Понятие, функции и методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства. Цель управления — обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования. Управление в данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства. Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется (субъекты управления): · общественными формированиями и гражданами; · юридическими лицами; · государственными органами; · муниципальными органами. Виды управления природопользованием и охраной окружающей среды: · общественное; · производственное; · муниципальное; · отраслевое (ведомственное); · государственное управление. Содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, определяется совокупностью функций управления.
Функция управления - это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся: · подзаконное нормотворчество; · создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; · координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды; · экологическое планирование; · экологическое нормирование; · экотехническая регламентация; · экологическая стандартизация; · оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; · экологическая экспертиза; · экологическое лицензирование; · экологическая сертификация; · экологический аудит; · экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды); · учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий; · экологическое воспитание и образование; · проведение научных исследований по вопросам окружающей среды; · экологический контроль; · разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды. Методы государственного управления в области охраны окружающей среды: · административный (прямой) метод (например, приказ); · экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности); · моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.). не все субъекты управления осуществляют вышеперечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления. Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия - демократическое правовое государство. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований.
Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами. К ведению местного самоуправления относятся: · владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; · обеспечение санитарного благополучия населения; · регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; · контроль за использованием земель на территории муниципального образования; · регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения; · благоустройство и озеленение территории муниципального образования; · участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; · организация и содержание муниципальной информационной службы. Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов: · законности управления; · комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды; · сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды; · разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов; · наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|