Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повышение гибкости системы ценностей




Порой самая несгибаемая позиция - результат паралича.

С. Е. Лец

 По мере возрастных изменений сформировавшаяся у человека модель мира становится не только все более сложной, но и более инерционной — каждая ее трансформация требует все больших усилий. Возникают не только устойчивые критерии, но и целостные сценарии, подсознательные жизненные планы, предопределяющие поведение человека. Излишняя 'устойчивость системы принципов и критериев препятствует дальнейшему развитию. Ведь наши мнения должны меняться — и потому, что меняется мир вокруг нас, и потому, что меняются наши способы суждения. Признание относительности своей системы ценностей расшатывает предрассудки и устраняет препятствия на пути коммуникаций.

Сможет ли человек изменить свои установки и пересмотреть отношение к событиям, зависит от его психической гибкости. При ортодоксальных, плохо корригируемых взглядах обстоятельства жизни могут вызывать столь тяжелые душевные конфликты, что для того, чтобы их пережить, человеку приходится радикально реконструировать свою модель мира. Тогда, пытаясь не делать этого, избавить себя от растерянности и страданий, т. е. не изменять своих критериев ценности и в то же время адаптироваться (а для этого посмотреть на мир новыми глазами), он ощущает глубинный конфликт, и приходящая на помощь защита замещает реальную жизнь — он строит удобный для себя мир фантазии, мечты и уходит жить в него, как улитка в раковину. Внешне это выглядит как самоизоляция, и чем дольше она продолжается, тем труднее в дальнейшем наладить общение с внешней средой. Для предотвращения столь непродуктивной реакции на перемены в окружающем мире следует развивать способность изменять отношение к самому себе, переоценивать и корректировать свой внутренний опыт, смотреть на себя новыми глазами.

Гибкость развивается через понимание того, что если на отдельных этапах жизни многие виды защиты играют положительную, приспособительную роль, то на других они могут оказаться нерациональными, особенно когда приобретают характер привычной стратегии поведения. Например, в свое время человек, не имея должных ресурсов, мог устранить неприемлемое для себя влечение только вытеснением, так как был слишком слаб, чтобы справиться с собой осознанно. Но когда он стал зрелым, сильным, он способен заменить вытеснение сублимацией; если же он продолжает использовать привычную стратегию, то тормозит развитие собственной личности. Особенно часто бывает, что, добившись большого успеха на каком-то пути, человек боится свернуть с этого пути, начинает думать, что должен продвигаться все дальше и дальше в том же направлении.

Кроме учета динамики психических ресурсов в течение жизни (раньше не было ресурсов, а теперь есть; раньше старый путь мог привести к победе, а теперь полезнее новый) — надо учитывать личный «шаг» изменений. («Не все сразу!») Нельзя забывать о предельных дозах, в которых человек способен воспринимать, усваивать расхождения между своей позицией и позицией другого лица. Когда расхождение слишком велико — позиции прямо противоположны — усвоение прекращается, включается защита. Подсознательно формируется представление, согласно которому «та позиция» или «тот человек» (с противоположной точкой зрения) или глуп, или мало знает, или неопытен, или не авторитетен. Его позиция должна быть отвергнута — и она вытесняется.                            

Подготавливать человека к разумному осознанию его неблаговидных поступков или к восприятию противоположной точки зрения целесообразнее мелкими шагами, добиваясь согласия при каждом продвижении и поэтапно корректируя его понимание ситуации и ее прогноза. Тем самым можно его постепенно подвести к новой оценке случившегося. Чем больше мера неожиданности новой позиции, тем сильнее эмоциональная реакция на нее и тем вероятнее включение защиты. В тех случаях, когда обнаруживается полное неприятие контраргументации, разумнее подвигать человека к новой точке зрения, критикуя сперва лишь частности на фоне общей доброжелательности и подчеркивая прежде всего элементы, объединяющие исходную и предлагаемую позиции, и лишь затем — разъединяющие, подавая их как второстепенные. Здесь полезно вспомнить метод Сократа, который рекомендовал сначала встать на неверную точку зрения — вместе с ошибающимся собеседником, найти и обсудить ее положительные стороны и на этом основании объявить себя союзником, а затем, обращаясь с собеседником дружески, взвешивая уже не только «за», но и «против», путем дальнейших рассуждений перейти вместе с ним на правильную точку зрения.

