Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздействие Интернета на политическую жизнь общества.




Исходя из "технологического" определения информационного общества как информационно-телекоммуникационной составляющей постиндустриального общества, проанализированы соответствующие государственные и международные программы. Отмечается, что основными датами старта крупных программ в этой сфере являются 1993 и 1994 гг. Это в первую очередь американская инициатива по созданию "Национальной информационной инфраструктуры" (NationalInformationInfrastructure - NII) официально провозглашенная в Меморандуме У.Дж. Клинтона и А. Гора (февраль 1993 г.) и европейская концепция "Информационного общества" (InformationSociety - IS), утвержденная Комиссией ЕС в декабре 1994 г. При этом необходимо заметить, что важным фактором, определившим тенденции развития информационного общества на ближайшие десятилетия, было создание в 1990/91-х гг. технологии WorldWideWeb (WWW - или "Всемирная паутина").  Катализатором развития WWW и всего Интернета явилось изобретение графического интерфейса для просмотра HTML-документов - броузера "Mosaic" в 1993 г. С этого времени начался экспоненциальный рост Интернета, который постепенно стал ассоциироваться со "Всемирной паутиной" как совокупности Web-серверов.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что в период 1991/95 гг. произошли также существенные структурные изменения в американской экономике:

· расходы на информационные технологии превысили затраты на приобретение производственных технологий и основных фондов;

· большая часть добавленной стоимости всего промышленного производства было создано при помощи информационных технологий;

· обеспечен резкий рост продаж персональных компьютеров.

В результате, по данным на начало 2000 г. в США 65% американских семей имеют дома компьютер и 55% населения старше 18 лет пользуются Интернетом из дома или из других мест.

Важным аспектом развития информационного общества является решение проблемы раскрытия информации о деятельности властных структур. "Ключевой характеристикой демократии является постоянная чуткость правительства к настроениям и желаниям граждан", - подчеркивает Р. Даль. При этом демократия гарантирует каждому не только право обращаться к властям, в надежде добиться неких индивидуальных и социальных целей, но и право на получение достоверной информации о деятельности властных структур и, следовательно, возможность делать политический выбор не только самостоятельно, но и со знанием дела. Р. Даль называет это "просвещенным пониманием" и относит к числу важных признаков либеральной демократии. С начала 1990-е годы в системе предоставления информации об основных направлениях деятельности структур власти и управления все более заметное место занимает Интернет. В этой связи рассмотрен опыт деятельности правительства США в сфере раскрытия информации.

 Развитая система политического информирования граждан несомненно способствует увеличению капитала общественного доверия, так необходимого для эффективного функционирования власти. Для формирования устойчивой обратной связи важно и то, что Интернет предоставляет возможность интерактивного взаимодействия. Не только граждане получают достаточно полную информацию о деятельности правительства, но и у правительства появляется дополнительный канал получения информации добровольно предоставляемой гражданами, что ведет к наращиванию той формы социального капитала, которую Альфред Хиршман назвал "моральными ресурсами" - т.е ресурсами, объемы которых в процессе использования не столько сокращаются, сколько нарастают, а исчерпание наступает только в том случае, если ими не пользуются. Чем больше люди и власть узнают о деятельности и нуждах друг друга, тем выше степень взаимного доверия.

Говоря о воздействии Интернета на политические процессы в современном обществе, необходимо учитывать, что раскрытие информации через Интернет, помимо позитивных общественных тенденций имеет и "побочные" негативные социальные последствия. В США, где имеется максимальный опыт в этом направлении, политика "свободного от госрегулирования Интернета" начинает подвергаться серьезной критике. В частности, участившиеся случаи несанкционированного использования личных данных начинают вызывать тревогу у различных организаций по охране гражданских свобод и прав потребителей. Многие независимые обозреватели стали с похвалой отзываться о весьма жестких европейских законах об охране частной информации. В США, в отличие от Европы, приняты кодексы поведения в сети добровольного характера, однако расширение использования информационных технологий Интернета в повседневной жизни населения заставляет правительственные круги по-новому взглянуть на этот вопрос. В частности в США в рамках Национальной информационной инфраструктуры создан Комитет по неприкосновенности частной жизни (InformationInfrastructureTaskForce'sPrivacyWorkingGroup), который рассматривает вопросы неприкосновенности информации частного характера и ее корректности. Этот комитет разработал ряд принципов и указаний по обращению с персональными данными.

