Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформы в социальной области

Смысл и цель социальной политики Петра I заключались в усилении роли, места и значения дворянства в государстве. В XVIII в. изменился характер службы дворян. Если в предшествующие годы дворянин являлся на службу «конным, людным и орудным» эпизодически, на время военных действий, то с организацией регулярной армии служба дворян стала постоянной. Старинная система раздачи земли служилым людям к исходу XVII в. себя изжила, т. к. правительство почти полностью исчерпало земельный фонд для пожалований и рядовые дворяне были переведены на денежное жалованье. Царь жаловал землю за особые заслуги: только с 1682 по 1710г. были розданы из дворцового фонда 273 волости с более чем 43 тыс. крестьянских дворов. Всего во время царствования Петра I помещикам было роздано 170 тыс. крестьян. Одновременно с расширением площади дворянского землевладения расширялись права дворян на землю. В XVI — XVII вв. существовали две формы феодального землевладения: поместья — пожизненное владение, обусловленное обязательной службой, и вотчина — безусловная наследственная собственность. В 1714г. был издан «Указ о единонаследии», согласно которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками, шляхтой). «Указ о единонаследии» предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу.

Консолидации дворянского сословия способствовала также Табель о рангах 1722 г., вводившая для дворян новый порядок прохождения службы. Ранее основным критерием служебной годности и продвижения по службе была знатность происхождения. Отмена местничества в 1682 г. нанесла удар системе определения служебной годности по «породе», но полностью не ликвидировала ее. Лишь Табель о рангах юридически поставила на первое место личные способности, образование и практические навыки дворянина. Служебная лестница теперь состояла из 14 ступеней, или рангов, от фельдмаршала и генерал-адмирала в армии и флоте и канцлера на гражданской службе до самого низкого, 14-го ранга прапорщика и коллежского регистратора. Занять каждый следующий ранг или чин можно было, пройдя все предыдущие. Сыновьям родовитых родителей отдавалось предпочтение только во время дворцовых приемов, но никакого ранга они не получали, если не находились на службе. Именно личные достоинства выдвинули из среды неродовитых дворян ряд крупных государственных деятелей петровских времен, таких как генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, дипломаты П.А. Толстой, И.И. Неклюев и др.

Главной социальной мерой в отношении крестьян было проведение переписи 1718— 1725 гг., с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в «ревизские сказки» (списки) и было обязано платить ежегодно денежный налог — подушную подать. От него освобождались лишь дворянство и духовенство. Результаты переписи позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Усиление налогового гнета по сравнению с предшествующим временем повлекло за собой массовое бегство крестьян. Петр I, исходя из интересов помещиков, издал в 1724 г. указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системы в России. Все ремесленники были обязаны жить в городах и записываться в цехи. Городских жителей разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремесленники. Нерегулярными, или «подлыми», считались горожане, не имевшие собственности.

В соответствии с указом 1720 г. суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистрам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистратами был создан Главный магистрат. В ответ на усиление крепостнической эксплуатации и власти помещиков над крестьянами народные массы поднимали восстания. Так, в 1705—1706 гг. вспыхнуло восстание в Астрахани, в 1704— 1711 гг. в

Башкирии. Наиболее мощным народным движением было крестьянско-казацкое восстание на Дону в 1707 — 1708 гг. под предводительством К.А. Булавина.


Административные реформы

Успехи на театре военных действий со шведами позволили правительству перейти к административным реформам. В 1708— 1710гг. была проведена областная реформа.

С целью укрепления власти на местах в 1708 г. Страну разделили на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, ведавшие войсками и обладавшие всей полнотой административной и судебной власти, а также управлявшие подчиненными территориями. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому делилась на провинции, которых было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных восстаний. Провинции, в свою очередь, делились на уезды.

В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым».

В 1718— 1721 гг. была отменена приказная система управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции переплетались и не имели четких границ, было учреждено 12 коллегий. Для них построили специальное здание (ныне его занимает Санкт-Петербургский университет). Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления страной: коллегия иностранных дел — внешние сношения; военная — сухопутные вооруженные силы; адмиралтейская — флот; камер-коллегия — сбор доходов; штатс-коллегия — расходы государства; вотчинная — дворянское землевладение; мануфактур-коллегия — промышленность; берг-коллегия — горнометаллургическая промышленность и др. Фактически на правах коллегии существовал учрежденный в 1720 г. Главный магистрат, ведавший русскими городами. Своеобразной коллегией был Святейший правительствующий синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. Создание Синода явилось продолжением борьбы между верховной властью и Церковью и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения Церкви государству. Должность патриарха Русской церкви была упразднена. Церковь стала составной частью государственной машины самодержавия. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику — обер-прокурору Синода. В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовного регламента. Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие Петром I в 1721 г. Титула императора. К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация. Административные реформы создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах. Помимо чиновников в распоряжении царя находились мощная армия, военно-морской флот и учреждение политического сыска — Преображенский приказ.

Военные реформы

Одновременно с реорганизацией центрального и местного государственного аппарата царское правительство осуществляло реорганизацию армии.

Важнейшей составной частью петровских преобразований первой четверти XVIII в. являлось создание регулярной армии и военно-морского флота.

Основными признаками регулярной армии, как известно, являются однообразная система комплектования, единая штатная организация и структура войск; одинаковое вооружение и обмундирование; единая система обучения и боевого применения войск, определяемая уставами; наличие централизованного руководства, управления и снабжения. Целью реформы были прежде всего решение внешнеполитических задач, укрепление могущества империи, поддержка крепостнических порядков и власти дворянства. В ходе военных реформ Петра I была упразднена прежняя военная организация: дворянское, стрелецкое войско и «полки нового строя». Эти полки, позже гвардейские Семеновский, Измайловский, Преображенский, вошли в состав регулярной армии и стали не только ее наиболее боеспособными частями, но и военно-учебными центрами. Что же еще было сделано в ходе военных реформ? Прежде всего была изменена система комплектования армии. С 1697 г. вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра в 1705 г. Государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из крестьян и горожан определенное количество рекрутов. До 1724 г. рекруты брались из расчета один человек от 20 дворов, позже 5—7 человек от 1000 мужских душ. Призывной возраст рекрутов составлял 20 — 30 лет, а срок службы в армии был пожизненный. В тех исторических условиях рекрутская система комплектования армии была наиболее целесообразной и имела преимущества по сравнению с западноевропейской наемно-вербовочной системой. Комплектуемая из коренного населения страны, русская армия была национальной, однородной, обладала более высокими морально-боевыми качествами, чем наемные армии Европы.

Особое внимание правительство Петра I уделяло формированию национального офицерского корпуса. Он комплектовался преимущественно из дворян. Военная служба начиналась с 15 лет (русская традиция). До получения офицерского чина дворянин обязан был десять лет прослужить рядовым в гвардейском или армейском полку. Дворянин-гвардеец жил как солдат, в полковой казарме, получал солдатский паек и исполнял обязанности рядового. Воинский устав 1716 г. гласил: «Шляхетству российскому иной способ не остается в офицеры происходить, кроме что служить в гвардии». При Петре I в России создаются учебные заведения для подготовки морских, артиллерийских, инженерных и других офицеров-специалистов. Одновременно вводилась единая система воинских званий с западноевропейскими характеристиками

и твердые основы прохождения службы, закрепленные в Табели о рангах 1722 г. К сказанному выше следует добавить, что все, кто получал офицерское звание, становились потомственными дворянами.

Военная реформа устанавливала новую организационную структуру войск и единые штаты. Вооруженные силы состояли из полевых армий гарнизонных войск, ландмилиции и иррегулярных частей. Полевая армия включала 2 гвардейских, 5 гренадерских, 35 пехотных, 33 драгунских и 1 артиллерийский полки. Кроме полевой армии в крупных городах размещались гарнизонные войска для поддержания внутреннего порядка и пресечения народных выступлений. Они также выполняли функции запасных войск и резерва для полевых армий, готовили, обучали и поставляли рекрутов. Ландмилиция существовала главным образом на Украине. Она несла военно-пограничную службу и контролировала положение в южных губерниях. К иррегулярным частям, не имевшим четко обозначенной структуры и постоянной организации, относились казачьи и башкирские конные части. Общая численность вооруженных сил России к концу царствования Петра I превышала 220 тыс. человек: из них в полевой армии было 112 тыс., в гарнизонных частях и ландмилиции — 78 тыс., в иррегулярных — примерно 35 тыс. человек.

В структуре вооруженных сил выделялись три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. В 1725г. Из 112 тыс. человек в полевой армии пехоты было 70 тыс., кавалерии — 38 тыс., в артиллерии и инженерных войсках— 4 тыс.человек.

С 1708 г. формируются специальные гренадерские части, куда отбирали наиболее подготовленных, физически крепких солдат. Это были своеобразные штурмовые части. При проведении военных реформ были централизованы органы военного управления. В 1719г. они включали Военную коллегию, ведавшую сухопутными войсками, и Адмиралтейство, управляющее военно-морским флотом. В военное время во главе армии стоял главнокомандующий, который подчинялся императору. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генеральным квартирмейстером. Полевой штаб занимался изучением местности, организацией размещения и передвижения войск, сбором сведений о противнике, подготовкой карт, руководил строительством укреплений.

