Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Исторические последствия Гражданской войны





В Гражданской войне, длившейся более 5 лет, большевики сумели захватить и удержать власть. Белое движение так и осталось разрозненным, разнородным, не имевшим четких и популярных лозунгов. Отсутствие идеологии у этого движения во многом способствовало его перерождению, и «начатое "почти святыми", оно попало в руки "почти бандитов"» (В.В.Шульгин).

Большевики же, напротив, сумели соединить коммунистическую идеологию (на уровне лозунгов) с теми особенностями российского менталитета, в котором новая идеология нередко замещала религию.

Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня в 13—16 млн. человек. Потери Красной Армии в боях составили 939,755 человек, примерно столько же составили боевые потери ее противников. Остальные погибли от голода и эпидемий, связанных с войной. Эмигрировало из России около 2 млн. человек. Если же учесть снижение прироста населения в годы войны, т. е. посчитать неродившихся россиян, то потери можно оценить примерно в 25 млн.человек. В результате победы в Гражданской войне большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет и территориальную целостность России. С образованием в 1922 г. СССР был практически воссоздан российский цивилизационный конгломерат с явными имперскими признаками.

Победа большевиков в Гражданской войне привела к свертыванию демократии, господству однопартийной системы, когда от имени народа правила Коммунистическая партия, от имени партии — ЦК, Политбюро и фактически Генеральный секретарь (1922) или его окружение.

В результате Гражданской войны были не только заложены основы нового общества, апробирована его модель, но и во многом сметены те тенденции, которые вели Россию на западный путь развития.

У российского общества существуют два полюса: или «народ безмолвствует», или «бунт решительный и беспощадный». Причем переход от одного к другому занимает совсем немного времени. В таком ментальном поле особая ответственность ложится на политическую элиту страны. Исторический опыт свидетельствует, что гражданскую войну легче предотвратить, чем остановить. Но, к сожалению, и сегодня психология гражданской войны не просто присутствует, а нередко и реанимируется, сознательно нагнетается как политиками, так и средствами массовой информации. Наглядный пример этого: выборы Президента, глав администраций областей. Наше общество по-прежнему делят на красных и белых. А это тревожный симптом, Гражданской войне во многом способствовал развал русской армии. И здесь аналогии очевидны. Комментарии не требуются.



В психологии и психопатологии общества (и гражданской войне в т.ч.) особую роль играют маргинальные слои. Именно в этом смысле следует оценивать то «перепрофилирование», которое происходит сегодня, когда инженер торгует на рынке, офицер охраняет притон, а рабочий выходит на большую дорогу. Гражданская война была порождена сложным комплексом социальных противоречий, экономических, политических, психологических и других причин и стала величайшим бедствием для России. Глубокий системный кризис Российской империи завершился ее распадом и победой большевиков, которые при поддержке масс разгромили своих противников и получили возможность реализовать на практике свои представления о социализме и коммунизме.

Исторический опыт учит, что гражданскую войну легче не допустить, чем остановить, о чем российская политическая элита должна помнить постоянно.


Тема 15. Россия, СССР в 1920-1930 гг.

 

После окончания Гражданской войны Республика Советов столкнулась с острым политическим кризисом. Крестьянство, которое мирилось с продразверсткой в годы войны, после ее окончания стало проявлять недовольство. Кронштадтский мятеж в марте 1921 г., волнения крестьян в ряде районов страны отражали недовольство масс политикой «военного коммунизма». Это недовольство усиливалось голодом и хозяйственной разрухой. Политика «военного коммунизма» исчерпала себя, в упадке находилось сельское хозяйство, распадалась промышленность. Продукция индустрии в 1920 г. уменьшилась в семь раз по сравнению с довоенным периодом, выплавка чугуна сократилась в 33 раза, стали — в 22 раза. Со всей остротой встал вопрос о крутом повороте в экономической политике.

Осенью 1920г. и зимой 1921 г. Ленин побывал в деревнях Подмосковья, беседовал с крестьянами, принимал в Кремле делегации сельских тружеников и отдельных ходоков со всех концов страны, обсуждал с ними положение деревни. Внимательно знакомился он с письмами крестьян, которые поступали в центральные учреждения и органы печати. В обзоре писем, направленном редакцией газеты «Беднота» на имя Ленина, отмечалось, что с осени 1920 г. в этих письмах самое большое место занимали жалобы, связанные с разверсткой и выполнением тяжелых натуральных повинностей, подрывавших крестьянское хозяйство.

