Измерение окружности грудной клетки
Цель: оценить физическое развитие
Показания:
- контроль физического развития детей;
- определение соотношения окружностей головы и груди
Противопоказания: нет
Оснащение:
- сантиметровая лента;
- 70% этиловый спирт; марлевая салфетка;
- ручка, бумага.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции
|
1.Объяснить маме/ ребенку цель и ход исследования, получить их согласие.
| Обеспечение права на информацию, осознание их участие в исследовании.
|
2. Подготовить необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
3. Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки, вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
4.Уложить или усадить ребёнка
| Создание комфортных условий
|
Выполнение манипуляции
|
Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам:
а) сзади – нижние углы лопаток;
б) спереди – нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста – верхний край IV ребра над молочными железами). Определить показатели окружности грудной клетки
| Достижение достоверности результатов исследования
|
Завершение манипуляции
|
1.Записать результат
| Обеспечение преемственности в передаче информации
|
2.Сообщить результат ребёнку/маме,
вымыть и осушить руки
| Обеспечение права на информацию
|
Подмывание грудных детей
Цель:
· обеспечить удовлетворение универсальной потребности ребенка «быть чистым»
· способствовать формированию навыков чистоплотности.
Показания:
· загрязнение тела при дефекации и мочеиспускании;
· смена подгузника.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
- Проточная вода (температура 37-38 0С);
- Марлевые салфетки;
- Полотенце или мягкая пеленка;
- Стерильное растительное масло или детская присыпка;
- Чистое белье, расположенное на пеленальном столике;
- Резиновые перчатки;
- Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательные условия:
- Подмывать после дефекации обязательно;
- Подмывать только проточной водой;
Возможные проблемы: развитие вульвитов, баланопоститов, инфекций мочевых путей при нарушении правил подмывания
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции
|
1.Информаровать маму о правилах проведения манипуляции
| Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком
|
2.Подготовить необходимое оснащение
| Достижение чёткости выполнения манипуляции
|
3.Отрегулировать температуру воды в кране, проверив её запястьем
| Предупреждение ожогов у ребёнка
|
4.Вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
5.Снять с ребёнка запачканную одежду и сложить в мешок для грязного белья
| Подготовка ребёнка к манипуляции. Предупреждение загрязнения окружающей среды
|
Выполнение манипуляции
|
1.Положить ребёнка на левое предплечье и кисть руки
|
|
2.Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки.
Примечание: Необходимо помнить, что девочек подмывать только движениями спереди назад для предупреждения инфицирования мочевых путей. Если подмывание девочки производится с помощью влажной салфетки, менять её после каждого движения сверху вниз.
| Предупреждается «восходящий» путь попадания инфекции в мочеполовую систему девочки
|
Завершение манипуляции
|
1.Уложив ребёнка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пелёнкой промокательными движениями осушить кожу
| Обеспечение безопасности и гигиенического комфорта. Уменьшение опасности переохлаждения
|
2.Смазать паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом
| Профилактика опрелостей
|
3.Запеленать (одеть ребёнка)
| Обеспечение комфортного состояния
|
4.Вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Пеленание новорожденного
Цель:
- создать оптимальные температурные условия для ребенка;
- создать ребенку максимальный комфорт.
Показания:
- защита ребенка от потери тепла;
- предупреждение загрязнения постельного белья.
Противопоказания:
- недоношенность II – IV степени;
- возраст старше 3 мес.
Оснащение:
- Тонкая и теплая распашонки;
- Фланелевая и тонкая пелёнка;
- Подгузник или памперс;
- Полотенце;
- Пеленальный стол;
- Резиновые перчатки;
- Водонепроницаемый обеззараженный фартук;
- Мыло – при отсутствии антисептика для обработки рук;
- Ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательные условия:
1. Использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребёнка);
2. Шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;
3. Правильная фиксация пеленок («замочек» расположен спереди);
4. При пеленании малыша с ручками - нижний край пелёнки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов);
5. Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.
Возможные проблемы:
- беспокойство из - за складок пелёнок,
- потёртости кожи при нарушении техники пеленания,
- перегревание или переохлаждение,
- нарушение дыхания, пищеварения при тугом пеленании
Этапы
| Обоснования
|
Подготовка к манипуляции
|
- Объяснить маме цель и ход предстоящей манипуляции
| Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком. Предупреждение нарушений развития костно-мышечной системы.
|
- Подготовить необходимое освещение.
