Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация и управление затратами на предприятии




Под затратами понимают денежное выражение реально потраченных ресурсов, обусловленных производственным процессом или иным видом деятельности. Кроме того, используется понятие себестоимости. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Отнесение затрат на себестоимость определяется второй частью Налогового кодекса РФ.

Для успешной деятельности предприятия необходимо создать эффективную систему управления затратами (себестоимостью), в рамках которой информация о затратах является основой для принятия большого числа управленческих решений, направленных на достижение конкурентных преимуществ. Н-р, какую продукцию производить, от выпуска какой продукции отказаться, какую установит цену, производить или покупать комплектующие изделия и т.п.

Управление затратами предприятия включает:

Ø прогнозирование и планирование затрат на производство и реализацию продукции;

Ø выявление резервов снижения затрат на производство продукции;

Ø нормирование затрат;

Ø учет затрат и калькулирование себестоимости продукции;

Ø стимулирование участников производства за экономию затрат;

Ø анализ и контроль себестоимости.

Одной из предпосылок создания эффективной системы планирования и контроля затрат на предприятии является четкое понимание классификации затрат и процесса формирования себестоимости продукции. Классификация затрат производится по ряду признаков.

По первичным элементам -характеризует разделение себестоимости продукции на простые общепринятые элементы затрат:

Ø материальные затраты (полуфабрикаты, топливо, энергия);

Ø затраты на оплату труда;

Ø отчисления на социальные нужды;

Ø амортизация основных средств и нематериальных активов;

Ø прочие затраты (налоги и сборы, оплата услуг связи и т.д.).

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции выделяют прямые, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции или объект затрат (сырье, основные материалы, оплата производственных рабочих и т.д.) и косвенные, которые нельзя непосредственно отнести на конкретный вид готовой продукции (вспомогательные изделия и комплектующие детали, косвенные затраты на оплату труда, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, затраты на содержание цеховых зданий, страхование имущества, арендная плата, амортизация и т.д.). В совокупности прямые и косвенные затраты образуют производственную себестоимость готовой продукции.

По функциональной роли в формировании себестоимости продукции различают основные (непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления изделий) и накладные расходы(связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управлением, обслуживанием).

По степени зависимости от изменения объема производства затраты делятся на пропорциональные – это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства и непропорциональные - это затраты, абсолютная величина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно.

В практике финансового менеджмента более принято деление затрат на постоянные и переменные, являющееся основой для проведения операционного анализа деятельности предприятия. Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности предприятия, однако рассчитанные на единицу продукции они меняются при изменении объемов производства (аренда, амортизация, расходы по налогу на имущество и др.). Переменные затраты в общей сумме зависят от изменения объема производства, но рассчитанные на единицу продукции они остаются неизменными (затраты на сырье, материалы, энергию и т.д.).

По степени однородности затрат расходы делятся на элементные (их нельзя разложить на составные части – затраты на сырье, основные материалы и т.д.) и комплексные (статьи затрат, состоящие из нескольких однородных затрат и которые могут быть разложены на первичные элементы – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общехозяйственные и т.д.).

В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции затраты могут быть текущими (возникают преимущественно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции этого периода), будущих периодов (производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определенной доле) и предстоящие (это еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства - оплата отпусков, сезонные расходы и т.п.).

Различают также понятия издержек производства и издержек обращения.

Издержками производства называются затраты материальных ресурсов и денежных средств, которые несет производитель на производство продукции.

Издержки обращения – это затраты, связанные с организацией реализации товара. Делятся на чистые и дополнительные.

Чистые издержкиобращения – это расходы, обусловленные исключительно самим процессом купли-продажи (реклама, заработная плата продавцам и т.п.). Они возмещаются за счет торговой надбавки к цене товара.

Дополнительные издержки обращения - затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, расфасовка, упаковка и др.). Они увеличивают стоимость товара и возмещаются точно также, как и издержки производства.

В соответствии с международными стандартами учета и практикой его организации в странах с развитой рыночной экономикой применяются три основных варианта классификации издержек:

Ø для определения себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли;

Ø для принятия управленческого решения и планирования;

Ø для осуществления процесса контроля и регулирования.

В целях определения себестоимости продукции и полученной прибыли издержки группируются по статьям и элементам применительно к соответствующему методу учета затрат на производство и калькулирование. При этом различают затраты входящие и истекшие, затраты на продукт и на период.

Входящие затраты – это ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и в будущем принесут доход. В балансе они регистрируются как активы. Если эти ресурсы были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в будущем, то они переходят в разряд истекших и отражаются на счете прибылей и убытков текущего периода.

Затраты на продукт представляют собой производственную себестоимость продукции. Величина затрат на продукт сравнивается с выручкой от реализации для выявления финансового результата.