Решение о введении нэпа было принято Х съездом РКП(б), который заменил продразверстку продовольственным налогом, отменил хлебную монополию и предоставил крестьянству право после расчета с государством свободно распоряжаться продовольственными излишками, продавать их на рынке. С докладами по другим вопросам выступили В. И. Ленин и А.Д. Цюрупа.

Объясняя необходимость нэпа, В.И. Ленин говорил на съезде: «Мы находимся в условиях такого обнищания, разорения, переутомления и истощения главных производительных сил, крестьян и рабочих, что этому основному соображению — во что бы то ни стало увеличить количество продуктов — приходится на время подчинить все». Вместе с этим он предупреждал, что замена разверстки налогом приведет к тому, что кулачество в этих условиях будет вырастать еще больше, чем до сих пор.

В деревне допускались в определенных размерах аренда земли и использование наемного труда. Осуществлялись перевод государственной промышленности на хозрасчет, замена натуральной зарплаты денежной по количеству и качеству труда, создание государственных трестов, связанных с рынком. В.И. Ленин предпринял огромные усилия по разъяснению сущности нэпа, он подчеркнул прежде всего что нэп вводится «всерьез и надолго», что «мы слишком далеко зашли по пути национализации торговли и промышленности, по пути закрытия местного оборота», «зашли дальше, чем это теоретически и политически было необходимо», что «нам придется много еще раз, во всех областях нашего строительства начинать повторно сначала, исправляя недоделанное, выбирая разные пути подхода к задаче». В чем же сущность нэпа?

Кратко выражая свою оценку нэпа, В.И. Ленин говорил: «Суть новой экономической политики: максимальный подъем производительных сил и улучшение положения рабочих и крестьян». В докладах на Х и XI съездах РКП(б), в ряде статей и книг Ленин писал, что нэп была рассчитана на преодоление разрухи, на создание фундамента социализма путем использования товарно-денежных отношений, материальной заинтересованности трудящихся, внедрения методов хозрасчета. Он учил строить социализм «не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, наличном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете».

Нэп была отступлением, уступкой. Но это было отступление не от социализма, а от политики «военного коммунизма», уступкой не капитализму, а среднему крестьянину, в целом крестьянству, которое неспособно было немедленно перейти к социализму. «...Ибо, — как подчеркивал В.И. Ленин, — дело переработки мелкого земледельца, переработки всей его психологии и навыков есть дело, требующее поколений». Вот почему новая экономическая политика была рассчитана на весь переходный период от капитализма к социализму.

Какие же основные направления можно выделить в новой экономической политике? Началом, первым шагом новой экономической политики явилось введение Х съездом РКП (б) продовольственного налога взамен продразверстки. В резолюции съезда «О замене разверстки натуральным налогом» говорилось, что продналог позволяет обеспечить правильное и спокойное ведение крестьянского хозяйства на основе свободного распоряжения земледельцев своими хозяйственными ресурсами. Налог устанавливался в объеме почти в два раза меньшим продразверстки, размер его сообщался земледельцу до начала весеннего сева. Осуществлялся дифференцированный принцип в распределении объема налога: кулацкие хозяйства облагались наиболее высоким налогом, с середняков взималось меньше, а многие бедняки освобождались от налога. С целью подъема сельского хозяйства для крестьян, увеличивавших площади посева и производительность своего хозяйства, предусматривались некоторые льготы. Излишки продовольствия и сырья, оставшиеся у земледельцев после выплаты ими налога, поступали в их полное распоряжение и могли быть использованы для улучшения и укрепления хозяйства, личного потребления, обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности в пределах местного оборота.

В условиях свободы торговли и денежного обращения ключевым элементом новой экономической политики стал финансовый вопрос. В постановлении Х съезда «О пересмотре финансовой политики» Центральному Комитету поручалось под углом зрения нэпа пересмотреть всю финансовую политику и «провести в советском порядке нужные реформы». В октябре 1922 г. был выпущен в оборот червонец, имевший твердое обеспечение. К весне 1924г. денежная реформа была завершена. Опыт этой реформы до сих пор изучается в школах бизнеса на Западе. Замена разверстки продовольственным налогом, переход к свободной торговле и денежная реформа не исчерпывали всего существа нэпа. Она включала и такие меры, как отмена всеобщей национализации мелкой и кустарной промышленности, сдача в аренду частным лицам мелких государственных предприятий, допущение государственного капитализма в виде концессий, аренды, свободное развитие кустарных промыслов.