В России проблемы раскрытия информации и защиты персональной информации в Интернете начинают активно обсуждаться на специализированных конференциях и семинарах с 1998 г.

В настоящее время особенно актуальным становится уточнение правового статуса некоторых информационных технологий в связи с тем, что развитие общественных отношений в этой сфере явно опережает развитие права и проявляются тенденция формирования "двойного стандарта" - "законы должны соблюдаться, но только не в сети".

В этой связи проанализированы первые российские концептуальные документы, в которых осуществлена попытка определить приоритеты государственной политики в области развития информационного общества на основе расширения внедрения информационных технологий Интернета.

В результате анализа можно вычленить следующие основные признаки "информационного общества", важные для темы диссертационного исследования:

Ø распространение информация приобретает глобальный характер, государственные границы перестают оказывать влияние на движение информационных потоков;

Ø попытки ограничить свободное распространение информации оборачиваются серьезными технологическими проблемами прежде всего для той страны, которая пытается ввести эти ограничения;

Ø существенно возрастают технические возможности сбора, обработки, хранения, передачи и доступа к информации, в том числе политической;

Ø усиливается воздействие информационных технологий на все сферы человеческой деятельности, углубляются процессы децентрализации общества;

Ø происходит переход к новым формам занятости - идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной сфере.

  Отмечено, что многие исследователи относят Интернет к новым электронным средствам массовой информации (СМИ), однако, интернет-технологии существенно отличаются от традиционных и электронных СМИ прежде всего своей интерактивностью и избирательностью.

В условиях развития информационного общества происходит постепенное снижение издержек на получение и передачу информации, что создает предпосылки для развития двух тенденций. Во-первых, постепенно увеличивается группа людей, имеющих возможность принимать участие выработке и принятии политически значимых решений; во вторых, создаются технологические предпосылки для постепенного уменьшения неравенства политических возможностей граждан.

Одним из существенных институтов политической системы являются выборы и вполне естественно, что по мере внедрения сетевых информационных технологий в повседневную жизнь общества начали проводится эксперименты по переносу участков для голосования в Интернет.

    Интернет с конца 1990-х гг. начинает активно использоваться в американских выборах в качестве нового интерактивного масс-медиа. В этой связи представлен подробный анализ использования Интернета во время проведения американских выборов в Палату представителей, в Сенат и в губернаторы. Большинство Web-сайтов кандидатов имело вид электронных публикаций, содержащих биографическую информацию и позиции кандидатов. На некоторых из них публиковались копии предвыборных выступлений и оперативная информация о ходе предвыборной кампании. Характерно, что тексты своих выступлений перед избирателями публиковали только 20% кандидатов, а регулярно обновляемые новости предвыборной кампании можно было прочитать на 49% сайтов. Однако, следует отметить, что по оценкам обозревателей выборы 1998 года вошли в историю США как первые выборы, в которых Интернет - новое средство массовой информации - сыграло одну из главных ролей.
Впервые об Интернете как реальном инструменте политической борьбы в России стали говорить в декабре 1998 г. после публикации в сети так называемого "Когтя" - коллекции распечаток телефонных разговоров и пейджерных сообщений известных политиков (Т. Дьяченко, Б. Березовский и др.). Таким образом в России начала реализовываться схема распространения компрометирующих материалов: "ИНТЕРНЕТ - СМИ - ОБЩЕСТВО". Имеются и позитивные примеры - первой корректной комплексной политической кампанией в российском Интернете можно считать проект С. Кириенко "Московская альтернатива" (1999 г.). Следует обратить внимание на тот факт, что на сегодняшний день Интернет, формально не являясь СМИ начинает использоваться в политических технологиях не только как средство быстрой связи между регионами для мониторинга ситуации, но и в качестве средства борьбы с конкурентами через "слив информации", которая не может быть опубликована в печатных и традиционных электронных СМИ, как средство агитации среди молодежи,. Это обстоятельство особенно настораживает в связи с тем, что в 1998/99-х гг. обозначился процесс взаимопроникновения масс-медиа (традиционные СМИ и интернет-медиа), что говорит о постепенном активном включении Интернета в политическую жизнь российского общества.