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции.
|
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Обработать пеленальный столик дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
- Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, подгузник). Приготовить распашонки, вывернув тонкую распашонку швами наружу.
| Достижение четкости проведения пеленания.
|
- Распеленать ребенка в кровати (при необходимости подмывать и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол.
| Обеспечение проведения манипуляции.
|
Выполнение манипуляции
|
- Надеть на ребенке тонкую распашонку швами наружу, разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед
| Предупреждение охлаждения грудной клетке.
|
- Надеть подгузник. Для этого необходимо:
· уложить ребенка на пеленке так, чтобы широкое основание подгузника приходить на область поясницы.
· провести нижний край подгузника между ножками ребенка.
· обернуть боковые концы подгузника вокруг тела.
Примечание: марлевый подгузник можно заменить одноразовым.
| Предупреждение загрязнения значительных участков тела.
|
3.Завернуть ребенка в тонкую пеленку,
· Проводя один край ее между ножек.
· Другим краем обернуть ребенка;
· Подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка;
· Зафиксировать пеленку, расположив «замочек» пеленки спереди.
| Реализация использования метода свободного пеленания. Профилактика потертостей.
Сохранение возможности осуществлять движение ножками.
Обеспечение комфортных условий.
|
4.Запеленать ребенка в теплую пеленку:
- Расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхней край располагается на уровне козелка.
- Одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны.
- Другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо.
- Подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалась свободное пространство для движения ножек ребенка.
- Зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди.
| Предупреждение переохлаждения ребенка.
Предупреждения образования «декольте» при пеленании.
Реализация метода свободного пеленания.
Фиксация ручек ребенка
Обеспечение комфортных условий
|
5. Широкое пеленание:
Завернутого в подгузник ребенка уложить на фланелевую пеленку, сложенную по длине в виде ленты шириной 10-12 см.
На один конец ее уложить головку ребенка, а другой перебросить через промежность на живот.
Затем запеленать ребенка, используя тонкую и фланелевую пеленки, как сказано в предыдущих пунктах.
| Обеспечение физиологического положения бедер, формирования головки бедренной кости и вертлужной впадины.
Препятствование вывиху головки бедренной кости в случае врожденной дисплазии тазобедренных суставов.
|
Завершение манипуляции.
|
- Уложить ребенка в кроватку. Одеть перчатки
| Обеспечение безопасности ребенка
|
- Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Примечание: многих доношенных новорожденных можно с первых дней жизни одевать в распашонки, кофточки и ползунки, что способствует их более быстрому психомоторному развитию. Но дети ослабленные, маловесные, незрелые, с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью нуждаются в пеленании полном или частичном (пеленают только ножки)
Рис.1. Изготовление шапочки для новорожденного
а – складывание пеленки вдвое по длине, б – подвертывание сложенного края пеленки, в – сдвижение верхнего края пеленки к центру, г – складывание нижнего края пеленки, д – изготовленная шапочка
Рис. 2. Пеленание в родовспомогательном учреждении
а – последовательность размещения пеленок, «шапочки», б – проведение подгузника между ног ребенка, в, г – пеленание туловища и конечностей с отделением стоп, фиксация «шапочки» (косынки), д, е, ж - фиксация предыдущих слоев пеленкой
Рис. 3. Широкое пеленание (закрытый способ)
а – последовательность размещения пеленок, б – проведение подгузника между ног ребенка, в, г – фиксация подгузника пеленкой («штанишками»), д – пеленание туловища и конечностей, е – отделение пеленкой голеней и стоп, ж - фиксация предыдущих слоев наружной пеленкой
Рис. 4. Широкое пеленание (открытый способ)
а – последовательность размещения пеленок и одевания ситцевой и фланелевой распашонок, б – проведение подгузника между ног ребенка, в, г – фиксация подгузника пеленкой («штанишками»), д – фиксация предыдущих слоев второй пеленкой, отделение голеней и стоп, е, ж - фиксация предыдущих слоев наружной пеленкой
Воспользуйтесь поиском по сайту: