Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ теоретических оснований концепции информационного общества.




Государственный Университет - Высшая Школа Экономики

Факультет прикладной политологии

 

Реферат на тему:

«Политика и Интернет»

 

Выполнила:

Студентка 144 гр.,

Анисимова Алена.

 

Проверил:

Гасанов Э.В.

 

 

Москва, 2005

Оглавление:

 

Введение.. 3

Анализ теоретических оснований концепции информационного общества. 3

Современные концептуальные подходы к рассмотрению средств массовой коммуникации политического института. 9

Воздействие Интернета на политическую жизнь общества. 12

Список литературы: 19

Введение

 Существенной особенностью современных процессов глобализации является огромный рост масштабов применения новых информационных технологий в жизни общества. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая, являясь специфическим интерактивным средством массовой коммуникации, уже активно используется в политической жизни общества.

Достижения в области новых технологий, на которых основывается формирование информационного общества, во многом изменили характер политической коммуникации. Без информационного сопровождения функционирование современных демократических институтов может быть существенно затруднено, а обеспечение равного доступа к сетям при определенных условиях может способствовать закреплению демократических стандартов на уровнях межличностного и межгруппового общения. При этом необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни общества, создают потенциальную возможность манипулятивного воздействия на личность, в том числе и со стороны субъектов политического процесса.

Важными факторами, влияющими на политический процесс, является постепенная демассификация масс-медиа и снижение издержек информационного обмена, что позволяет гражданам и их объединениям более активно участвовать в подготовке и принятии политических решений.
Таким образом, обращение к теме "Политика и Интернет" объясняется настоятельной необходимостью начала проведения междисциплинарных исследований особенностей политической коммуникации в условиях развития технологий информационного общества в России.

Анализ теоретических оснований концепции информационного общества.

 Истоки этой концепции лежат в теоретических положениях доктрин постиндустриализма, которые подчеркивают центральную роль знания в развитии общества и констатируют ускоряющийся сдвиг от производства материальных благ к производству услуг и информации. Теория постиндустриального общества появилась в результате синтеза различных подходов к оценке динамики развития и состояния общества. В 1960-е гг. произошло широкое распространение идей постиндустриализма параллельно с осознанием того обстоятельства, что фактор технологического развития начинает превалировать над политическими и социальными различиями общественных систем. К концу 1960-х гг. постиндустриальная проблематика стала одной из ведущих в западной социологии, и представлялось, что эта новая глобальная методологическая парадигма способна дать существенный импульс обществоведческим исследованиям.

 В 1965 г. концепция постиндустриального общества была представлена Д. Беллом в качестве основной идейной траектории для изучения перспектив развития информационной революции. Д. Белл показал, что благодаря преобразованию машинной технологии в интеллектуальную, происходят изменения и в американской политической системе. С этими процессами связаны и тенденции превращения экономической системы в постиндустриальное общество, где центр тяжести перемещается в сферу услуг, а источники новаторства сосредоточиваются в интеллектуальных институтах.
Существенный вклад в развитие доктрины постиндустриализма внес американский политолог З. Бжезинский. Согласно его концепции постиндустриальное общество становится технотронным обществом - обществом, которое в культурном, психологическом, социальном и экономическом отношениях формируется под воздействием техники и электроники. Технотронная революция накладывает свой отпечаток на характер образного восприятия действительности, рушатся традиционные связи в семье, и между поколениями, общественная жизнь фрагментируется, несмотря на растущие тенденции к глобальной интеграции. Этот парадокс, по мнению Бжезинского, способствует краху старых верований, связанных с национальными и идеологическими общностями людей, и формирует новое глобальное видение мира. 

Новый этап в развитии концепции постиндустриализма связывается с выходом в 1973 году книги Д. Белла "Грядущее постиндустриальное общество", которая вызвала взрыв интереса к этой проблематике и обусловила появление многих футурологических концепций в западной социологии 1970-х гг. Начиная с этого периода появляются многочисленные работы, посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество. Выделяются два подхода в русле концепции постиндустриализма.

