XXX. Иона
«И встал Иона, чтобы убежать в Фарсис от лица Господня». Почему убежал Иона? Вот почему: в первый раз Господь посылал его, чтобы обратить на путь правый народ Израильский, и слова Ионы оправдались: «он[72] восстановил пределы Израилы от края Елафского до моря пустыни, по слову Господа, Бога Израилева, которое Он изрек через раба своего Иону, сына Амифиина, пророка из Гафхефера». В следующий раз он послан был пророчествовать о разрушении Иерусалима, но Израиль принес покаяние, и сжалился Господь и не разрушил Иерусалима. С тех пор Иону прозвали лжепророком. Теперь, когда Господь снова посылал его для пророчества, на сей раз в Ниневию, стал размышлять Иона так: «Мне известно, что народ тамошний склонен к раскаянию; раскаются ниневийцы, Господь обратит гнев Свой на Израиля. И мало того, что израильтяне меня лжепророком прозвали, меня и другие народы тем же назовут. Убегу я лучше». Пришел Иона в Иоппию (Яффа), но там корабля не оказалось. Навел Господь шторм на корабль, находившийся на расстоянии двух дней пути от Иоппии, и вернул его в гавань. Видя это, обрадовался Иона: – Ныне, – рассудил он, – я узнал, что деяния мои угодны в очах Господа. И обратился к корабельщикам: – Возьмите меня в плаванье с собою. – Мы в Фарсис отправляемся, – заметили ему. – И я с вами – в Фарсис. Отплыли день пути, и поднялся шторм – со всех сторон забушевал. При этом все другие корабли спокойно проходили по всем направлениям, а штормом терзало ужасно только тот корабль, на котором находился Иона. «И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу». По объяснению раби Ханании – на этом корабле находились люди всех семидесяти народностей; каждый держал в руках изображение своего божества: «Будем, – говорили они, – взывать каждый к богу своему, и того из богов, который услышит нас и избавит от бедствия, мы признаем богом над собою».
Взывали все, каждый к своему богу, но напрасно. Иона же в то время спустился во внутренность корабля, лег и в тоске душевной заснул. Пришел к нему кормчий и сказал: – Мы находимся между жизнью и смертью, а ты лежишь и спишь! Из какого племени ты? – Еврей я. – А ведь говорят люди, что Бог евреев – Бог великий. Встань, воззови к Богу твоему: может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем – и сотворит нам чудо, какое вам на Чермном море совершил. – Не стану скрывать от вас, – ответил Иона, – из‑ за меня пришло бедствие это на вас. Возьмите меня и бросьте в море, и стихнет море для вас. Не решались люди те бросить Иону в море. Бросили жеребьи, и пал жребий на Иону. Все вещи, какие были на корабле, побросали в воду; это не помогло; стали было усиленно грести, чтобы возвратиться на сушу, – это оказалось невыполнимым. Что было делать? Взяли они Иону и, подойдя с ним к борту, воззвали: – Господи, Бог вселенной! Да не падет на нас кровь невинного и да не погибнем мы за душу человека этого; ибо неизвестно нам, каковы свойства и каковы дела его. Но сам он говорит: «За меня беда эта постигла вас». Взяли они Иону, до колен опустили его в воду – море сразу утихло. Подняли его обратно на судно – море снова забушевало. Опустили его по горло – море утихло. Извлекли его – шторм налетел снова. И только когда они бросили его в воду, море утихло совершенно.
«И предуготовил Господь большую рыбу, чтобы поглотить Иону».
По сказанию р. Тарфона – рыба эта предуготована была Господом в первые дни творения. В пасть этой рыбы попал Иона – точно в просторный дом вошел и стоит себе свободно. Глаза этой рыбы давали Ионе свет, точно два окна.
По сказанию р. Меира – внутри рыбы повешен был самоцветный камень, который светил Ионе подобно солнцу в полдень и делал видимым для него все, что в море и в бездонных глубинах его.
Сказала рыба Ионе: – Тебе, по‑ видимому, неизвестно, что близок час мой, и я поглощена буду левиафаном. – Приведи‑ ка меня к нему, – сказал Иона, – я и тебя, и себя спасу. Подплыла рыба с Ионою к левиафану. Обратился Иона к левиафану и сказал: – Левиафан! Да будет ведомо тебе, что ради тебя явился я сюда: место, где пребываешь ты, мне осмотреть надо. Но этого мало: я тот, кому предназначено на язык тебе аркан накинуть, из моря тебя извлечь и закласть для великого пиршества праведников. Метнулся левиафан и оказался сразу вдали от Ионы на расстоянии двух дней пути.
– Послушай, – сказал Иона рыбе, – вот, я спас тебя от левиафана; покажи же ты мне все, что в море и в безднах его находится. Показала рыба ему ту Великую Реку, которая самый океан водами питает; показала те пути в Чермном море, которыми израильтяне по дну его прошли; показала то место в море, где шквалы и смерчи зарождаются; показала ему устои земли и основания ее, и ад, и бездны преисподней. И показала она ему Святилище Предвечного и «эвен‑ шетиа» – камень краеугольный, заложенный в бездне под Святилищем этим, а на камне том сыны Кореевы[73] стоят и Господу славословия возносят. И сказала рыба Ионе: – Сейчас мы находимся как раз против Святилища Господня. Помолись – и услышана будет молитва твоя. – Остановись же, – отвечал Иона, – на этом месте, и я помолюсь Господу. Рыба остановилась – и воззвал Иона к Господу, говоря: – Владыка мира! «Низвергающий и вновь Подъемлющий» – название Твое. Низвержен я, – подъемли меня! «Умерщвляющий и Воскрешающий» – имя Тебе. На пороге смерти душа моя, – воскреси меня! Не была услышана молитва Ионы, пока не воззвал он: – Господи! Обет, который я дал, я исполню: обещал я поднять из моря левиафана и закласть его для великого пира праведников – и это исполню я в тот день, когда придет спасение Твое. По мановению перста Господня, рыба извергла Иону на сушу. (П. д. Ел.; Мид. Иона )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|