Сущность, источники информации и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Экономический анализ, являясь одной из разновидностей анализа вообще, представляет собой систематизированную совокупность аналитических процедур, имеющих целью получение выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого объекта. В современной российской экономической науке обозначились два основных подхода к классификации видов анализа на уровне предприятия. Первый ассоциируется с московской школой аналитиков (А.Д. Шеремет и др.) и заключается в подразделении анализа хозяйственной деятельности предприятия на управленческий и финансовый, которые в дальнейшем делятся на внутрихозяйственный производственный, внутрихозяйственный финансовый и внешний финансовый анализ. Разделение анализа на финансовый и управленческий аргументируется сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. Второй подход, предлагаемый группой ученых во главе с В.В. Ковалевым (Санкт-Петербургский государственный университет), основан на разделении анализа экономики предприятия на технико-экономический анализ и анализ финансово-хозяйственной деятельности, включающий в себя внешний финансовый и внутрифирменный анализ. В этом случае критериальным признаком для проведения первой градации считается признак денежного измерителя, а для проведения второй - состав информационной базы анализа. Так, анализ финансово-хозяйственной деятельности, в отличие от технико-экономического, предполагает доминанту денежного измерителя в конструировании основных критериев и показателей. Смысл разделения анализа финансово-хозяйственной деятельности на внешний финансовый и внутрифирменный заключается в том, что информационная база первого - доступная внешнему пользователю бухгалтерская отчетность, второго - любые информационные ресурсы, циркулирующие внутри предприятия.
Для определения особенностей внутреннего и внешнего финансового анализа и проведения разграничительной линии между ними можно воспользоваться рядом критериев. К ним относятся: · назначение анализа; · его исполнители и пользователи; · базовое информационное обеспечение; · характер представляемой информации; · степень унификации методики анализа; · доминирующий временной аспект анализа. Так, внешний финансовый анализ ориентирован на общую оценку имущественного и финансового состояния предприятия, в то время как внутрифирменный - на поиск резервов снижения затрат и повышения эффективности текущей деятельности. Исполнителями и пользователями результатов первого выступают собственники, участники рынка ценных бумаг, налоговые органы, инвесторы, кредиторы и т.п., второго - управленческий персонал предприятия. Внешний финансовый анализ основан на использовании общедоступной аналитической информации, внутрифирменный же - на детализированной аналитической информации конфиденциального характера. В первом случае возможность унификации процедур и алгоритмов достаточно высока, во втором - требуются индивидуальные разработки. Если внешний анализ, как правило, является ретроспективным (или перспективным), то внутрифирменный - оперативным. Финансовый анализ как учебная дисциплина ограничивается обычно рассмотрением анализа в приложении к коммерческой организации - базовой ячейке экономической системы. В этом случае под финансовым анализом понимается совокупность аналитических процедур, основывающихся, как правило, на общедоступной информации финансового характера и предназначенных для оценки состояния и эффективности использования экономического потенциала фирмы, а также принятия управленческих решений в отношении оптимизации ее деятельности или участия в ней.
Предметом финансового анализа как научного и практического направления выступают: · финансовые отношения в системе управления хозяйствующим субъектом; · экономический потенциал хозяйствующего субъекта; · результаты использования экономического потенциала. Под финансовыми отношениями понимаются отношения между различными субъектами, влекущие за собой изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов. Отношения, связи и операции, имеющие финансовую природу, могут быть подразделены в зависимости от сферы их действия: в случае, если они ограничены рамками данного предприятия, они рассматриваются в рамках внутрифирменного анализа; если же они выходят за его пределы, речь идет о внешнем финансовом анализе. В составе экономического потенциала можно выделить две основные составляющие: ресурсы и источники их формирования. Что касается первой компоненты, то здесь основное внимание уделяется анализу состава и структуры актива баланса, т.е. оценке экономической целесообразности наличия у предприятия активов с данными количественными и качественными характеристиками. Вторая составляющая выступает предметом анализа в случаях, когда речь идет о мобилизации финансовых ресурсов, в ее рамках исследуются источники и возможности их привлечения. Результаты использования экономического потенциала предприятия можно рассматривать как важнейший элемент предмета финансового анализа, т.к. именно результативность деятельности обычно является основным критерием при определении перспектив существования и дальнейшего развития предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|