Остальные затраты (коммерческие, административно-управленческие) относятся к непроизводственном и объединяются в одну группу расходов на период. Они не включаются в производственную себестоимость продукции, поскольку не являются стоимостью, добавленной к себестоимости какого-то конкретного продукта, не учитываются при расчете себестоимости единицы продукции и полностью списываются на уменьшение прибыли за текущий период (месяц, квартал, год).

При классификации затрат для принятия решения целесообразно их разграничивать и изучать по следующим направлениям:

Ø затраты будущего периода, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;

Ø безвозвратные затраты или затраты истекшего периода;

Ø вмененные затраты в результате принятого альтернативного решения;

Ø инкрементные или маржинальные затраты.

Деление затрат на принимаемые и не принимаемые в расчет необходимо при выработке определенного решения. В определенной хозяйственной ситуации не все затраты должны приниматься во внимание при выработке решения, а только существенные, оказывающие влияние на конечные финансовые результаты.

К категории безвозвратных затрат относятся расходы на приобретенные материалы и другие ресурсы, потребность в которых отпала. Величина таких затрат на может быть изменена никаким решением в будущем, поэтому они не учитываются при принятии решения.

Особую категорию представляют вмененные затраты, характеризующие возможность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор какого-то альтернативного курса действий требует отказа от другого. Вмененные затраты условно начисляют или добавляют при принятии определенного решения только в условиях ограниченности ресурсов.

Инкрементные затраты появляются в результате принятого решения о дополнительном изготовлении или продаже какой-либо продукции. Такими дополнительными затратами могут быть как переменные, так и постоянные расходы. Их прирост есть результат увеличения объема производства определенного вида продукции. Дополнительные затраты и доходы, рассматриваемые в расчете на единицу продукции, принято называть маржинальными расходами.

Классификация затрат для осуществления контроля и регулирования предполагает их разграничение на регулируемые и нерегулируемые. Для осуществления контроля за издержками необходимо установить взаимосвязь между затратами и доходами и действиями конкретных лиц, ответственных за расходование средств. Организация такого контроля предполагает учет затрат по центрам ответственности (в рамках системы бюджетирования), которыми могут быть производственная бригада или участок, цех, подразделение и т.п. По каждому центру ответственности составляется смета затрат, закрепляются определенные статьи и элементы затрат, которые зависят от его деятельности и за эффективность расходования которых руководитель центра несет ответственность. Такие затраты принято называть регулируемыми. Другие затраты, включаемые в смету центра ответственности и не зависящие от его деятельности, относятся к нерегулируемым.


 

65. Основы операционного анализа на предприятии (см. также №62)

Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме: «издержки – объем продаж – прибыль». Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-торговой деятельности от изменения цены, издержек, объема производства, сбыта продукции товаров, работ и услуг (далее – продукции).

С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач, в том числе:

· оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;

· прогнозировать рентабельность работы предприятия на основе показателя «запас финансовой прочности»;

· оценить предпринимательский риск, связанный с деятельностью предприятия;

· выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

· оценить результаты начального периода функционирования нового предприятия или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;

· разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации продукции.

Основными элементами операционного анализа выступают пороговые показатели деятельности предприятия:

· критический объем производства (реализации продукции);

· порог рентабельности (или точка безубыточности);

· запас финансовой прочности.

Практически, они все связаны с понятием маржинального дохода (валовой маржи), который характеризует результат от реализации продукции после возмещения переменных издержек.

В финансовом менеджменте предприятий операционный анализ также тесно связан с понятием операционного (производственного) рычага (левериджа), расчет которого базируется на определении силы воздействия данного рычага:

СВПР = МД: П

где:

СВПР – сила воздействия операционного рычага;

МД – маржинальный доход;

П – прибыль.

Чем выше значение силы воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск, связанный с деятельностью данного предприятия. Эффект операционного рычага выражается в том, что любое изменение выручки от реализации продукции приводит к еще более интенсивному изменению финансового результата (прибыли или убытка). Действие эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных издержек на финансовый результат при изменении объема производства продукции (продаж).

Соотношение постоянных и переменных издержек предприятия, которое позволяет использовать механизм операционного рычага с различной интенсивностью воздействия на прибыль предприятия, выражают коэффициентом операционного рычага. Его рассчитывают по формуле:

Кор = ПИ: ПРИ

где:

Кор – коэффициент операционного рычага;

ПИ – постоянные издержки;

ПРИ – переменные издержки.

Чем выше значение этого коэффициента, тем в большей степени предприятие способно ускорить темпы прироста прибыли (убытков) по отношению к темпам прироста (падения) объема продаж. Другими словами, при идентичных темпах прироста (снижения) объема производства продукции предприятие, которое имеет более весомый коэффициент операционного рычага (при прочих равных условиях) всегда будет в большей степени увеличивать сумму прибыли (убытков) по сравнению с предприятием с более низким значением данного коэффициента.

