Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, функции и методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды.




Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Цель управления — обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Управление в данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется (субъекты управления):

· общественными формированиями и гражданами;

· юридическими лицами;

· государственными органами;

· муниципальными органами.

Виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:

· общественное;

· производственное;

· муниципальное;

· отраслевое (ведомственное);

· государственное управление.

Содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, определяется совокупностью функций управления.

Функция управления - это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

· подзаконное нормотворчество;

· создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

· координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

· экологическое планирование;

· экологическое нормирование;

· экотехническая регламентация;

· экологическая стандартизация;

· оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

· экологическая экспертиза;

· экологическое лицензирование;

· экологическая сертификация;

· экологический аудит;

· экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);

· учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

· экологическое воспитание и образование;

· проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;

· экологический контроль;

· разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:

· административный (прямой) метод (например, приказ);

· экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);

· моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

не все субъекты управления осуществляют вышеперечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления.

Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия - демократическое правовое государство. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований.

Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами. К ведению местного самоуправления относятся:

· владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

· обеспечение санитарного благополучия населения;

· регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

· контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

· регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

· благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

· участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

· организация и содержание муниципальной информационной службы.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

· законности управления;

· комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

· сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;

· разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;

· наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.