Ленин делал очень большую ставку на привлечение иностранного капитала в Советскую Россию в виде займов, концессий, смешанных обществ и т. д. Он полагал, что основной формой государственного капитализма при диктатуре пролетариата станут концессии, считал, что иностранные концессионеры могут быть основными поставщиками промышленных товаров, столь необходимых для товарообмена между городом (где российская промышленность в разрухе) и деревней. Важнейшей частью новой экономической политики стала управленческая реформа, основанная на разделении партийной, государственной (советской) и хозяйственной (финансово-экономической) властей при децентрализации и широкой автономии предприятий, переведенных на хозяйственный расчет.

Несмотря на все трудности, свойственные периоду введения нэпа, она круто изменила обстановку в стране. Еще вчера разоренная, нищая, потрясенная мятежами крестьян, забастовками рабочих и страшным голодом 1921 г. в Поволжье страна к 1924 г. накормила, одела и обула народ, создала стимулы к труду, приблизилась к довоенному (1913) уровню экономики, особенно в сельском хозяйстве. В 1925 г. размер посевных площадей достиг довоенного уровня. Поголовье крупного рогатого скота, овец, коз, свиней превысило его. Все это позволило не только лучше зажить крестьянину, по и дать городу продукты питания. Удивляют, особенно сейчас, темпы возрождения промышленности, преодоления хозяйственной разрухи. Быстро восстанавливался транспорт, налаживалась его работа. Преодолевалась инфляция, укреплялась денежная система. Огромная сеть бирж, ярмарок, различных торговых предприятий устанавливала прочную связь государственной промышленности с рынком, крестьянскими массами. Был открыт ряд банков — Банк потребительской кооперации, Торгово-промышленный банк и др. В стране насчитывалось 54 биржи, самой крупной была Московская. Нэп значительно облегчила СССР прорыв экономической блокады, выход на международные рынки, дипломатическое признание. Американское агентство ЮПИ сообщало, что в 1925 г. червонцы котировались на валютных биржах выше любой другой европейской валюты. Обменный курс червонца в 1925г. Равнялся 5 долларам 14 центам. Рыночный механизм позволил в короткие сроки восстановить промышленность. За период 1921 — 1924 гг. валовая продукция крупной государственной промышленности возросла более чем в 2 раза.

Новая экономическая политика как модель перестройки системы экономических и социальных отношений была со вниманием воспринята за рубежом. В. Вильсон и Ф. Рузвельт (США), Д. Ллойд Джордж (Англия),

Э. Эррио (Франция) и другие трезвомыслящие политики, «капитаны капитализма» в 1919 г. искали пути приспособления нэпа к потребностям своих стран. Они внимательно изучали опыт нэпа. Английский премьер Д. Ллойд Джордж еще в 1921 г. назвал доклад В.И. Ленина на Х съезде РКП(б) «эпохальным», отметив методы регулирования государством социально-экономических отношений как общую модель выхода из послевоенного кризиса. Правда, при этом лорд понял нэп как отказ от коммунизма и мировой революции вообще, что позволило Англии признать Советскую Рос "сию «де-факто».

И все-таки, несмотря на успехи, достигнутые в первые годы нэпа, на признание се ценностей за рубежом, нам с вами предстоит попытаешься разобраться, почему новую экономическую политику не удалось ввести «всерьез и надолго», почему Сталин в 1929 г. отказался от нее.

Создание единого союзного государства

В годы Гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Летом 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей других республик принял декрет «Об объединении республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с империализмом». Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые усилия для борьбы с объединенными силами внутренней и внешней контрреволюции. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик.

Шесть республик — РСФСР, УССР, БССР, Азербайджан, Армения, Грузия и две народные советские республики — Бухарская и Хорезмская — продолжили сближение и в условиях мира. Укреплялись их экономические и политические связи. С этой целью были заключены многосторонние договоры о военно-хозяйственном союзе. В результате в 1922 г. на Международной Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики. В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР). В августе того же года под председательством И.В. Сталина была создана комиссия для подготовки вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. И.В. Сталин подготовил проект резолюции, предусматривающей вхождение РСФСР Украины, Белоруссии, закавказских республик на правах автономных республик. Эта идея получила название проекта автономизации, в соответствии с которым ВЦИК и СНК России становились высшими органами государственной власти в новом государстве, большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР.

