Научные учреждения. Этнопсихология и кросс-культурная психология.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1.Московский центр Карнеги http://www.carnegie.ru/ Основан Фондом Карнеги за международный мир в 1993 году. Объектом изучения являются проблемы российской внутренней политики и международных отношений. Интересна электронная библиотека публикаций Московского центра Карнеги. 2.СОВА. Центр исследования национализма и ксенофобии. http://xeno.sova-center.ru/ Регулярно обновляющиеся материалы мониторинга ксенофобии в РФ. 3.Национальный институт социально-политических исследований http://www.nispi.ru/ http://www.monitoring.ru/
Обширная коллекция материалов для работающих в сфере социологии СМИ. Наибольший интерес представляет мониторинг российского Интернета, а также новости мирового Интернета. 4.Российский независимый институт социальных и национальных проблем http://www.riisnp.ru/ Создан в 1991 г. как независимое научное учреждение. Ведет активную работу в сфере социологии. Одним из направлений данной работы является мониторинг массового сознания россиян в форме всероссийских социологических опросов. С его результатами можно ознакомиться на сайте. 5.Центр конфликтологии Института социологии Р АН http://conflictolog2.isras.ru/index.htm Центр конфликтологии Института социологии Р АН, организованный в 1991 году ведет теоретические и прикладные исследования социальных конфликтов различной природы, а также методов их урегулирования и разрешения. 6.Институт этнологии и антропологии Р АН. http://www.iea.ras.ru/ На сайте выложена информация о структуре института, его подразделениях и сотрудниках, в электронной библиотеке есть и списки работ сотру дников и тексты статей и книг. На сайте можно найти информацию о заседаниях ученого совета Института, о проведении научных конференций.
7.Французский Институт Исследований Центральной Азии (ИФЕАК) http://www.ifeac.org/ 8.Кафедра Этнографии и музееведения Омского госу дарственного университета http://www.ethnography.omskreg.ru/ 9.Кафедра Этнологии Московского госу дарственного университета http://www.hist.msu.ru/Departments/Ethn/index.html 10.Учебно-научный центр социальной антропологии Российского госу дарственного гуманитарного университета. http://www.rsuh.ru/antrop.html
Материалы о национальных культурах и традициях: 1.Подписка по культуреи фольклору http://subscribe.ru/catalog/culture/world Ресурс подписки на статьи или книги по мифам народов мира, по культуренародов мира, отдельная подписка на рассылку по традиционной культурерусских, а так же о мероприятиях фольклорного характера. 2.Этнография народов России http://www.ethnos.nw.ru/ Приведен полный список национальных, краеведческих музеев России, располагающих этнографическими коллекциями, есть база поиска коллекций по народам и музеям. Обзор публикаций конференций. 3.Коренные народы России http://nurali.newmail.ru/ Энциклопедическая информация по большинству народностей и этнических групп РФ по культурно-этническим ареалам страны, а также заметки по проблемам национальностей. 4.Народы и религии мира http://www.cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml Сайт создан на основе одноименной энциклопедии. Включает большое количество статей посвященных не только самим народам, но и религиям, терминологии этнологии и антропологии, так же периодически обновляющиеся тематические статьи и живой а удио- визуальный материал. В приложении полный список кафедр и институтов.
5.Ресурс Рубрикон http://www.rubricon.ru/nir_1.asp У добная система поиска необходимой информации по народам, религиям мира, словарю этнографических терминов. 6.Япония сегодня http://www.japantoday.ru/ Посвящен различным аспектам жизни Японии, в том числе этнографическая и культурная проблематика. Так же ресурс содержит журнал "Япония сегодня".
7.Центральная Азия и Кавказ http://www.ca-c.org/ Ресурс содержащий несколько электронных журналов по проблематике заявленных в названии регионов. Возможность как электронного ознакомления с текстами статей (вступление), так и подписки на печатное издание. 8.Проект "Аборигены Сибири" http://www.nsu.ru/icen/grants/etno Проект посвящен этнографии коренных народов Сибири. На сайте представлена выборка информации по 13 народам, живущим в разных экологических условиях от Арктики до Саяно-Алтая. 9.Этнографичекская электронная энциклопедия http://www.komi.com/Folk/komi/230.htm 10.Этническая дискриминация: идентификация дел и ведение их в судах http://www.komi.com/Folk/komi/230.htm http://www.komi.com/Folk/komi/230.htm 11.СОВА. Центр исследования национализма и ксенофобии. http://xeno.sova-center.ru/ Центр "СОВ А" ведет мониторинг противоправной националистический деятельности, противодействия ей и общественной дискуссии на эту тему. Обновления этих сюжетов - ежедневно
ТЕЗА УРУС
Этнопсихология - на ука, изучающая психологические особенности индивида или группы лю дей, связанные с этнической или культурной принадлежностью, и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. Кросс-культурная психология – на ука, изучающая сходства и различия в психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам; связи психологических различий с социокультурными, экологическими и биологическими особенностями, а также – современные изменения этих различий. Культурный синдром (по Т.Триандису) – это определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой. Примордиализм – одно из научных направлений в этнопсихологии, объясняющее этничность как врожденную характеристику, лежащую в основе группового (этнического) сознания и поведения. Некоторые ортодоксальные последователи этого направления считают, что этничность имеет биологические корни, а групповая этническая идентичность передается из поколения в поколение. Инструментализм – одно из научных направлений в этнопсихологии, определяющее этнические общности как социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий людей и создаваемых ими институтов, особенно со стороны государства. Этничность понимается как идеология, создаваемая элитой для мобилизации масс и достижения собственных интересов в борьбе за власть (политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных целей, прежде всего обеспечения социального комфорта в рамках культурно однородных сообществ) Инструменталисты полагают, что этничность ситуативна, изменчива и зависит от структуры общества. Этническая идентичность при этом может как возрастать, так и уменьшаться в зависимости от множества факторов, в том числе от умения политиков эффективно мобилизовать группу для достижения общих целей или отражения внешней угрозы. Т.е. это очень изменчивое, подверженное манипуляциям и зависимое от ситуации явление группового сознания, а никак не врожденное и передаваемое от поколения к поколению.
