. Главный художник фабрики Б. А. Кузнецов и пришедшая после него Е. А. Окишева решили качественно изменить технологию производства. Полуфабрикат каркаса шкатулок стали делать в деревообрабатывающем цехе в городе Кирове, соломку теперь перестали красить и только отбеливали перекисью водорода с нашатырем, обклеенную бумагу заменили на однотонную, выявив, таким образом, естественную природную красоту материала – теплый золотистый цвет. Шкатулка преобразилась. Изделия стали пользоваться более широким спросом.

Расширение массового фабричного производства разнообразных товаров постепенно вытесняет соломенные изделия с вятского рынка. В конце 1980 – начале 1990-х годов производственное объединение «Умелец» сделало попытку вернуться к плетению изделий из соломки. Мастера объединения изготавливали дамские сумочки, шляпки, но по другой технологии, без окраски, сохраняя золотистый, естественный цвет соломки. На предприятии в эти годы также создавали декоративные панно, конфетницы, сухарницы, подставки под горячее, занавесы, игрушки-сувениры и разнообразные шкатулки.

Развивают в наши дни «соломенный» промысел как предприятия, так и отдельные мастера. В числе первых «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» (Киров), в числе последних наиболее известна кировская мастерица Лариса Вениаминовна Сметанина. В 2007 году решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области Ларисе Вениаминовне был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...