Самостоятельная Р абота сту дентов по дисциплине
1. Подготовить конспекты следующих статей (материалы прилагаются в печатном виде и на электронном носителе): Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. «Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерений» Гриценко В.В., Смотрова Т.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций этнических мигрантов и их склонности к девиантному поведению // Психологический журнал, 2005. Том 26. №6. С.53-68 Гриценко В.В., Шустова Н.Е. Социально-психологическая адаптация русских переселенцев в российском обществе» //Психологический журнал, 2004, том 25, №3, с.25-33. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5.- С. 31-54. Левкович В.П., Андрущак И.Б. «Этноцентризм как социально-психологический феномен» Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации //Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровскй, О.В.Соловьевой. 2-е испр.изд. М.: Смысл, 1996. С.167-184.
2. Разработать 3-х дневную программу тренинга межкультурного взаимодействия для старшеклассников, используя опыт личного участия в подобном тренинге на занятиях практического блока курса и материалы учебно-методических пособий: Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.,2000. Гриценко В.В. Тренинг повышения эффективности социально-психологической адаптации детей вынужденных мигрантов: Учебно-методическое пособие / В.В.Гриценко, Н.Е.Шустова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004 – 140с. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе.
Кн.2. Программа тренинга. – М.: Изд-во РУ ДН, 2004. –300с. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Кн.1. теория и методология: Научное издание.– М.: Изд-во РУ ДН, 2004. –195с. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для сту дентов психологических специальностей. – М.: «Привет», 2004. – 358 с. Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы: Объем реферата должен составлять 10-15 страниц, ссылки на литературу в тексте обязательны. Структура реферата: а. Введение (актуальность темы, уровень разработанности проблемы в теории, ссылки на авторов). б. Основная часть. в. Заключение (обобщение и выводы по теме). г. Литература (не менее 7 использованных источников). Критерии оценки реферата При написании реферата надо учитывать, что, оценивая реферат, преподаватель обычно использует следующие критерии: - умение сформулировать цель работы; - умение подобрать научную литературу по теме; - полнота и логичность раскрытия темы; - самостоятельность мышления; - стилистическая грамотность изложения; - корректность выводов;
- правильность оформления работы. Объем реферативного сообщения должен составлять не менее 6 страниц, ссылки на литературу в тексте обязательны. Структура реферативного сообщения: а. Основная часть. б. Литература (не менее 3 использованных источников).
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Вопросы к зачету по дисциплине «Кросс-культурная психология».
1. Понятие о культуре, факторы формирования культуры. 2. Психологические характеристики культур. 3. Эмик- и этик-аспекты культуры. 4. Предмет и задачи кросс-культурной психологии как науки. 5. Место кросскультурной психологии в системе на ук, изучающих особенности культур. 5. Психологическое измерение культур. Понятие культурного синдрома.
6. К ультурные синдромы Г.Триандиса: простота-сложность, индивидуализм- коллективизм, открытость-закрытость. 7. Психологичекие измерения культур Г.Ховстеда: избегание неопределенности, дистанция власти, маскулинность-фемининность. 8. К ультураи познание – проблема в ракурсе истории. 9. Исследования влияния культуры на восприятие М.Коула и С.Скрибнера. Проблема избирательности восприятия. Гипотеза перцептивного опыта. 10. К ультураи мышление. Понятие об интеллекте в разных культурах. 11. Категоризация, память и решение задач в разных культурах. 12. Концепции «базовой» и «модальной» личности. 13. Понятие о национальном характере. Актуальный этнопсихологический статус личности 14. Имплицитные теории личности. Самоконтроль. Самосознание. Социальные стереотипы, социальная тревожность, локус контроля. 15. Самоконцепции как культурный феномен. Социальная и личная идентичность. 16. К ультураи факторы ситуации общения: ценности, нормы, правила, роли. 17. Специфика вербального общения в различных культурах. Стили вербального общения общения. 18. Специфика невербального общения в различных культурах. 19. Проксемика и тактильные взаимодействия в контексте культуры. 20. Чувство времени в разных культурах: полихромное и монохромное время. 21. Основные подходы к исследованию межгрупповых отношений. 22. Проблема неадекватности межгруппового восприятия. 23.Понятие о социокультурной адаптации, аккультурации. 24.К ультурныйшок и этапы межкультурной адаптации. 25.Факторы адаптации к новой культурной среде. 26. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов. 27.Техника повышения межкультурной компетентности.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература 1. Гриценко В.В., Константинов В.В. Тренинг оптимизации социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов: Учеб.-метод. пособие. Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 56 с. 2. Психология и культура Психология и культура /Под ред. Д.Мацумото. СПб: Питер, 2006. 718 с. 3. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учебник для сту дентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Психология".- 4-е изд., испр. и доп.- Москва: Аспект Пресс, 2007. 367 с.
