Теории заговора и медиазависимости
Идеи активной аудитории лежат в основе еще нескольких теорий, которые можно рассматривать в качестве примеров того, как подход обретения пользы и удовлетворения увязывается с проблемой эффектов. Теория заговора в общем виде определяется так: компонент системы убеждений, согласно которому социальные последствия, определяемые вредными или нежелательными, рассматриваются как результат действия групп, способных, предположительно, тайным образом влиять на власть, принятие экономических решений и т.п. 1 Эта теория базируется на концепции, что медиаорганизации конструируют свои сообщения в соответствии со вкусами тех, кому они принадлежат или кто их контролирует, или других групп давления, поддерживающих цели их деятельности. При этом люди не оказывают никакого сопротивления. Сообщения видоизменяются, чтобы угодить вкусам высшего и среднего классов или элиты, а прочие слои общества почти совсем не принимаются во внимание. Такие медиаорганизации, как правило, поддерживают истеблишмент и практически не испытывают конкуренции со стороны других параллельных организаций благодаря существующей структуры власти. Интересы и ценности масс не находят отражение в средствах массовой информации, и поэтому их проблемы остаются без внимания, рассмотрения и решения. Согласно теории медиазависимости, во-первых, чем больше человек зависит от того, что его потребности удовлетворяются в результате использования СМК, тем значимее их роль в его жизни следовательно, тем сильнее влияние 2. С макроскопической, социальной точки зрения, чем больше людей попадает в зависимость от медиа, тем сильнее общее влияние медиа и важнее их роль в обществе. Таким образом, должна существовать прямая связь между величиной общей зависимости и степенью влияния или значимости медиа в любой данный момент. Эффекты возникают не потому, что этого хотят всемогущие медиа или всевластные источники, а потому, что медиа действуют конкретным образом в конкретной общественной системе с целью удовлетворения желаний и потребностей конкретной аудитории.
Во-вторых, степень зависимости аудитории от информации, поставляемой медиа, является главной переменной величиной в понимании, когда и почему медиасообщения изменяют убеждения, чувства или поведения аудитории. В конечном счете возникновение эффектов и их форма зависят от членов аудитории и связаны с тем, насколько нужно им данное средство массовой коммуникации или сообщение. Влияние медиа на людей определяется мерой их использования. В-третьих, в индустриальном обществе люди становятся более зависимыми от медиа, чтобы: а) понимать общественный мир; б) поступать осознанно и эффективно; в) фантазировать или уходить от действительности. И, наконец, в-четвертых, «чем больше потребность, и, значит, сильнее зависимость... тем больше вероятность того, что медиа и их сообщения окажут влияние». Сила воздействия медиа на людей неодинакова: те, у кого потребности выше и, значит, зависимость сильнее, попадают под более сильное влияние медиа. Авторы теории медиазависимости не раз совершенствовали и расширяли ее, но их тезисы никогда не выходили за рамки первоначальных утверждений о том, что медиа могут оказывать и действительно оказывают влияние. У этой теории больше достоинств и недостатков, чем у других, базирующихся, как и она, на концепции обретения пользы и удовлетворения. Для измерения зависимости от медиа использовались самые различные методики, и у каждой были свои минусы. До сих пор нет убедительных доказательств того, что обычный человек испытывает сильную зависимость от средств массовой информации.
1 Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь / Пер. с англ. М., 1999. Т. 1. С. 327. 2 DeFleur M. L., Ball-Rokeach S. J. Op. cit. P. 261-263. Выстраивание приоритетов
Поскольку в течение долгого времени ученые безуспешно пытались выявить причинную связь между использованием медиа и различными поступками, невольно возник вопрос, служит ли это подтверждением отсутствия эффектов или скорее свидетельствует о неспособности исследователей измерить эффекты, которые действительно существуют. Две теории — выстраивание приоритетов и спирали молчания — попытались дать на него ответ. Теория выстраивания приоритетов для общественной дискуссии «возвращает медиа некоторую власть после того периода, когда эффекты медиа считались минимальными (и), во-вторых, ее фокус на когнитивных эффектах, а не изменениях во мнениях и установках добавляет крайне необходимое измерение к изучению эффектов» 1. В той или иной форме идея выстраивания приоритетов присутствует с момента появления прессы. Как писал Липпман, действительность слишком масштабна, слишком сложна и слишком переменчива, чтобы люди самостоятельно могли ее понять, у них недостаточно знаний, чтобы оценить события без подсказки журналистов. И чтобы существовать в этой среде, им приходится преобразовывать ее в более простую модель. Несмотря на явные недостатки концепции выстраивания приоритетов, исследователи продолжали работу, пытаясь решить некоторые из проблем. Не сумев установить взаимообусловленность использования медиа и поступков людей, они признали, что идея выстраивания приоритетов — это, возможно, не теория, а просто метафора. Ведь те вопросы, которые находят наиболее полное освещение в масс-медиа, аудитория начинает считать наиболее важными для страны и для себя. В ходе экспериментов также рассматривались такие проблемы, как место сюжетов в программах новостей, и то, что назвали «приоритетностью в информации» («привлечением внимания к одним аспектам политической жизни за счет других»). Исследователи в основном исходили из предположения, что потребность в новых сведениях об окружающей действительности, в социальной ориентации ведет к росту объема использования масс-медиа.