Культура (по Д.Матсумото) – совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей, но по-разному каждым индивидом, и передаваемое от поколения к поколению. Этноцентризм - восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры. Оценки различий между группами по типу «мы лучше, они – хуже» известны давно. Термин этноцентризм был введен У.Самнером в 1906г., который считал, что в сознании людей существует сильная тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие. Модальная личность. Это понятие выражает наибольшую распространенность (моду) типа личности в культуре, т.е. наиболее часто встречающийся или наиболее массовый тип личности в данной культуре. Но оно не значит «усредненная личность». Базовая личность – основная личностная структура, формируемая данной куль- турой. По определению американского исследователя А.Кардинера, базовая личность — это склонности, представления, способы связи с другими людьми. Это все то, что делает индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и позволяет ему достигать у довлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка, т.е. базовая личность есть адаптация к фундаментальным реальностям жизни в определенной культуре. У каждого народа существует своя базовая структура личности, которая передается из поколения в поколение посредством социализации и в какой-то мере определяет су дьбуданного народа.
Социоцентризм - поведение, ориентированное на других (скромность, сочувствие, сострадание); Идеоцентризм - поведение, ориентированное на самовосприятие. Проксемика (по Альтману) – как отделение личной территории, которая включает «персонализацию места, объекта и общения, которые становятся собственностью человека или группы» Ограждение «своего» пространства тем или иным способом означает подчеркивание чувства личной идентичности или «самости». Культурный шок (по А.Бочнеру и С.Фэрнхему) - это шок от нового. Гипотеза культурного шока основана на том, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым частью потому, что он неожидан, а частью потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры. Аккультурация – феномен, появляющийся тогда, когда группы индивидов из разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, послед- ствиями которого являются изменения элементов оригинальной культуры одной или обеих групп. Т.Е. понятие аккультурации определяет изменения в исходной культуре вследствие групповой миграции и их результаты. Ассимиляция - вариант аккультурации, при котором эмигрант полностью идентифицируется с новой культурой и отрицает культуру этнического меньшинства, к которому принадлежит. Сепарация означает, что представители этнического меньшинства отрицают культурубольшинства и сохраняют свои этнические особенности. Маргинальностъ ( этнокультурная) – вариант аккультурации, при которой мигрант не идентифицирует себя ни с культурой этнического большинства, ни с культурой этнического меньшинства в следствие отсутствия возможности (или интереса) поддержания культурной идентичности (часто из-за вынужденных или навязанных культурных потерь) и отсутствия желания установления отношений с окружающим обществом (из-за отвержения доминирующей культурой или дискриминации). Интеграция – вариант аккультурации, который характеризуется идентификацией как со старой, так и с новой культурами. Геноцид (как один из вариантов последствий межэтнических контактов) – это ситуация, когда одна этническая или культурная группа, обычно численно доминирующая или обладающая превосходящими технологическими ресурсами, уничтожает или пытается уничтожить всех членов другой этнической (или культурной) группы, с которыми вступает в контакт. В оправдание обычно выдвигается тезис о расовой, этнической или психической неполноценности группы, подвергающейся уничтожению.
В психологическом плане геноцид - это выражение предельной интолерантности (нетерпимости) к иному образу жизни, другой "картине мира" (этнической или культурной) вплоть до физического уничтожения ее носителей. Ассимиляция (как один из вариантов последствий межэтнических контактов) – термин, используемый для описания поглощения одной культуры другой. Это происходит, когда этнокультурная группа постепенно добровольно или вынужденно адаптируется к обычаям, ценностям, жизненным стилям доминирующей культуры. После нескольких поколений такой ассимиляции члены группы меньшинства имеют тенденцию становиться культурно и даже физически неотличимыми от коренных жителей, что приводит к фактическому исчезновению этнической культуры меньшинства. Сегрегация - пример изолированного, независимого существования этнических культур. Внутри одного общества сегрегация может исходить или от доминирующего большинства, добивающегося отстранения определенных групп меньшинств от ключевых позиций; или от самих групп меньшинств, активно добивающихся отдельного положения, культурной независимости, национальных школ, земельных владений или других форм собственности на основе этнической принадлежности, санкций против межнациональных
браков и т.д. (самосегрегация). На межгосударственном уровне это означает стремление обществ к изоляции друг от друга Интеграция (как один из вариантов последствий межэтнических контактов) - такой принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им исходно культурные индивидуальности, хотя в то же время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании. В психологическом плане это-наиболее позитивный вид межкультурного взаимодействия, когда члены этнических (культурных) групп полностью справляются с трудностями принятия другого образа жизни, другой «картины мира» и даже находят положительные моменты в такой разности и подобном взаимном существовании. Мультикультурализм – идеология и политика доминирующего общества, заключающаяся в позитивном отношении к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных институтов общества к потребностям разных культурныхгрупп.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|