Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
Анализ работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции.Основными задачами анализа являются: · оценка выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; · определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; · выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; · разработка мероприятий по освоению резервов увеличения выпуска и реализации продукции. Объем производства характеризуется показателями валовой и чистой продукции, объем выпуска – показателями готовой и товарной продукции, объем реализации – показателями отгруженной и реализованной товарной продукции. В показатель товарной продукции не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных) и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Применяются и условно-натуральные показатели, которые, как и стоимостные, служат для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Источниками для анализа производства и реализации продукции являются: бизнес-план предприятия; форма № 2, ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др. Возможны два варианта методики анализа реализации продукции. 1. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид: ГПн + ТП = РП + ГПк, отсюда: РП = ГПн + ТП – ГПк 2. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так: ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк, отсюда: РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк – ГПк,
где ГПн и ГПк - остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода; ТП – стоимость выпуска товарной продукции в отчетном периоде; РП – объем реализации продукции за отчетный период; ОТн и ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец отчетного периода, не оплаченные покупателями. Следующий этап анализа – изучение влияния факторов на выпуск товарной продукции предприятия, а, следовательно, и на объем ее реализации. По экономическому содержанию все факторы можно объединить в три группы: · обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования; · обеспеченность основными средствами, в т.ч. машинами и оборудованием, эффективность их использования; · обеспеченность сырьем и материалами и эффективность их использования. Доходами организации (предприятия) признается увеличение ее экономических выгод в результате поступления активов, денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Доходы подразделяются на: а) доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (выручка); б) операционными доходами являются: · поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (владение) активов организации; · поступления, связанные с предоставлением за плату, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; · поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам; · прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
· поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, кроме иностранной валюты, продукции, товаров; · проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке; в) к внереализационным доходам относятся: · штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; · активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; · поступления в возмещение причиненных организации убытков; · прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; · сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); г) чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению к дальнейшему использованию активов. д) доходы будущих периодов включают: · доходы, полученные в счет будущих периодов; · безвозмездные поступления; · предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы. Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц: · в виде сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин, и иных аналогичных обязательных платежей; · по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; · в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; · в форме авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; · в виде задатка; · в форме залога, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; · в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Непосредственно к выручке от реализации продукции (работ, услуг) относятся лишь доходы от обычных видов деятельности и часть операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг. К факторам, под воздействием которых формируется изменение выручки от реализации, относятся:
1. Изменение объема реализации. Расчет влияния изменений объема реализации (при неизменных ценах) на изменение выручки выполняется следующим образом: DВq1 = P0 х Q1 – P0 х Q0 = P0 х (Q1 – Q0) = P0 х DQ 2. Изменение отпускных цен на реализацию продукции. Расчет влияния изменений цены реализации (при неизменном объеме) на изменение выручки проводится таким образом: DВp1 = P1 х Q0 – P0 х Q0 = Q0 х (P1 – P0) = Q0 х DP, где DВq1 - отклонение в результате изменения объема реализации; DВp1 - отклонение в результате изменения отпускных цен на реализованную продукцию; P1, P0 - цена реализации, соответственно, базисного и текущего года; Q1, Q0 - объем реализации базисного и текущего года. В процессе анализа определяется также влияние такого фактора как изменение структуры реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|