1 Littlejohn S. W. Theories of Human Communication. Belmont, 1989. P. 272. Спираль молчания
Весьма интересной, но несколько спорной концепцией медиа общественного мнения считается теория спирали молчания. Ее можно считать разновидностью теории выстраивания приоритетов, но на макроуровне. По словам ее автора Элизабет Ноэль-Нойман, «[масс-медиа] переносят то, что люди наблюдают в одном контексте, в другой и побуждают их либо обнародовать свои взгляды, либо воздержаться от этого и затаиться до тех пор, пока в результате движения по спирали одна точка зрения не станет главенствующей на общественной сцене, а другая не исчезнет из общественного сознания, потому что замолчат ее приверженцы. Этот процесс можно назвать спиралью молчания» 1. Иными словами, из опасения оказаться в изоляции или одиночестве люди скрывают свое мнение от окружающих, стараются не распространяться о своих взглядах, если считают, что находятся в меньшинстве. Медиа, по разным причинам, как правило, представляют одну или, в лучшем случае, две стороны проблемы, исключая другие, отчего люди еще больше затаиваются, не давая медиа обнаружить и зафиксировать противоположные точки зрения. Теория спирали молчания предлагает соблазнительный подход к изучению общественного мнения. Сила кроется, в частности, в динамическом механизме и концептуализации общественного мнения как социального явления. На этой теории базировались многочисленные исследования и были даже предприняты попытки создать модели выражения мнения в виде спирали молчания. Выделяются четыре различных формата распространения мнений: распространение реальных мнений; распространение мнений, как они понимаются; распространение мнений, как они домысливаются; и распространение собственных мнений. Последние три варианта составляют причинную цепочку, которая влияет на распространение реальных мнений и в конечном итоге подпитывает Развивающийся процесс спирали молчания.
Как и всякая теоретическая гипотеза, которая бросает вызов господствующей концепции, идеи спирали молчания и расстановки приоритетов вызвали резкую критику в свой адрес, и их приверженцам пришлось отбиваться, чтобы не оказаться в изоляции, возможно, совсем так, как предсказывала Ноэль-Нойман. 1 Noelle-Neumann E. The Spiral of Silence – Our Social Skin. Chicago, 1984. P. 5. Резюме
В 1950—1980-х годах в научных исследованиях массовой коммуникации доминировал функциональный анализ: предпринимались попытки понять, какие структуры медиа или разновидности их содержания функциональны, а какие дисфункциональны применительно к обществу в целом, конкретным индивидам, различным подгруппам в обществе или культуре. Теория диффузии, т.е. внедрения новых знаний, удачно позволяет объединить огромный объем эмпирических данных, облегчает работу исследователю, но, как и теория информационного потока, построена вокруг источника, т.е. она рассматривает процесс коммуникации с точки зрения элиты, которая принимает решение внедрить данную новацию. Согласно теории подкрепления, медиа преимущественно усиливают (не изменяют) существующие установки и шаблоны поведения людей. СМК не подрывают социальные устои, а напротив, выступают в роли агентов статус-кво. Три функции массовой коммуникации, выделенные Лассуэллом, — наблюдение за окружающей средой, корреляция частей общества как реакция на окружающую среду и передача социального наследия от одного поколения к другому — Райт дополнил четвертой — развлечением. Они получили название четырех классических функций медиа. Теория игры идеально вписывается в то, что в общем виде считается обретением пользы и удовлетворения. Согласно теории зависимости от медиа, чем больше человек зависит от того, что его потребности удовлетворяются в результате использования СМК, тем значимее их роль в его жизни и, следовательно, тем сильнее влияние. С этой концепцией смыкается концепция выстраивания приоритетов для общественной дискуссии. Интересной, но спорной считается теория спирали молчания, утверждающая, что из опасения оказаться в изоляции или одиночестве люди скрывают свое мнение от окружающих. Вопросы для обсуждения
1. Какова основная идея функционального анализа? 2. Что такое функция и дисфункция масс-медиа? 3. Можно ли считать диффузию инноваций общим социальным процессом? 4. Каковы основные положения теории подкрепления Клаппера? 5. Почему идею элитарного плюрализма критикуют справа и слева? 6. Почему возникновение теорий социального научения совпало с широким распространением телевидения?
7. Почему идея катарсиса не нашла широкого распространения? Действительно ли масс-медиа навязывают людям модели поведения? 8. Почему концепция обретения пользы и удовлетворения от медиа столь популярна в научных кругах? Насколько верны положения теории игры? Действительно ли по мере увеличения объема использования медиа у аудитории растет степень медиазависимости? Как масс-медиа могут формировать повестку дня для общественного обсуждения? 9. Какие примеры могут подтвердить или опровергнуть основные идеи теории спирали молчания? Литература
Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978. Бакулев Г. П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002. Березин В. М. Массовая коммуникация: Сущность, каналы, действия. М., 2004. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учеб. пособ. М., 1997. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 2003. Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. Киев; М., 2001. Терин В. П. Теория массовой коммуникации. М., 2000. Шарков Ф. И. Теория коммуникации (базовый курс): Учебник. 2-е изд. М.,2004. DeFleur M. L, Ball-Rokeach S. J. Theories of Mass Communication. 5 ed. N.Y., 1989. Festinger L. A. Theory of Cognitive Dissonance. N.Y., 1957. Klapper J. T. The Effects of Mass Communication. N.Y., 1960. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas / Ed. by L. Bryson. N.Y., 1948. McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. Beverly Hills, 1987. Merton R. On Theoretical Sociology. N.Y., 1967. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1957. Noelle-Neumann E. The Spiral of Silence — Our Social Skin. Chicago, 1984 Rogers E. M. The Diffusion of Innovations. N.Y., 1983. Schramm W. The Process and Effects of Mass Communication. Urbana, 1954. Schramm W., Lyle J., Parker E. Television in the Lives of Our Children. Stanford, 1961. Stephenson W. Play Theory of Mass Communication. Chicago, 1967. Wright С R. Mass Communication: A Sociological Perspective. N.Y., 1959.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|