Ознакомившись с материалами комиссии, В.И. Ленин пишет для членов Политбюро письмо «Об образовании СССР», в котором подчеркивает, что РСФСР должна знать себя равноправной с другими республиками и имеете и наравне с ними» войти в новый союз.

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора, а 30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов. Па съезде Советов с докладом об образовании СССР выступил Генеральный секретарь ЦК большевистской партии И.В. Сталин, зачитав текст Декларации и Договора об образовании СССР. Присутствующие на съезде главы делегаций республик подписали Договор и Декларацию. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали новый состав ЦИК СССР. В 1924 г. проходит национально-территориальное размежевание Средней Азии, в результате которого возникли Узбекская и Туркменская союзные республики, вошедшие в феврале 1925 г. в состав СССР. В составе Узбекистана была создана Таджикская автономная республика, в составе России — Кара-Киргизская (с 1925 г. Киргизская) автономная область. Одновременно продолжали совершенствоваться и автономные отношения. В первой половине 20-х гг. в составе РСФСР были образованы автономные республики — немцев Поволжья, Бурят-Монгольская. В Азербайджане получили права автономии Нахичевань и Нагорный Карабах, в составе УССР образовалась Молдавская АССР. Однако многие проблемы, унаследованные с дореволюционных времен, решены не были. Это касалось прежде всего национального размежевания в Закавказье и Средней Азии.

31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Были созданы союзные наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами обороны, транспорта, связи, планирования. Ведению верховных органов власти подлежали, кроме того, вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных вопросов республики были суверенны. Решающую роль в создании единого многонационального союзного государства сыграла Россия, вокруг которой на добровольных началах сплотились все советские республики. Будучи первым многонациональным государством, РСФСР, явилась по существу прообразом Союза ССР. Не считаясь с трудностями и лишениями, Россия оказывала в эти годы бескорыстную помощь другим республикам, внесла большой вклад в преодоление отсталости национальных республик.

Образование СССР и принятие Конституции еще не означали окончательного решения всех национальных проблем, существовавших в стране. В середине 1920-х гг. было проведено укрупнение БССР. В ее состав из РСФСР передавались области с преобладанием белорусского населения — Витебская и Гомельская, часть Смоленской. Учитывая наличие в России национальных меньшинств, были выделены национальные районы, в которых управление, обучение, печать осуществлялись на родном языке. Аналогичные процессы происходили и в других многонациональных регионах СССР, где были созданы национальные районы, поселковые и райсоветы (греческие, чешские, болгарские и др.), в которых государственные и другие органы действовали на родном языке.

При решении этих вопросов возникали большие сложности. Например, многие народности Севера жили в условиях родового строя. Поэтому при введении советского управления там сохранялся родовой принцип построения Советов, в кочевых районах создавались кочевые Советы. Стремясь форсировать эти процессы, часто переход к оседлости осуществляли в административном порядке, а родовые принципы объявляли контрреволюционными и упраздняли. Сложно складывались и межнациональные отношения. При создании федеральных наркоматов были допущены серьезные ошибки. Главная из них — изъятие из ведения республик почти всех хозяйственных функций и передача управления ими центру.

Для экономического развития молодых республик огромное значение имела ликвидация феодальных пережитков, осуществляемая в ходе земельно-водной реформы. В Узбекистане около 700 тыс. безземельных крестьян получили 270 тыс. гектаров земли, право беспошлинно пользоваться водными источниками. В Казахстане у феодалов было конфисковано 150 тыс. голов скота и передано бедноте.

Для развития экономики национальных районов требовались не только средства, но и долгосрочные планы развития. В 1920-е гг. в этом направлении делались, лишь первые шаги.