Дополнительная литература
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. - М., 1983. Асмолов А.Г. К ультурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик / Акад.пед.и социальных на ук; Моск.психол.- соц.ин-т .- М.: Изд-во ин-та практ.психологии; Воронеж, НПО МОДЭК, 1996.- 768: кх 1 экз. Белик А.А. К ультураи личность: Учебное пособие. М.: РГГУ, 2001. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. «Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерений» Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. У пражнения. Игры.- СПб.: Социально-психологический центр, 1996.- 380 с.: очз 2 экз. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учеб. пособие для сту д. старших курсов психол. ф-тов и отд-ний ун-тов.- М.: Издательство института психотерапии, 2000.- 368: очз 2 экз. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов; Мин-во образования РФ; Рос. академия образования; Моск. психолого-соц. ин-т.- М.: Моск. психол.- соц. ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.- 240 с.: кх 1 экз. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Российский менталитет и реформы // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. - СПб., 2000. - С. 274-302. Брушлинский, А.В. К ультурно-историческая теория мышления: Философские проблемы психологии: Электрон. ресурс / А.В. Брушлинский.- М.: Высшая школа, 1968.- 104 с. // Электронная библиотека СГУ: Т.2 - психология: часть 1. мультимедийная библиотека 1 экз. Бурлачу к Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб., 1999. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев.- СПб.: Речь, 2003.- 174 с.: кх 1 экз. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. -М.,2000. Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие для сту д. вузов по спец. "Психология" / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой.- 2-е изд., испр.- М.: Смысл, 1997.- 373 с. очз 1 экз. Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие для сту д. вузов по спец. "Психология" / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой.- 3-е
изд., испр.- М.: Смысл, 1999.- 377 с очз 1 экз. Воловикова М. Возвращение к себе (психология, символ, культура) /М. Воловикова, А. Трофимов; Р АН. Ин-т психологии.- М.: Товарищество Рос. книгоиздателей, 1995.- 191 с.: кх 1 экз
Воловикова, М.И. Представления русских о нравственном идеале / М.И. Воловикова; Рос. академия наук, ин-т психологии.- М.: Изд-во "Институт психологии Р АН", 2003.- 312 с. кх 1 экз. Воловикова, М.И. Представления русских о нравственном идеале / М.И. Воловикова; Рос. Акад. на ук, ин-т психологии.- Изд. 2-е, испр и доп.- М.: Институт психологии Р АН, 2005.- 332 с. кх 1 экз Г ордеева Т. О. Кросс-культурный эксперимент // Методы исследования в психологии: Гриценко В.В., Смотрова Т.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций этнических мигрантов и их склонности к девиантному поведению // Психологический журнал, 2005. Том 26. №6. С.53-68 Гриценко В.В., Шустова Н.Е. Социально-психологическая адаптация русских переселенцев в российском обществе» //Психологический журнал, 2004, том 25, №3, с.25-33. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. - М., 1986. Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания / Р АН. Ин-т психологии.- М., 993.- 116 с.: очз 3 экз. Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. - М., 2002. Кобозоева И.М. Немец, англичанин, француз и русский: Выявление стереотипов национальных характеров через анализ коннотаций этнонимов // Вестник Моск. ун- та. Сер. 9. - 1995. - № 3. -С. 100-118. Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры// Социальная психология личности. - М., 1979. -С. 85-113. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. -М., 1988. Кон И. С. Этноцентризм // Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. -С. 812. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. - М., 2003. Коул М. К ультурно-историческая психология. М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт Психологии Р АН», 1997. Коул М., Скрибнер С. К ультураи мышление М.: Прогресс, 1999 Кочетков В.В. Психология культурных различий: Учебное пособие для вузов. М.:ПЕР СЭ, 2002. Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. - Ростов-на- Дону, 1999. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурнуюпсихологию. -М., 1999. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора. - М., 1997. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. - М. РУ ДН, 2003.
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5.- С. 31-54. Лебедева, Н.М. Тренинг этнической толерантности для школьников: учебное пособие для студентов психологических специальностей / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко.- М.: Привет, 2004.- 358 с. кх 1 экз. Лопуленко Н.А. Использование фольклора в воспитании толерантности у школьников (на примере пословиц народов России) // Толерантность и культурная традиция / Под ред. М.Ю. Мартыновой. -М., 2002. -С. 325-393. Лунева О. В. Социально-психологический тренинг в работе с персоналом // Социологический сборник. - Вып. 6 / Под ред. В. А. Лукова. - М., 2000. Лунева О.В. Социально-психологический тренинг. Мастер-класс (Практическая психология). - М., 2002.