Одним из выразительных примеров корректировки системы ценностей путем провоцирования катарсиса служит японская методика «Морита-терапии» [по 25]. Японский врач Морита в 1921 году разработал оригинальный метод изменения ориентиров поведения. В начале курса терапии он предполагает отключение от социальной среды, а заканчивает полноценным возвращением в нее. Метод ориентирован на помощь людям, страдающим главным образом от трудностей общения, переживающим, что их не понимают окружающие, но не осознающим, что их страдания являются следствием того, что они сами не приемлют общепринятых ценностей. Девиз этого метода: «Вы должны жить хорошо, а не чувствовать себя хорошо». Перестройте поведение, тогда и чувствовать себя будете нормально

Поскольку система критериев и ценностей человека весьма устойчива, то для ее перестройки необходимо создать напряженную и даже критическую ситуацию. В данном случае, на первом этапе терапии, внутренняя напряженность создается строгим одиночеством и неподвижностью (постельным режимом).

Может возникнуть впечатление, что это не слишком сильное потрясение, но это не так. Например, когда испытуемых, которых готовили в космонавты, людей здоровых и психически устойчивых, некоторое время продержали в термокамере, то они сообщили, что уже через неделю у них бывали дни, когда «все внутри переворачивается», «все раздражает», «хочется что-нибудь выкинуть», «кого-то ударить», «запустить чем-нибудь, что попадет под руку». Они жаловались, что на них навалилась тоска, отупение, апатия. На седьмой день один из участников записал: «Настроение меняется как ленинградская погода». Так что изоляция и неподвижность — мощное воздействие.

Терапия занимает несколько недель. Первую неделю участнику предлагается соблюдать абсолютную изоляцию и постельный режим. Человек должен находиться один и может вставать с постели только для еды и в туалет. Разговаривать, читать, писать, петь, курить и т. д. не разрешается. Условия организованы таким образом, чтобы максимально усилить внутреннее напряжение. В состоянии одиночества человек имеет тенденцию, используя механизмы экстериоризации, выделить из себя партнера по общению и взаимодействовать с ним. Это, вообще говоря, защитная реакция, в норме представляющая ослабленную модель раздвоения личности. В данном случае этот собеседник помогает обдумать, обсудить жизненную ситуацию.

60                                                        В следующие две недели обстановка меняется. Предписывается исполнение работы, которая может быть тяжелой и даже очень тяжелой. Она требует всех-сил и максимального терпения - человека сталкивают с ситуацией, когда он может выполнить либо все, но плохо, либо хорошо, но часть, т. е. с реальностью лицом к лицу. При этом он физически ощущает границы своих возможностей и практически вынуждается к компромиссу. На фоне физической напряженности проводится и открытое вмешательство в систему ценностей личности, направленное на повышение уровня ее соответствия реальности. Человеку говорят: удовольствие есть удовольствие, боль есть боль. Действительность надо воспринимать такой, какой она есть, — как реальность. Тем самым его готовят к переоценке ценностей и после этого разрешают вести дневник, позволяющий отслеживать динамику последующих изменений. В дневниковых записях отмечаются некоторые смещения в иерархии критериев. Появляются новые установки: не обязательно делать все абсолютно правильно и хорошо — допустимо настолько хорошо, насколько это возможно и позволяют обстоятельства. Так начинают уходить нереальные претензии

В следующие 2-3 недели от человека требуют преодоления барьеров иного типа — ему поручают задания, которые могут быть ему неприятны, но он должен выполнять их, независимо от своего отношения к ним (подталкивание к компромиссам иного вида и снова коррекция ценностей) Последние 2-3 недели разрешается разговаривать, но не о себе и своих проблемах. Если терапия эффективна, то к ее концу стабилизируются новые критерии. Появляется вкус к жизни, стремление наладить отношения с людьми, преодолевается максимализм.

Обсуждая преимущества гибкой системы ценностей, будем помнить, что творческие способности тесно связаны с готовностью воспринять и примирить явные противоречия, терпимостью к двусмысленным ситуациям, потребностью привести дезорганизованное состояние в порядок через решение поставленных проблем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...