Первый подход объединил авторов, подчеркивающих различия между сложившимся к концу 60-х годов западном обществом и новой технологической цивилизацией. При этом отмечается, прежде всего, снижение роли материального производства и опережающее развитие сектора услуг и информации.
Второй подход связан с определением нового состояния цивилизации через анализ его отдельных признаков - в частности информационных процессов. В начале 1960-х годов фактически одновременно в Японии и США был введен в научный оборот термин "информационное общество", положивший начало одноименной теории. Теория информационного общества начала разрабатываться в трудах таких авторов, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Катц. Темпы развития информационных технологий, по мнению сторонников этой концепции, переводят постиндустриальное общество в новое качественное состояние или стадию информационного общества.

По мере развития электронных СМИ, информационных технологий и совершенствования компьютерной техники в коммуникативистике и социологии все более активно ведется дискуссия о функциях средств массовой коммуникации, роли информации в жизни общества, тенденциях построения информационного общества.

В этой связи представляют интерес два имени - Маршалл Маклюэн и Элвин Тоффлер. Эти исследователи и их концепции вызывали неоднозначное отношение со стороны традиционной науки, пик популярности Маклюэна пришелся на 1960/70-е гг., а Тоффлера на 1980/90-е гг.
Отличительной особенностью взглядов Маклюэна является то обстоятельство, что технологии коммуникации рассматриваются им в качестве решающего фактора процесса формирования той или иной социально-экономической системы. Лишь в условиях массового распространения печатного слова становятся возможными и частнособственническое предпринимательство и демократизация общества на основе избирательного права, поскольку именно словом печатным формируется исходный элемент и центральный агент общественного устройства - атомизированная, изолированная человеческая индивидуальность.

Еще в 1962 году Маклюэн вводит понятие "электронное общество" отсюда его стремление изучать развитие современной культуры прежде всего по отношению к месту в ней электронных средств коммуникации. Основной тезис Маклюэна, впоследствии ставший афоризмом, - "сообщением, передаваемым средством общения, является само это средство (themediumisthemessage)". Внимание Маклюэна было сконцентрировано, прежде всего, на телевидении, однако говоря о воздействии телевидения, он стремился выявлять тенденции характерные для всех СМИ. Посредством телекоммуникаций, масс-медиа и компьютеров, по мнению Маклюэна, электричество как бы продолжает центральную нервную систему до образования "глобального объятия", где все оказывается тем самым взаимосвязано, и в результате формируется "глобальная деревня". "Земной шар, связанный электричеством, пишет Маклюэн, оказывается не больше деревни".

Говоря об относительной самостоятельности средств массовой коммуникации, Маклюэн подчеркивает тенденции все усиливающейся активной роли масс-медиа. Массовая коммуникация как структурно оформившаяся сфера жизни современного общества с одной стороны - является его частью, а с другой - имеет над ним определенную власть.

Существенный вклад в развитие идей постиндустриализма внесла концепция Элвина Тоффлера, изложенная в его книге "Третья волна". Тоффлер предлагает свою схему феноменологии исторического процесса. Тоффлер выделяет в истории цивилизации три волны: первая волна - аграрная (до XVIII века), вторая - индустриальная (до 50-х годов XX века) и третья - пост- или супериндустриальная (начиная с 50-х годов). Тоффлер описывает процессс отмирания индустриальной цивилизациии в терминах "техносферы", "социосферы", "информационной" и "властной сферы", показывает какие революционные изменения в сегодняшнем мире претерпевает каждая из этих сфер. Особое внимание уделяется показу взаимоотношений между этими сферами, а также между "биосферой" и "психосферой".

Тоффлер, рассматривая тенденции развития общественных систем, использует фактический материал о новых технологиях, которые спустя двадцать лет легли в основу уже не только концепций, но и реальных рабочих планов и программ построения информационного общества, как общества основанного на знаниях. В частности, рассредоточение компьютеров по домам, отмечает Тоффлер, стало важным шагом в создании пространства интеллектуальной среды.

Рубеж 1980/90-х гг. можно обозначить как начало нового этапа в развитии идей постиндустриализма. Прежде всего это связано с теми изменениями, которые произошли в развитии современной индустриальной цивилизации. Новейшие концепции в русле постидустриализма опираются на исследования Питера Дракера и Мануэля Кастельса. Питер Дракер, известный американский экономист, один из создателей современной теории менеджмента, принимал участие еще в дискуссиях 1970-х гг. Однако свой вклад в формирование нового облика концепции постиндустриализма он внес в 1995 г. опубликовав книгу "Посткапиталистическое общество". Ядром концепции Дракера является идея преодоления традиционного капитализма, причем основными признаками происходящего сдвига считаются переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, преодоление капиталистической частной собственности и отчуждения (в марксистском понимании), формирование новой системы ценностей современного человека и трансформация национального государства под воздействием процессов глобализации экономики и социума. По мнению Дракера, современная эпоха - это эпоха радикальной перестройки - трансформации капиталистического общества в общество основанное на знаниях (knowledgesociety).

Мануэль Кастельс в качестве отправной точки своих построений использует глобальную экономику и международные финансовые рынки как основные признаки формирующегося нового миропорядка. Фундаментальное исследование Кастельса "Информационная эра: экономика, общество и культура" (1996-1998 гг.) посвящено развернутому анализу современных тенденций, приводящих к формированию основ общества, которое он называет "сетевым". Исходя из постулата, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всяческие преграды и границы, Кастельс рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. При этом сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества.

Среди российских ученых, исследующих проблемы трансформации общества с учетом традиций постиндустриализма, концепций информационного общества и развития информационной цивилизации следует отметить В.Л. Иноземцева, А.И. Ракитова, Р.Ф. Абдеева. К вопросам периодизации общественного развития обращаются и российские экономисты, среди которых необходимо отметить работы С.А. Дятлова и О.С. Сухарева.

Наиболее серьезные разработки в области теории политической системы связаны с "системной моделью" Д. Истона, "функциональной моделью" Г. Алмонда и "кибернетической моделью" К. Дойча. Эти модели адаптировали общесистемный и структурно-функциональный подходы к анализу политической жизни. В частности, в политической теории начинает использоваться "внеисторичный" подход, имеющий свои корни в естествознании (Л. фон Берталанфи) и кибернетике (Н.Винер). В политологии начинают использоваться термины "вход" в систему, "выход", "обратная связь", "внешняя cреда". Естественно, что неотъемлемой частью этих моделей является политическая коммуникация, т.к. концепция политической системы вывела на первый план рассмотрение процессов взаимодействия политических институтов, социальной среды и центров принятия решений.

Истон в работах 1950/60-х гг. выстраивает целостную теорию, которая опирается на изучение "прямых" и "обратных" связей между политической системой и внешней средой, используя кибернетические принципы, системный подход и элементы общей теории систем. "Функциональная модель" политической системы была разработана американским политологом Габриелом А. Алмондом, который в 1956 году предложил ставшую классической типологию политических систем. Структурно-функциональный подход к интерпретации политических систем разрабатывается Алмондом в рамках целого цикла работ. В своей модели политической системы Алмонд выделяет три аналитических уровня (или блока), связывая функции макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в систему в качестве ее элементов.
Следует отметить, что в отличие от Истона, Алмонд успешно интегрирует макро- и микроподходы, что в известной мере послужило стимулом для активного использования его теоретических моделей в широком спектре политологических исследований.

Информационно-кибернетическая модель политической системы была предложена американским политологом Карлом Дойчем, который определяет политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. При этом именно правительство, как субъект государственного управления, мобилизует политическую систему путем регулирования информационных потоков и коммуникативных взаимодействий между системой и средой, а также отдельными блоками внутри самой системы.

Описание и анализ политических систем показал, что во всех рассмотренных моделях важную роль играет информационно-коммуникативное взаимодействие, причем информация и коммуникация и выполняют, по меньшей мере, две основные функции в каждой из рассмотренных систем:

· Информация и коммуникация являются специфическими ресурсами властных структур и политических субъектов;

· Они являются специфическим инструментом или средством реализации интересов политических субъектов.

 

 Необходимо подчеркнуть тесную внутреннюю связь двух моделей - модели политической системы Истона и модели массовой коммуникации Лассуэлла. Обе модели имеют одну основную функцию - поддержание равновесия и устойчивости в общественной системе. Г. Лассуэлл определяет массовую коммуникацию в понятиях как ее собственной структуры, так и выполняемых ею основных социальных функций, предложив, ставшее классическим, определение ее как такого "акта коммуникации", который раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие по мере его осмысления вопросы "КТО - сообщает ЧТО - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...