Лурье СВ. Историческая этнология. - М., 1998. Майерс Д. Социальная психология. -СПб., 1997. Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г.Витковской, А.Малашенко; Моск. Центр Карнеги.- М., 1999.- 196 с. очз 3 экз Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М., 1989. Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию. - СПб., 1995. - С. 66-83: Психоанализ и культура: Избр. тру ды К.Хорни и Э.Фромма.- М.: Юрист, 1995.- 623 с.- (Лики культуры). кх 1 экз. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб., 2000. Психологи о мигрантах и миграции в России: Инф.-аналит. бюллетень №4 / Рос. Красный Крест; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, ф-т психологии; На уч.- практ. центр "Гратис".- М.: Смысл, 2002.- 159 с.: кх 1 экз. Психологическая помощь мигрантам: травма смена культуры, кризис идентичности: Учеб. пособие для сту д. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Под общ. ред. Г.У. Солдатовой.- М.: Смысл, 2002.- 479 с.: очз 1 экз., кх 2 экз. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой.- М.: Смысл, 2001.- 279 с.: очз. 1 экз. Резников, Е.Н. Методические проблемы этнической психологии / Е.Н. Резников.- М.: Ин-т психологии Р АН, 2005.- 240 с.: кх 1 экз. Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур: Игры и упражнения для межкультурного обучения. - Калуга, 2001. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). - М., 1996. Ситарам К.С, Когделл Р.Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. - 1992. - № 2. - С. 51-64; - № 3. - С. 60-68; - № 4. -С. 106-116; - № 5. - С. 100-107. Солдатенков А.Н. Исследование этнических стереотипов в Ростовской области // Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. - М., 2002. -С. 212-252. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998. Стефаненко Т. Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Т.Г., ШлягинаЕ.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. - М., 1996. - С. 55-78. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации //Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровскй, О.В.Соловьевой. 2-е испр.изд. М.: Смысл, 1996. С.167-184. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2003. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для сту дентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Психология" / Т. Г. Стефаненко.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2007.-367, [1] с. Хранение: аб 23 экз., кх 1 экз., очз 1 экз. Стефаненко Т.Г., Солдатенков А.Н. Мастерская «К ультурный ассимилятор» // Век толерантности: На учно-публицистический вестник. -2001. -№3-4. - С. 136-145. Т олерантность и культурная традиция / Под ред. М.Ю. Мартыновой. -М.,2002. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения = Spiele? die verbinden Band 1, 2: Offenheit und V ertrauen in der Anfangsphase: пер. с нем. / К. Фопель.- М.: Г енезис, 2005.- 336 с.: кх 1 экз. Фрейд З. Психоанализ. Религия. К ультура/ З. Фрейд.- М.: РЕНЕССАНС, 1992.- 291 с.: кх 1 экз., очз. 1 экз. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.
Холл Э. Как понять иностранца без слов // ФастДж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. - М., 1995. - С. 225-429. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996. Этническая психология и общество / Под ред. Н.М. Лебедевой. - М., 1997. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. - М., 2002. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько; Акад. пед. и соц. наук; Моск. психолого-соц. ин-т.- М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2005.- 342 с.: очз 1 экз., сбо 1 экз. Этнос. Идентичность. Образование / Под. ред. B.C. Собкина. - М., 1998.
Интернет-ресурсы: http://www.ruthenia.ru/folklore/ Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. http://www.tolerance.ru/p-news.shtml Толерантность. http://ethnopsyhology.narod.ru/ Этнопсихология http://migrocenter.ru/ Центр миграционных исследований http://svlourie.narod/ru/ Словарь по этнопсихологии. http://humanities.edu.ru Социально-гуманитарное и политическое образование/ электронная библиотека http://telo-sveta.narod.ru Русская этнопсихология. http://home.ural.ru Практическая этнопсихология. http:// www.etnopsy.ru Кафедра этнопсихологии и психологические проблемы поликультурного образования.
Ж урналы и периодические издания: 1.Журнал "Век толерантности" http://www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml 2.Журнал "Личность и культура" http://www.lko.ru/jur_abaut0.htm 3.Журнал Социологии и социальной антропологии http://www.soc.pu.ru/publications/jssa/ 4.Социологические журналы Института Социологии http://www.isras.ru/?page=journals 5.Журнал "Социальные конфликты" http://conflictolog.isras.ru/jornal.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|