VII. Кровь пророка Захарии. VIII. Муки изгнанников. IX. На реках Вавилонских. X. Скорбь Кенесет‑Израиль
VII. Кровь пророка Захарии
Предание от раби Иегошуи бен Карха: – Некий старец, из жителей Иерусалима, рассказал мне: «Видишь, – говорил он, – и в этой долине, и в самом Иерусалиме Навузарадан, начальник телохранителей Навуходоносоровых, казнил несметное множество народа. Кровь казненных потекла и слилась с кровью Захарии. Кровь же Захарии кипела и била вверх ключом. «Что это? – спросил Навузарадан. – Кровь от жертвоприношений», – ответили ему. Велел он принести жертвенную кровь, сравнил и нашел ее совершенно различною от крови той. – Слушайте, – сказал Навузарадан, – скажете правду – хорошо, нет – я железными гребнями сдеру мясо с костей ваших. – Что сказать тебе? – отвечали ему, – некий пророк был среди нас; порицал он нас за грехи наши, восстали мы и убили его. И вот, сколько лет прошло, а кровь его не успокаивается. – А вот, – сказал Навузарадан, – я уговорю его успокоиться. Привели, по приказу его, членов обоих синедрионов, великого и малого, и казнили их на том месте. Но кровь Захарии не успокоилась; заклали юношей и дев, – не помогло и это; казнили детей, питомцев школ – и это не помогло. – Захария! Захария! – воскликнул тогда Навузарадан, – лучших из народа погубил я, желаешь ты разве, чтоб я истребил всех до единого? Как только проговорил он слова эти, тотчас кровь успокоилась. Чувство невольного раскаяния проснулось в сердце Навузарадана. «Если, – подумал он, – из‑ за одной погубленной жизни, гнев Господень, в виде этой кипящей крови, не утихал столько времени, что же должно произойти после того, как мною столько жизней погублено? » Бежали оттуда Навузарадан, послал завещание семье своей и принял закон Бога Единого. (Гит., 57 )
VIII. Муки изгнанников
Звала я друзей моих, – Они обманули меня. (Плач Иеремии, I, 19 )
Предание от раби Иегошуи бен Леви: Направляемых в Вавилон изгнанников Иерусалимских вели с завязанными за спиной руками, закованными в железные наручники, голышом, как животных. Когда проходили мимо поселений измаильтян, изгнанники стали просить начальников конвоя: – Окажите нам милосердие и жалость – проведите нас через селения братьев наших, потомков дяди нашего Измаила. Просьбу их исполнили. Вышли измаильтяне навстречу и стали предлагать им соленого хлеба и рыбного рассола, а вместо воды – пустые мехи, наполненные воздухом и снаружи смоченные водою. Поев соленое и полагая, что в мехах вода, израильтяне[77] хватались зубами за мехи, воздух входил в их легкие – и они падали замертво. Таким же образом – по преданию от раби Иоханана, – погибли восемьдесят тысяч юношей‑ коганидов. Вооруженные золотыми щитами, прорвались они через войска Навуходоносора и направились к измаильтянам. – Вы потомки дяди нашего, – говорили они сынам Измаиловым, – дайте нам воды напиться! – Вы поешьте сперва, отвечали те и, накормив их соленым, давали им, вместо воды, мехи, наполненные воздухом. (Эха‑ Р. )
IX. На реках Вавилонских
Полоненным израильтянам Навуходоносор не позволял останавливаться подолгу на одном месте во всех пределах Ханаанской земли, но гонял их с места на место. Делалось это вавилонянами из опасения, чтобы народ израильский не имел возможности принести покаяние Господу. «Бог племени этого, – говорили они, – ждет, чтоб израильтяне раскаялись в грехах своих, и дотоле, пока они еще находятся на своей земле, Он, чего доброго, поступит с нами так, как поступил с Сеннахирибом[78]. Когда же достигли рек Вавилонских и очутились на своей земле, победители тотчас сделали стоянку. Одни (вавилоняне) занялись бражничаньем, другие (израильтяне) обратились к плачу и стенаниям.
– Зачем вы сидите и плачете? – спрашивал их Навуходоносор. И повелел он колену Левиину выступить вперед и сказал: – Приготовьтесь! Желаю я, чтобы, пока мы едим и пьем, вы стояли и проводили перстами по струнам арф ваших так, как вы делали это в вашем храме, перед Богом вашим. Начали переглядываться между собою левиты и говорить один другому: – Мало того, что Святилище Господне разрушено за грехи наши, дойдем ли мы до того, чтобы перед этим низким человеком стоять и играть на арфах наших? По общему уговору, повесили они арфы на вербах, росших там, и, решившись на самопожертвование, начали все надламывать и зубами откусывать большие пальцы на руках своих. – Вот, глядите, – говорили они вавилонянам, показывая на руки свои, – «как нам петь песнь Господню? » (Песик. – Р., 31 ) Раби Иоханан бен Закай говорил: – Почему местом изгнания народа Израильского избран был Вавилон преимущественно перед другими странами? Потому, что род Авраама происходил оттуда. Куда отсылает муж согрешившую перед ним жену? В дом отца ее. (Тосеф. Б. – К. ) По преданию от раби Иоханана: – Во все время царствования нечестивца Навуходоносора, не появлялся смех на устах ни у одного человека. О времени после смерти Навуходоносора и гласит стих пророка: «Вся земля отдыхает, покоится и поет ликуя». (Шаб., 149 )
X. Скорбь Кенесет‑ Израиль
Вспоминая об этом, Изливаю я душу мою.
– О ком гласят слова эти в псалме сынов Кореевых? – О Кенесет‑ Израиль. – Владыка мира! – говорила Кенесет‑ Израиль, – я вспоминаю безмятежный мир минувших дней и говорю: «о, если бы было ныне, как в те дни, когда храм существовал еще, и Ты сходил с вышних и Духом Твоим осеняло меня, и народы пели славу мне, а когда я, грешная молила о милосердии, Ты внимал мольбе моей. Ныне же – стыд и позор стали уделом моим». И еще говорила она: – Господи! Каким смущением полна душа моя, когда брожу по руинам Дома Твоего и слышу шепот, который проходит по ним: Место, где потомки Авраама приносили жертвы на алтаре Твоем и стояли священники народ, благословляя, и левиты играли на арфах своих, – там шакалы рыскают ныне!
“В многолюдных сонмах я ходила, С гласом радости вступала в Божий Дом”. По стопам шествовавших на праздники в священный град, под сень Господню всходила я; ровные лежали дороги предо мною и деревья осеняли голову мою. А ныне – изгнания тень легла на меня, по бурелому путь мой лежит, и обнаженною я по солнцу иду. Сонмами торжественными всходила я прежде, сонм за сонмом, подобно водопаду, ни днем, ни ночью не прерывающему течения своего; с корзиною первинок на голове, с гимнами и песнями я путь свой совершала. И гласили песни те:
* * *
По утрам: «Вставайте, пойдем, На гору Сион! »
* * *
На дорогах: «Я с радостью слышу: пойдем В обитель Господню! »
* * *
В Иерусалиме: «Стояли ноги наши В твоих вратах, Иерусалим! »
* * *
На Храмовой горе: «Аллилуйя! Славьте Господа Во Святилище Его! »
* * *
Во дворе храма: «Все живущее Да хвалит Господа. Аллилуйя! » «А ныне – безмолвны восхождения мои, и безмолвно обратно иду я»– (Еха‑ Р. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|