Таким образом, внедрение новых технологий информационного общества начинает существенным образом воздействовать на социально-экономические и политические сферы общества в двух направлениях: 

ü поддержка равновесия в общественных структурах, и как следствие тенденции политической стабилизации;

.

ü разрушение общественных структур, и как следствие - возможная дестабилизация общества разрушение общественных структур, и как следствие - возможная дестабилизация общества.

 

      Вопросы статистики пользователей Интернета, распределение аудитории по городам и регионам России, анализ ее социально-демографического состава (образование, пол, возраст и т.п.) начали активно обсуждаться на семинарах, конференциях и в периодической печати в 1998/99-х гг. Постепенно сформировались несколько исследовательских групп, реализующих свои исследовательские программы. Первой компанией, представившей данные о численности российской аудитории Интернета, основанные на результатах репрезентативных социологических исследований была КОМКОН. В рамках проекта "Web-вектор" (руководитель проекта Петр Залесский) с 1997 года проводилось изучение численности аудитории Интернета среди городского населения России. Первые социологические исследования, специально посвященные аудитории Интернета в Москве и Санкт-Петербурге были проведены в рамках проекта "GallupNet" в 1999 году.
Для более точной оценки аудитории Интернета в Москве и Санкт-Петербурге были привлечены опросов взрослого населения российских регионов, которые с 1999 года проводятся Агентством региональных политических исследований (АРПИ) и Национальным институтом социально-психологических исследований (НИСПИ). Информация представлена на сайте агентства monitoring.ru.
Следует особо отметить результаты опросов Фонда "Общественное мнение" в мае - сентябре 1999 г. Эти исследования подтверждают основные результаты маркетинговых исследований аудитории Интернета и фиксируют еще одну важную характеристику этой аудитории - "оптимизм". В данном случае имеется в виду степень адаптированности к трансформационным процессам. В исследовании фиксировались три позиции: "оптимисты", "адаптированные" и "неадаптированные пессимисты".

    Существенные различия в оценках аудитории Интренета в России вызвали дискуссию в среде специалистов. Эта дискуссия в основном отражалась в Интернете, на страницах специализированных компьютерных журналов и в выступлениях на семинарах и конференциях и продемонстрировала тот факт, что Интернет начинает всерьез рассматриваться как средство продвижения товаров и услуг, а интернет-аудитория становится весьма привлекательной с точки зрения маркетинга целевой группой. Дискуссия о методах измерения пользователей Интернета и основных понятиях и показателях позволила откорректировать исследовательские программы мониторинга аудитории российского Интернета
По данным социологических исследований, проведенных в России в 1998/99-х гг., можно констатировать, что аудитория российского Интернета - это специфическая группа населения, которая характеризуется следующими признаками: проживание в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах; наличие высшего (неоконченного высшего) образования; средний возраст около 35 лет; доходы средние или выше средних; оптимизм или адаптированный пессимизм (по отношению к современным трансформационным процессам).

Тенденции расширения аудитория российского Интернета можно сформулировать следующим образом:

· потенциальная аудитория Интернета в России (желающие подключиться)

· около 30 млн. человек;

· зафиксирован рост интереса к Интернету у граждан, имеющих среднее специальное образование;

· опережающий рост потенциальной аудитории Интернета в больших городах при относительной стабилизации интереса к сетевым технологиям в мегаполисах и устойчивый интерес к интернет-технологиях в Москве и Санкт-Петербурге.

По своим основным параметрам аудитория российского Интернета приблизительно соответствует социальным характеристикам так называемого "среднего класса", что позволяет сформулировать осторожный вывод о возрастании роли современных сетевых информационных технологий в политическом процессе.

 

Список литературы:

1. Интернет и современное общество: перспективы междисциплинарных исследований // Интернет и современное общество: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 7-11 декабря 1998 г. СПб, 1998.

2. Интернет и политика как объект междисциплинарных исследований // Политическая наука и политический процесс в России: Тезисы Всероссийской научной конференции. СПб, 1999.

3. Мониторинг аудитории российского сегмента Интернет как статистическая база для междисциплинарных исследований // Интернет и современное общество: Тезисы 2-ой Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 29 ноября - 3 декабря 1999 г. СПб.: Изд-во СПбГУ.  

4. Теоретические основания концепции "Информационного общества": Учебно-методическое пособие по курсу "Интернет и политика". СПб, 2000.  

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...