Тема 5. Эпоха царствования Ивана Грозного
Рассмотрим основные характерные черты социально-экономического и политического уклада Московского государства, сформировавшегося к началу XVI в. Во-первых, главное, что характеризовало экономический уклад — это аграрный сектор с господством власти-собственности. Во-вторых, московское общество представляло собой совокупность корпоративных замкнутых общин. В-третьих, государственная бюрократия, выросшая численно, значительно усилила свои позиции и стала реальной носительницей власти-собственности. В-четвертых, к тяглому (платящему подати) населению относились: Ø посадское население, которое объединялось в различные общины (купеческие, ремесленные и т. д.) управлявшиеся избираемыми старостами; Ø черносошные (свободные) крестьяне проживали на государственной земле, имели личную собственность, платили подати и несли повинности. Для них была характерна также общинная организация; Ø дворцовые крестьяне жили на земле, принадлежавшей великокняжеской фамилии, ей они были обязаны барщиной или оброком, а казне — податями и повинностями. Характерна общинная организация; Ø владельческие крестьяне проживали на земле дворян или Церкви, им платили оброк или отрабатывали барщину. Были обязаны платить подати государству и нести повинности. Организованы на общинных началах; Ø половники — крестьяне, имевшие наделы государственной земли и платившие подати в казну. Но в силу того, что эти наделы были малы, они арендовали землю дополнительно и платили оброк ее владельцу. В-пятых, имелась незначительная группа нетяглых людей, т. е. не несущих тягло. К ним относились холопы, не имевшие никакой собственности и полностью зависящие от своих хозяев, а также вольные, гулящие люди.
В-шестых. Православная церковь представляла собой крупнейшую корпоративную общину с огромной собственностью. В то время как в Европе обществу посредством Реформации удалось разрушить корпоративность Церкви, в России она усилилась. В-седьмых, в наиболее привилигированном положении находилось военно-служилое сословие, получавшее за свою службу от государства земельное и денежное жалованье. К нему относились служилые люди по отечеству: Ø потомки удельных князей и бояре, получившие «корм» за исполнение служебных обязанностей, а также имевшие вотчины и обладавшие правом отъезда. Однако их право собственности и другие права не охранялись законом, а сами они как социальная группа постепенно искоренялись крепнущим самодержавием; Ø дети боярские — выходцы из обедневших княжеских и боярских родов. Они не обладали правом отъезда и имели поместья, на которые часто распространялся статус вотчины. Эта группа и все более низшие могли служить как непосредственно великому князю, так и удельным князьям или боярам; Ø дворяне, получавшие за службу пожизненное, наследуемое владение поместье и не имевшие права отъезда; Ø послужильцы, которые получали земельный надел на условном праве (пока служат) и не имели права отъезда. После принятия Уложения о службе 1556г. Дети боярские, дворяне и послужильцы были записаны в общие дворянские списки. Служилые люди по прибору: стрельцы, пушкари, казаки и др., получившие за службу денежное и земельное жалованье, различные льготы в ведении промыслов, торговли и др. В-восьмых, казачество, как часть русского народа, имевшая этнические и другие особенности, сочетало воинскую дисциплину с вечевой демократией на принципах общины. В-девятых. Московское государство представляло собой монархию во главе с великим князем. При нем существовал совет — Боярская дума, назначаемая самим князем.
Центральную исполнительную власть осуществляли приказы. Их число выросло с 1 четверти до сер. XVI в. с 10 до 22. Приказ состоял из боярина, которому была поручена какая-либо отрасль управленческих дел, и окружавших его функционеров — дьяков и подьячих. Местное управление осуществлялось назначаемыми великим князем из бояр наместниками в уездах и волостелями в волостях, имевшими право кормления. В 1530— 1550-х гг. вместо уездов и волостей были введены избы, управляемые старостами, избираемыми из провинциальных дворян, что существенно подорвало позиции боярства. В 1549 г. был созван I Земский собор. О том, что это был за орган, речь пойдет ниже. Важное место в политической системе занимала Православная церковь, отношения которой с властью определялись решениями Стоглавого церковного собора 1551 г. Военная организация состояла из великокняжеской дружины, дворянской конницы, ополчения сельских ратников, иноземной пехоты и появившихся при Иване IV стрельцов и артиллерии. Сложившаяся система социально-политических отношений была юридически закреплена в Судебниках 1497 г. и 1550 г., представлявших собой сборники законов. В Судебнике 1497 г. государство сделало первый шаг в оформлении крепостного права. Если до этого крестьянин, рассчитавшись с землевладельцем, мог уйти от него в любое время, то теперь он мог это сделать лишь за неделю до и неделю после 26 ноября (Юрьева дня), когда закончены все полевые работы. Как видим, социально-политический срез свидетельствовал о гиперцентрализации власти и формировании в обществе отношений подданства. Каковы же были основные черты ментальности сложившегося московского общества? Первая. Соединение характерной для цивилизации циклического типа духовности с ценностями ранне-христианской общинной демократии, широкое распространение идеи социального равенства. Вторая. Приоритет коллективистских ценностей над интересами личности, в отличие от идеалов европейского протестантизма, отстаивавшего интересы прежде всего частного собственника. Как подчеркивал немецкий философ В. Шубарт, «у русских понятие собственности менее резко выражено, чем у европейцев, у них граница между твоим и моим проведена не так отчетливо»,
Третья. Соборность. Окружающий мир виделся московитянам полифоничным, т. с. из него ничего нельзя изъять, в том числе и сложившиеся отношения между обществом и властью, в противном случае он весь разрушится. Обращая внимание на это обстоятельство, Н. Бердяев в статье «О святости и честности» писал: «Русского человека слишком легко заедает среда. Он привык возлагаться не на себя, не на свою активность, не на внутреннюю дисциплину личности, а на органический коллектив, на что-то внешнее, что должно его понимать и спасать». Четвертая. Приоритет государства и государственности. Наши предки создавали Московское государство прежде всего для защиты своей независимости. Это предопределило, что государство стало национальным достоянием, что исчезло разграничение между личным, общественным и государственным. Итак, мы имеем общее представление о том, что представляло из себя московское общество на пороге вступления во 2-ю половину XVI столетия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|