Конкретное соотношение прироста суммы прибыли (убытков) и величины объема производства (продаж), достигаемое при установленном значении коэффициента операционного рычага характеризуют параметром «эффект производственного рычага». Стандартная формула для вычисления этого показателя имеет вид:

ЭОР = ∆П: ∆ОП

где:

ЭОР – эффект операционного рычага;

∆П – темп прироста прибыли, в процентах;

∆ОП – темп прироста объема производства (продаж), в процентах.

Устанавливая тот или иной темп прироста объема производства (продаж), всегда можно вычислить, в каких размерах возрастает масса прибыли при сложившемся на предприятии значении коэффициента операционного рычага, т.е. соотношения постоянных и переменных издержек.

Наиболее положительное воздействие операционного рычага достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности (после ее преодоления). По мере дальнейшего роста объема производства продукции (продаж) и удаления от точки безубыточности (росте предела безопасности), эффект операционного рычага начинает снижаться. Это означает, что каждый последующий процент прироста объема производства будет приводить к все меньшему приросту массы прибыли. Однако темпы прироста прибыли всегда будут выше, чем темпы прироста объема производства (продаж).

Следует отметить, что эффект операционного рычага проявляется только в определенном релевантном периоде, поскольку издержки остаются стабильными лишь на протяжении короткого временного лага. Как только предприятие значительно увеличит объем производства, то произойдет существенный рост постоянных издержек. И предприятие вынуждено будет преодолевать новую точку безубыточности или приближать к ней обычную (текущую) деятельность.

Чтобы обеспечить безопасность и безубыточность своего производства, предприятие с небольшой долей постоянных издержек (низким операционным рычагом) может производить относительно меньше продукции (в физическом выражении), чем предприятие с более высокой их долей в суммарных издержках (с высоким операционным рычагом).

Величина запаса финансовой прочности (в денежном выражении) рассчитывается как разница между фактической выручкой от реализации и пороговой ее величиной. Запас финансовой прочности свидетельствует о том, на сколько процентов предприятие может выдержать снижение выручки от реализации продукции без серьезной угрозы для своего финансового положения, т.е. сохранит свою финансовую устойчивость и платежеспособность на прежнем уровне. Рекомендуемое минимальное значение запаса финансовой прочности должно составлять не ниже 10 %.

В случае снижения выручки от реализации (за счет уменьшения объема производства), сила воздействия операционного рычага характеризует возможную потерю прибыли (или увеличение убытка). В особо трудное положение попадает то предприятие, у которого в условиях спада производства убытки превышают маржинальный доход, то есть показатель операционного рычага по модулю ниже единицы. Увеличение выручки от реализации на таком предприятии влечет за собой снижение убытков в меньшей степени, чем рост объема производства, вызвавший его. Напротив, предприятие, имеющее убытки ниже маржинального дохода, быстрее выйдет из кризисного состояния, поскольку аналогичный рост объема продаж вызовет более интенсивное снижение убытков.

Операционный анализ показывает также чувствительность, то есть возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта продукции, в частности, ответить на вопрос на сколько можно изменить объем продаж без потери прибыли.

В основу анализа чувствительности положен объем производства, который обеспечивает исходный финансовый результат при изменении одного из следующих показателей: постоянные издержки, переменные издержки и цена за единицу продукции. Влияние указанных факторов устанавливают на основе специальных расчетов.

Одним из эффективных методов управления издержками, доходами и прибылью является стохастический (вероятностный) финансовый анализ по системе «CVP». В его основу положены вероятностные переменные величины. Например, прибыль до налогообложения – это вероятностная переменная, поскольку в равенство, которое определяет ее величину, входит объем реализуемой продукции, т.е. величина, значение которой можно точно оценить (отпускная цена единицы продукции и сумма переменных издержек на единицу продукции известны, как правило, достаточно точно). Стохастический анализ CVP только с одной, принимающей случайное значение переменной, - простейший вариант подобного исследования, поскольку в данном случае не учитывают взаимозависимость переменных. Анализ приобретает более сложную форму, когда в расчет включают другие случайные переменные – цену и переменные издержки. Для того, чтобы чистая прибыль стала одной стохастической переменной можно использовать формулу:

ЧП = [Q х (Це х ПИе) - ПИ] х (1 – Нс)

где:

ЧП – чистая прибыль, тыс.руб.;

Q – количество проданной продукции, единиц;

Це – цена за единицу проданной продукции;

ПИе – величина переменных издержек на единицу продукции, руб.;

ПИ – общая сумма переменных издержек, руб.;

1 – Нс – налоговый корректор, который в настоящее время равен 0,8.

Таким образом, величина чистой прибыли в системе «CVP» чувствительна к следующим основным факторам:

· объем производства в физическом выражении;

· цена за единицу продукции;

· уровень переменных издержек в цене продукции;

· ставка налога на прибыль.

Основная цель такого анализа – установить, что произойдет с конечным финансовым результатом, если изменятся: объем производства, цены на отдельные изделия и ассортимент реализуемой продукции, в течение короткого релевантного периода (в рамках имеющихся производственных мощностей).


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...