Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2.2 Вятская матрешка




 

Народный промысел изготовления деревянной расписной игрушки зародился на Вятской земле в начале ХХ века. Первое упоминание о вятской матрешке: «Матрешки деревянные раскрашенные и выжженные…» – содержится в «Оптовом прейскуранте кустарного отдела вятского губернского Совета народного хозяйства. Игрушечно-художественный товар» за 1924 год.

В фондах Кировского областного краеведческого музея сохранилась лишь одна матрешка, датируемая началом века. В числе деталей ее росписи красная юбка, синяя кофта, зеленая косынка. Во многом отсутствие обилия образцов вятской матрешки начала ХХ века объясняется падением интереса к ней в 1930-х годах.

Об этом падении интереса говорит и тот факт, что действительно крупный знаток кустарных промыслов Михаил Николаевич Шатров в своей книге «Кировские кустари» счел необходимым поместить только один рисунок этой игрушки – «Матрешка складная», – не снабдив его ни описаниями, ни комментариями.

Новый этап развития промысла наступил лишь в 1937 году, когда в деревнях Вахрино и Овчарное было организовано первое объединение кустарей – артель «Прогресс» (ныне ЗАО «Сувенир», Киров) по производству спортивного инвентаря, школьно-канцелярских принадлежностей и деревянной расписной игрушки-матрешки. Прозводство артели было надомным, труд ручным, ассортимент выпускаемой продукции составляло 21 изделие – школьные пеналы, кухонные и чайные приборы, игрушки.

В 1938 году ассортимент артели расширился, теперь здесь стали выпускать также тематическую трехпредметную матрешку и курительные трубки. Для росписи матрешек применяли масляные краски. Сама матрешка в те годы представляла из себя девицу с румянцем на щеках в цветном платочке и сарафане с лямочками, с букетом полевых цветов в руках. Принцип матрешки – вкладывающихся друг в друга предметов – применили в других игрушках (гриб-великан, яйцо).

В 1958 году на Международной Брюссельской выставке с вятской матрешкой впервые познакомилась широкая иностранная публика.

Развитие промысла продолжилось. В 1960 году на базе артели «Прогресс» и артели «19 лет Октября», работники которых изготавливали на токарных станках пирамидки и шахматы, была организована Кировская фабрика токарных игрушек. Три года спустя эта фабрика вошла в производственное объединение «Вятка», став цехом № 3 по выпуску деревянных игрушек. В 1968 году специалисты осваивают новую технологию оформления матрешек анилиновыми красителями. Яркие гаммы новых красок буквально преобразили вятскую матрешку. Образцы матрешки в традиционной крестьянской одежде оказались не востребованными. Стало преобладать направление максимальной декорированности изделий. Матрешка, по-прежнему оставаясь игрушкой, всё больше и больше становилась изделием декоративно-прикладного искусства, интересным сувениром.

С 15 января по 1 апреля 1970 года Управлением по производству игрушек и художественным промыслам был объявлен конкурс по созданию лучших образцов матрешек, с целью привлечения к этому виду творчества умельцев и новаторов производства. Конкурс дал хороший результат, были разработаны и рекомендованы в производство два образца четырнадцати- и пятнадцатипредметных матрешек, инкрустированных соломкой. Именно эти образцы положили начало новому направлению в развитии сувенира.

В 1971 году первая партия матрешек, инкрустированных соломкой, была отправлена в Канаду.

В 1993 году после приватизации фабрика преобразуется в новое предприятие ТОО ПКФ «Сувенир». Художники-мастера разрабатывают новые образцы продукции: рождественские и пасхальные яйца, панно, фигурки деда Мороза, матрешки-укладки. Продукция предприятия поставляется в 12 стран мира, при этом особенно велик спрос на вятскую матрешку.

В 1995 году ТОО ПКФ «Сувенир» преобразовывается в ЗАО «Сувенир». И вновь художницы предприятия разрабатывают новые образцы матрешки. Совершенстуют технологию производства. Так появляются на свет новые, расписанные гуашевыми художественными красками, авторские матрешки, матрешки-укладки, матрешки-неваляшки. Исчезает тенденция к тиражированию, появляется новое направление – авторские изделия.

На предприятии имеется художественная лаборатория, где разрабатываются новые образцы изделий с применением современных технологий росписи (поталь, акварель, акрил). Матрешки становятся тематическими, сюжеты их росписи заимствуются из народных сказок или бытовых жанровых сцен. Ассортимент матрешки составляет до 600 наименований.

Особо выдающийся вклад в развитие вятской матрешки внесли мастерицы предприятия – Татьяна Викторовна Пермякова и Нина Геннадьевна Суворова.

Другим значимым центром сохранения и развития традиций создания вятской матрешки является ЗАО «Вятский сувенир» города Нолинска Кировской области.

Предприятие создано в 1930 году на основе артели «Слобода». Изначально основной продукцией предприятия были изделия из дерева, детские игрушки, сделанные на токарном станке. В 1950-е годы на предприятии начали делать токарную матрешку, а в 1970-е ее уже не только декорировали росписью, но и инкрустировали соломкой. В наши дни ассортимент предприятия составляют более 200 наименований изделий.

Вятская матрешка – наиболее северная из всех Российских матрешек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Ее милое приветливое личико завораживает и притягивает. Все эти особенности сохранились в продукции ЗАО «Вятский сувенир». Основой в композиции росписи Нолинской матрешки является сохранение народных традиций: рыже-русые волосы, большие голубые глаза, яркие сочные цветовые гаммы при оформлении передников, в которых преобладают красные цвета.

С 1980-х годов оба предприятия начали выпускать, помимо традиционного варианта матрешки, – авторские. Это веяние времени принесло новые токарные формы изделий, новую тематику росписей. Обращение к сказочной, литературной и исторической теме существенно раширило сюжетный арсенал мастеров.

Свой вклад в развитие вятской матрешки вносят и другие предприятия, и даже отдельные мастера. Так, в 2002 году в городе Кирове было создано предприятие «Кудринка». Руководящей идеей создания предприятия стала идея использования при создании продукции исключительно природных материалов, а также таланта вятских мастериц. Среди многочисленных образцов, создаваемых в мастерской «Кудринки», есть и акварельная авторская матрешка (32 образца). Матрешка фирмы «Кудринка» – тематическая авторская продукция с высокохудожественной акварельной росписью по дереву и применением потали (золочения). В числе тем, раскрываемых мастерицами, сюжеты русских народных сказок, так называемые летние и зимние сюжеты, сюжеты ярмарок и народных гуляний. В оформлении платка – цветочный орнамент с использованием перламутра.

Рисунок 7 – Фотография Вятской матрешки

В ассортименте производителя Художественной мастерской «Кудринка» можно выбрать не только ту сказку, сюжеты которой будут украшать поверхность матрешки, но и количество предметов в наборе. Самым популярным вариантом является матрешка из семи предметов. Следом за ней идет десятипредметная и тридцатипредметная матрешка. Некоторые наборы построены так, что с их помощью родители могут рассказать целую сказку своему ребенку.

И хотя в настоящее время такая матрешка лишь частично перекликается с традиционной, являясь преимущественно авторским продуктом, она, безусловно, являет собой определенный этап исторического развития вятской матрешки, а потому содержит в себе большой потенциал, который в перспективе может получить закрепление традицией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...