Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Временное измерение ис-ва: акции, перфомансы, хеппенинги




Истоки: абстрактный экспрессионизм Поллока как «живопись действия» (документация процесса, видео=>японск. группа «Гутай»).), футурист., сюрреалист. и дадаист. акции.

Акция

Акционизм— форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы.

Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения.

Может быть сведена к одному жесту, к декларации.

Акция: Роберт Раушенберг в ответ на приглашение принять участие в выставке портретов прислал телеграмму о том, что данная телеграмма и есть портрет владелицы галереи, и таким образом согласился участвовать в выставке.

Перформанс предполагает конкретное действие художника, в кот. он участвует собственным телом или — часто — собственной биографией и памятью. Классический перформанс — это искусство, в котором вместо кисти и холста только само тело художника. Тогда произведением оказываются само действие, его документация и взаимодействие художника с аудиторией. Формой делегированного перформанса является перформанс массовый —флешмобы или монстрации.

Венский акционизм (1960-е гг.)Отто Мюль, Герман Нитч, Рудольф Шварцкоглер и Гюнтер Брус. Тело как материал искусства (не своя личность, не своя инд. мифология).

Истоки: война (массовая репрессивная работа с телом, уничтожение и увечья), тоталитаризм (массовость: коммуналка, барак, концлагерь = тот. коллективизм).

Неприятие настоящего тела с его биол. потребностями, отправлениями, его слабостью и уродством: идеальные тела героев тоталит. режимов, культ молодости и силы, культ стандартизир. красоты в америк. об-ве. Прямое столкновение: акция «Искусство и революция» в Венском университете 1968 года: Отто Мюль, Гюнтер Брус и Освальд Винер, во время которой Мюль разбрызгивал на присутствующих пиво, а Брус испражнялся и мастурбировал; одновременно они исполняли австрийский гимн. За оскорбление государственной символики художники были приговорены к нескольким месяцам заключения. Выбор в пользу гос. символа.

Ив Кляйн.

Йозеф Бойс. «Каждый человек – художник». Был отстранен от преподавания в Дюссельдорфской академии художеств, куда он пускал на занятия всех желающих. «Как объяснять картины мертвому зайцу», проект 1965 года - художник демонстрировал тушке зайца произведения искусства, предварительно покрыв свою голову мёдом и золотой фольгой. «7000 дубов» - масштабная акция 1982 года в Касселе.

Марина Абрамович. В ранних перформансах Абрамович, как правило, ставила себя, а иногда и зрителей в экстремальные условия — на глазах у публики принимала большие дозы сильнодействующих психотропных лекарств («Ритм 2», 1974), нарочно наносила себе раны, втыкая ножи между пальцами («Ритм 10», 1973), лежала в горящей конструкции в виде пятиконечной звезды («Ритм 5», 1974), вырезала бритвой звезду у себя на животе и затем лежала на льду с кровоточащими ранами («Губы Томаса», 1975). Кульминацией этих экспериментов над собой стал знаменитый перформанс «Ритм 0» (1974) в галерее Morra в Неаполе, во время которого Абрамович разложила перед зрителями 72 предмета, которыми люди могли пользоваться как угодно. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, тогда как другими можно было причинять боль. Среди них были ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном. Художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать её телом и движениями. Поначалу зрители вели себя скромно и осторожно, но через некоторое время, в течение которого художница оставалась пассивной, участники стали агрессивнее. Абрамович позднее вспоминала: "Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. <...> Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния".

«Флуксус» - (лат. fluxus — «поток жизни») — международное арт-движение 50-х—60-х годов, значительное явление в искусстве второй половины ХХ столетия. В движении Флуксус принимали участие такие художники как Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Джон Кейдж, Йоко Оно и другие. Фестивали Флуксус про­водились в Париже, Амстердаме, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке. Цель арт-движения Флуксус — это слияние в одном «потоке» различных способов художественного выражения и средств коммуникации конкретной и электронной музыки, визуальной поэзии, движения, символических жестов. Основной принцип — абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений, что достигалось такими формами, как хэппенинг, деколлаж, различные уличные акции и представления, антитеатр.

Йоко Оно. «В «Грейпфруте» я выразила особое состояние разума, при котором художником без труда может стать любой». (Йоко Оно) Прорежь дыру в мешке, наполненном семенами, и повесь его там, где дует ветер. Спрячься, пока все не пришли домой. Спрячься, пока тебя не забыли. Спрячься, пока все не умерли..." «прокати пустую коляску через весь город» «Устрой танцы, пусть люди танцуют со стульями»; «Зажги спичку и смотри, как она догорает».

Нам Джун Пайк. Видеоарт. The Medium is the Message (Маршалл Маклюэн) – «средство передачи сообщения само есть сообщение»: тип и форма медиа (generic form of media) важнее того значения (meaning) или содержания (content), которое оно передает, т.е. сама форма средства коммуникации меняет наше сознание. примеру, то, что происходит при электрическом освещении, происходит благодаря электричеству и как его конструкт; в произведении искусства кубизма более нет того, о чём оно повествует, есть лишь сам медиум, передающий самого себя как трехмерное сообщение. « Доброе утро, мр. Оруэлл!» В том же году родилась инсталляция Zen for TV, представляющая собой одиноко стоящий расстроенный телевизор, транслирующий лишь белую полосу – размышление о природе телетрансляции и переосмысление буддистской концепции шуньяты, безупречной «пустоты», Абсолюта. Шуньята обозначает «отсутствие постоянного «я» у личности и у явлений» в силу их относительности и взаимозависимости.

Хэппенинг. Считается, что их придумал американский художник Аллан Кэпроу, который написал текст «Ассамбляж, энвайронменты и хеппенинги». Он говорил о хеппенинге как о художественном произведении, которое заполняет собой все больше и больше пространства — вплоть до всего земного шара. Это театр без сценической площадки, для которого художник прописывает сценарий и в котором по возможности должны участвовать зрители: в идеале никто не должен остаться невовлеченным. Главная цель хеппенинга — высвобождение энергии, энергии вполне абсурдистской, потому что течение жизни абсурдно и ее вольный и освободительный поток должен быть явлен во время этого действия. В 1959 году Кэпроу устроил в Нью-Йорке абсурдистское представление «18 хеп­пенингов в шести частях». Оно проходило в трех комнатах, участники сменяли друг друга, кто-то выжимал апельсиновый сок, кто-то подметал, кто-то выкрикивал лозунги, кто-то просто сидел на стуле. Поскольку хеппенинги происходили в разных комнатах одновременно, никто из зрителей не мог ни включиться во все восемнадцать, ни даже все их увидеть.

Энвайронмент — это тот же хеппенинг, но менее активный по отношению к зрителю. Зритель может войти в энвайронмент совершенно незаметно для себя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...