В рамках реформы проводилось перевооружение. Оно завершилось к 1709 г. Пехота получила однотипное огнестрельное оружие — гладкоствольные ружья с ударно-кремневым замком и трехгранным штыком. Кроме того, на вооружение были приняты шпаги, тесаки, гранаты.

Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К 1700 г. Азовский флот насчитывал более 50 кораблей, построенных в основном на деньги купеческих объединений — кумпанств. Неудачный Прусский поход повлек за собой уничтожение этого флота. В начале Северной войны на р. Свири была создана верфь, выпустившая первые корабли Балтийского флота. Позже суда строились в Петербурге. К 1725г. Балтийский флот насчитывал в своем составе 35 больших линейных парусных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тыс. матросов, набранных в основном из крестьян, живших по берегам больших рек. Реформы вводили также единую систему обучения и воспитания войск.

На основе опыта Северной войны были созданы наставления, инструкции и уставы: «Статьи воинские», «Учреждение к бою», «Для полевой битвы правила», «Морской устав», «Устав воинский 1716 г.». Они обобщали опыт создания регулярной армии и флота. Основные положения этих документов использовались практически до конца XIX в.

Все уставы и наставления того времени придавали первостепенное значение формированию крепкой воинской дисциплины, «доброго порядка». В то же время вводится военная присяга. В последующем вооруженные силы развивались и совершенствовались под мощным воздействием петровских реформ и практической деятельности великих русских военных теоретиков и полководцев, и прежде всего А.В. Суворова, вплоть до военной реформы 1860-х гг.

Реформы в области культуры и просвещения в первой четверти XVIII в.

Строительство мануфактур, создание регулярной армии требовали большого количества специалистов, которых готовили, как правило, из дворян. Преобразования в области культуры и просвещения почти не коснулись крепостных. Что они предполагали?

В 1701 г. в Москве открылась Навигационная школа, где готовили моряков, геодезистов, математиков и чиновников. Позднее в Москве и Петербурге было создано несколько специальных школ для подготовки медиков, инженеров, артиллеристов, моряков. В провинциальных городах стали работать 42 цифирные школы для дворян. Для облегчения обучения и печатания книг введен новый, более простой, близкий к современному, гражданский шрифт, вошедший в повседневное употребление в 1710 г. В 1700 г. в стране вводится новый календарь, по которому летоисчисление начали вести от Рождества Христова, а не от «сотворения мира», как раньше. Новый год начинался теперь с 1 января, а не с 1 сентября. Развернулось изучение природных богатств страны, специалисты составляли карты морей, Сибири, Камчатки. Для сохранения и демонстрации исторических и природных «раритетов» (редкостных вещей) была построена Кунсткамера — первый русский музей. В Петербурге основали астрономическую обсерваторию, библиотеку, Ботанический сад.

В январе 1724 г. Петр I подписал указ об основании Академии наук, которая была открыта в 1725 г. В Москве и Петербурге появились первые общедоступные театры. Заметные перемены произошли в быте дворян и купцов: вместо длинных кафтанов им было приказано носить короткие, запрещались бороды; были введены вечерние собрания дворянства в частных домах — «ассамблеи», куда допускались и женщины; для молодых дворян было издано руководство «Юности честное зерцало», в котором излагались правила поведения в семье, в общественных местах. Таким образом, первая четверть XVIII в. ознаменовалась глубокими по содержанию и эффективными с точки зрения дальнейшего исторического развития России реформами во всех сферах ее жизни — экономической, политической, военной, социальной.

Эти реформы вытекали из всего хода отечественной истории и тесно связаны с именем великого реформатора — Петра I.

Реформы Петра I встретили ожесточенное сопротивление родовитой боярской аристократии и верхушки духовенства, В борьбе с ними Петр I применял жесткие меры, о чем говорит и казнь собственного сына Алексея. В целом же проведенные реформы способствовали более быстрому вхождению России в число наиболее сильных стран мира.

Время конца XVII—начала XVIII в. имело эпохальное значение для России — она стала морской державой, приобрела статус империи, упрочила экономические и политические связи со странами Западной Европы. Однако было невозможно полностью ликвидировать имевшуюся отсталость от Запада в рамках феодально-крепостнического строя. Реформы Петра I встретили ожесточенное сопротивление родовитой боярской аристократии и верхушки духовенства. В борьбе с ними царь шел на самые жесткие меры (он не остановился даже перед казнью собственного сына, царевича Алексея). Однако в целом все приведенные в главе реформы способствовали более быстрому вхождению России в число наиболее сильных государств мира.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...