Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VII. Кровь пророка Захарии. VIII. Муки изгнанников. IX. На реках Вавилонских. X. Скорбь Кенесет‑Израиль




VII. Кровь пророка Захарии

 

Предание от раби Иегошуи бен Карха:

– Некий старец, из жителей Иерусалима, рассказал мне: «Видишь, – говорил он, – и в этой долине, и в самом Иерусалиме Навузарадан, начальник телохранителей Навуходоносоровых, казнил несметное множество народа. Кровь казненных потекла и слилась с кровью Захарии. Кровь же Захарии кипела и била вверх ключом. «Что это? – спросил Навузарадан. – Кровь от жертвоприношений», – ответили ему. Велел он принести жертвенную кровь, сравнил и нашел ее совершенно различною от крови той.

– Слушайте, – сказал Навузарадан, – скажете правду – хорошо, нет – я железными гребнями сдеру мясо с костей ваших.

– Что сказать тебе? – отвечали ему, – некий пророк был среди нас; порицал он нас за грехи наши, восстали мы и убили его. И вот, сколько лет прошло, а кровь его не успокаивается.

– А вот, – сказал Навузарадан, – я уговорю его успокоиться.

Привели, по приказу его, членов обоих синедрионов, великого и малого, и казнили их на том месте. Но кровь Захарии не успокоилась; заклали юношей и дев, – не помогло и это; казнили детей, питомцев школ – и это не помогло.

– Захария! Захария! – воскликнул тогда Навузарадан, – лучших из народа погубил я, желаешь ты разве, чтоб я истребил всех до единого?

Как только проговорил он слова эти, тотчас кровь успокоилась.

Чувство невольного раскаяния проснулось в сердце Навузарадана.

«Если, – подумал он, – из‑ за одной погубленной жизни, гнев Господень, в виде этой кипящей крови, не утихал столько времени, что же должно произойти после того, как мною столько жизней погублено? »

Бежали оттуда Навузарадан, послал завещание семье своей и принял закон Бога Единого. (Гит., 57 )

 

VIII. Муки изгнанников

 

Звала я друзей моих, – Они обманули меня. (Плач Иеремии, I, 19 )

 

Предание от раби Иегошуи бен Леви:

Направляемых в Вавилон изгнанников Иерусалимских вели с завязанными за спиной руками, закованными в железные наручники, голышом, как животных. Когда проходили мимо поселений измаильтян, изгнанники стали просить начальников конвоя:

– Окажите нам милосердие и жалость – проведите нас через селения братьев наших, потомков дяди нашего Измаила.

Просьбу их исполнили. Вышли измаильтяне навстречу и стали предлагать им соленого хлеба и рыбного рассола, а вместо воды – пустые мехи, наполненные воздухом и снаружи смоченные водою. Поев соленое и полагая, что в мехах вода, израильтяне[77] хватались зубами за мехи, воздух входил в их легкие – и они падали замертво.

Таким же образом – по преданию от раби Иоханана, – погибли восемьдесят тысяч юношей‑ коганидов. Вооруженные золотыми щитами, прорвались они через войска Навуходоносора и направились к измаильтянам.

– Вы потомки дяди нашего, – говорили они сынам Измаиловым, – дайте нам воды напиться!

– Вы поешьте сперва, отвечали те и, накормив их соленым, давали им, вместо воды, мехи, наполненные воздухом. (Эха‑ Р. )

 

IX. На реках Вавилонских

 

Полоненным израильтянам Навуходоносор не позволял останавливаться подолгу на одном месте во всех пределах Ханаанской земли, но гонял их с места на место. Делалось это вавилонянами из опасения, чтобы народ израильский не имел возможности принести покаяние Господу. «Бог племени этого, – говорили они, – ждет, чтоб израильтяне раскаялись в грехах своих, и дотоле, пока они еще находятся на своей земле, Он, чего доброго, поступит с нами так, как поступил с Сеннахирибом[78].