К началу 1930-х гг. в области национальных отношении произошли значительные сдвиги. Утвердилось правовое равенство наций, большинство народов царской России получили государственность. Впервые на основе добровольности и равноправия было создано многонациональное государство — СССР. Делались первые шаги по преодолению фактического неравенства — ликвидации разрыва в экономическом, культурном отношении и т. д. Национальная политика была направлена на уничтожение межнациональной розни, на укрепление союза трудящихся всех наций и народностей. В 1932 г. ВЦИК РСФСР отмечал, что достигнуты крупные успехи в увеличении удельного веса представителей коренных национальностей в аппарате управления автономных республик и автономных областей. Подчеркивалось, что выборные органы состоят по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, традиции и обычаи соответствующих народностей. Родной язык коренных национальностей уже широко применялся в аппарате как разговорный и как язык делопроизводства. Но так было не везде. В мае 1936 г. ЦИК СССР осудил нарушения советской демократии в Чечено-Ингушетии и Дагестане, выразившиеся в смене председателей Советов без проведения выборов и введении в Советы лиц, не избранных депутатами.

По уровню социально-экономического и политического развития республики, вошедшие в состав СССР, сильно отличались друг от друга. Разрыв можно было ликвидировать разными путями: либо развивать в бывших окраинах промышленность, размещая предприятия в соответствии с интересами республик, не забывая, естественно, и общесоюзных, либо ускоренно развивать промышленность в уже имеющихся промышленных районах двух самых развитых республик — РСФСР и УССР, в них же создавать новые экономические зоны на основе предприятий крупной промышленности, остальные же республики рассматривать прежде всего как источники сырья. К примеру, можно отметить, что к 1932 г. РСФСР давала 73%, а Украина — 18% промышленной продукции страны. Еще более велика была доля этих республик в машиностроении. Другие республики получали помощь в промышленном строительстве. Речь шла не только о продукции, средствах, но и о подготовке квалифицированных кадров. Значительный шаг в развитии промышленности сделали восточные районы РСФСР. Создание «второго Баку» на основе добычи нефти в Башкирии и Татарии, добыча цветных металлов в Якутии, Дагестане, Северной Осетии способствовали промышленному развитию этих районов. К 1937 г. промышленное производство в Татарии выросло по сравнению с 1913 г. в8 раз, в Якутии — в 15 раз. Казахстан, входивший до 1936 г. в РСФСР, за вторую пятилетку удвоил промышленное производство и давал около 75% союзного производства свинца.

В первой половине 1930-х гг. три автономные области РСФСР были преобразованы в автономные республики, образована Еврейская автономная область. Если до 1939 г. на Севере существовал лишь один — Ненецкий национальный округ, то после принятия ВЦИК постановления о создании национальных округов и районов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке было создано 8 национальных округов в 14 национальных районах. Позднее их число возросло. К середине 1930-х гг. в состав СССР входило 7 союзных и 19 автономных республик.

В своем становлении административно-командная система в СССР прошла три этапа:

1-й — период «военного коммунизма» (1918— 1921), который характеризовался:

• национализацией в промышленности и на транспорте;

• военно-политическими методами управления;

• Гражданской войной и т. д.

2-й этап — период новой экономической политики (1921— 1929), когда командные методы ведения хозяйства не были полностью изжиты, а с возникновением экономических трудностей их роль возрастала.

3-й этап — время реализации курса на построение социализма в одной стране, когда произошло окончательное формирование административно-командной системы:

• был взят курс на форсированную индустриализацию;

• проводилась коллективизация;

• складывалась система ничем не ограниченной личной власти Сталина. В соответствии с этим менялась политическая система страны. В партии после разгрома группы Бухарина не возникает больше серьезной оппозиции Сталину. Из союза единомышленников партия превращается в иерархическую структуру, в которой господствуют приказные методы. Всякое инакомыслие подавляется.

Анализируя историю советского общества в 1920—1930-е гг., следует выделить в ней следующие черты:

— проявление общемировой тенденции к нарастанию государственного влияния в экономике;

— ускоренное преодоление технико-экономического отставания страны;

— воздействие российского социокультурного комплекса, геополитической ситуации (самая большая в мире сухопутная граница), требовали в ту эпоху многочисленной хорошо вооруженной армии и сильного флота;

В результате синтеза этих направлений в СССР в - 1920 — 1930-е гг. возникла целостная общественная система, которую многие исследователи называют «государственный социализм». Огромным напряжением всех сил народа страна была превращена в индустриально-колхозную державу и заняла ведущее место среди крупнейших государств мира. Величайшей трагедией для нашего народа в 1930-е гг. явились сталинские репрессии, гибель множества людей.

Очевидно, что уровень цивилизованности нашего общества в то время оказался все-таки недостаточным для того, чтобы противостоять культу личности Сталина, создать ему эффективный противовес.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.