Когда же достигли рек Вавилонских и очутились на своей земле, победители тотчас сделали стоянку. Одни (вавилоняне) занялись бражничаньем, другие (израильтяне) обратились к плачу и стенаниям.

– Зачем вы сидите и плачете? – спрашивал их Навуходоносор. И повелел он колену Левиину выступить вперед и сказал:

– Приготовьтесь! Желаю я, чтобы, пока мы едим и пьем, вы стояли и проводили перстами по струнам арф ваших так, как вы делали это в вашем храме, перед Богом вашим.

Начали переглядываться между собою левиты и говорить один другому:

– Мало того, что Святилище Господне разрушено за грехи наши, дойдем ли мы до того, чтобы перед этим низким человеком стоять и играть на арфах наших?

По общему уговору, повесили они арфы на вербах, росших там, и, решившись на самопожертвование, начали все надламывать и зубами откусывать большие пальцы на руках своих.

– Вот, глядите, – говорили они вавилонянам, показывая на руки свои, – «как нам петь песнь Господню? » (Песик. – Р., 31 )

Раби Иоханан бен Закай говорил:

– Почему местом изгнания народа Израильского избран был Вавилон преимущественно перед другими странами? Потому, что род Авраама происходил оттуда. Куда отсылает муж согрешившую перед ним жену? В дом отца ее. (Тосеф. Б. – К. )

По преданию от раби Иоханана:

– Во все время царствования нечестивца Навуходоносора, не появлялся смех на устах ни у одного человека. О времени после смерти Навуходоносора и гласит стих пророка: «Вся земля отдыхает, покоится и поет ликуя». (Шаб., 149 )

 

X. Скорбь Кенесет‑ Израиль

 

Вспоминая об этом,

Изливаю я душу мою.

 

– О ком гласят слова эти в псалме сынов Кореевых?

– О Кенесет‑ Израиль.

– Владыка мира! – говорила Кенесет‑ Израиль, – я вспоминаю безмятежный мир минувших дней и говорю: «о, если бы было ныне, как в те дни, когда храм существовал еще, и Ты сходил с вышних и Духом Твоим осеняло меня, и народы пели славу мне, а когда я, грешная молила о милосердии, Ты внимал мольбе моей. Ныне же – стыд и позор стали уделом моим».

И еще говорила она:

– Господи! Каким смущением полна душа моя, когда брожу по руинам Дома Твоего и слышу шепот, который проходит по ним: Место, где потомки Авраама приносили жертвы на алтаре Твоем и стояли священники народ, благословляя, и левиты играли на арфах своих, – там шакалы рыскают ныне!

“В многолюдных сонмах я ходила,

С гласом радости вступала в Божий Дом”.

По стопам шествовавших на праздники в священный град, под сень Господню всходила я; ровные лежали дороги предо мною и деревья осеняли голову мою. А ныне – изгнания тень легла на меня, по бурелому путь мой лежит, и обнаженною я по солнцу иду. Сонмами торжественными всходила я прежде, сонм за сонмом, подобно водопаду, ни днем, ни ночью не прерывающему течения своего; с корзиною первинок на голове, с гимнами и песнями я путь свой совершала. И гласили песни те:

 

* * *

 

По утрам:

«Вставайте, пойдем,

На гору Сион! »

 

* * *

 

На дорогах:  

«Я с радостью слышу: пойдем

В обитель Господню! »

 

* * *

 

В Иерусалиме:  

«Стояли ноги наши

В твоих вратах, Иерусалим! »

 

* * *

 

На Храмовой горе:  

«Аллилуйя! Славьте Господа

Во Святилище Его! »

 

* * *

 

Во дворе храма:  

«Все живущее

Да хвалит Господа.

Аллилуйя! »

«А ныне – безмолвны восхождения мои, и безмолвно обратно иду я»– (Еха‑ Р. )

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...