Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система и структуры воспитательного процесса.




Поскольку воспитательный процесс выступает как особая целенаправленная и упорядоченная деятельность, он имеет свою структуру, т.е. совокупность компонентов, обеспечивающих эффективность протекания данного процесса и отражающих последовательность его организации: 1) проектирование воспитательного процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания (целевой компонент); 2) определение объема и характера материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности воспитанников (содержательный компонент); 3) организация разнообразной деятельности, позволяющей реализовать
намеченные цели в ходе применения методов, форм и средств воспитания
(организационно-деятельностный компонент);4) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе реализации различных видов деятельности на основе принципов воспитания (регулировочный компонент); 5) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач (оценочно-результативный компонент).

Наличие данных компонентов в воспитательном процессе позволяет структурировать воспитание как систему, состоящую из множества более мелких систем: системы целей, содержания; методов, форм и средств воспитания.

Система целей воспитания объединяет, прежде всего, общие и индивидуальные воспитательные цели. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей (так называемый социальный заказ общества), и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей. Кроме того, в системе целей различают цели перспективные (на несколько лет), среднесрочные (в основном, на год) и текущие (на неделю или месяц).

При целеполагании важно акцентировать внимание на двух аспектах: содержании цели и реализации субъектной роли педагогов, учащихся и родителей в выборе целевых ориентиров. К целевому компоненту воспитательной системы предъявляются следующие требования: 1) ориентация цели на развитие личности ребенка; 2) привлекательность цели для субъектов педагогического процесса, соответствие ее устремлениям и желаниям членов школьного коллектива, социальному заказу со стороны государства и общества, особенностям и возможностям учебного заведения и ближайшего социального окружения; 3) наличие четкой и ясной формулировки цели;4) возможность деления главной цели на составляющие (создание «дерева целей»);5) диагностичность цели, т.е. возможность реально замерить качественные и количественные результаты достижения цели;

Под системой содержания воспитания понимают совокупность качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленньми целями. Она может быть представлена тремя взаимосвязанными подсистемами: 1) системой нравственных понятий о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник; 2) системой привычек, приобретенных в ходе различных видов деятельности и отражающих нормы поведения, принятые в обществе; 3) системой нравственных чувств, выражающих осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к различным сторонам окружающей действительности, миру людей и себе самому.

Содержание воспитания как совокупность понятий, привычек поведения и чувств гармонически развитой личности формируется в процессе воспитательной работы, которая традиционно осуществляется по следующим направлениям: 1) социальное воспитание, направленное на формирование личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи; 2) умственное воспитание, направленное на формирование интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания; 3) нравственное воспитание, направленное на формирование духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе; 4) эстетическое воспитание, направленное на освоение воспитанником различных проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне; 5) физическое воспитание, направленное на формирование у воспитанника потребности в
здоровом образе жизни; 6) трудовое воспитание, направленное на подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе на основе адекватной самореализации в избранной профессиональной сфере.

Система методов воспитания объединяет совокупность методов, под которыми понимают пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников по достижению целей воспитания. В системе методов воспитания выделяют несколько классификаций:

1) по характеру воздействия на личность воспитанника: убеждение, упражнение, поощрение, наказание;

2) по источнику воздействия на личность воспитанника: объяснительно-репродуктивные методы; проблемно-ситуативные методы; методы приучения и упражнения; методы стимулирования; методы торможения; методы руководства; методы самовоспитания;

3) по результатам воздействия на личность воспитанника: методы, влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; методы, влияющие на привычки, определяющие тип поведения.

4) по направленности воздействия на личность воспитанника: формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией; организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения; оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

Наиболее известной является классификация системы методов воспитания, выделяемая на основе комплексности воздействия на личность воспитанника: и включающая: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения личности.

Система форм воспитания включает многообразные варианты организации конкретного воспитательного процесса и выражается в совокупности воспитательных мероприятий, которые классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника); групповые (для нескольких воспитанников); коллективные (для всего класса); массовые (общешкольные, городские).

2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые формы (имитации, соревнования и др.); формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.); формы общения (прямое, опосредованное и др.);

3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные формы (информации, собрания, митинги и т.п.); наглядные формы (выставки, стенды и др.); практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т.п.).

Система средств воспитания включает многообразные предметы материальной и духовной культуры: книги, газеты, журналы, кино, театр, выставки, музей, игры, спорт, художественную самодеятельность, различные объекты культуры и природы, окружающего мира. Другими словами, средствами воспитания является все то, что несет информацию, необходимую для развития внутреннего мира личности воспитанника. Эта информация зафиксирована в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме. Чем богаче и разнообразней система средств воспитания, тем более эффективен результат воспитательного процесса. Средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников. Они обусловлены поставленной целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывает существенное влияние на всестороннее развитие личности. Для воспитания каждого элемента внутреннего мира личности необходимы соответствующие средства воспитания.

 


Содержание процесса воспитания.

Содержание воспитания – это то, что следует из богатства общественно-исторического опыта, ценностей культуры и используется для нужд воспитательного процесса, то есть это система ценностей мировой и национальной культуры, которую учащиеся должны усвоить, сохранить и развить в соответствии с поставленной целью и задачами воспитания.

Содержание работы педагога состоит в поиске совместно с воспитанниками лучших образцов культуры, организации различных видов совместной деятельности (познавательной, общественно полезной, трудовой, художественной, декоративно-прикладной, правовой, экологической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и др.), которая привлекает каждого ученика к активному взаимодействию с современной культурой.

В процессе совместной деятельности и общения стоимости культуры познаются, осваиваются, усваиваются и присваиваются личностью. Так, учась, ученик познает, открывает, изучает истину; работая, он сохраняет, совершенствует, создает материальные ценности; рисуя, - приобретает умение рисовать; проявляя милосердие, - становится милосердным, занимаясь физической культурой – укрепляет и совершенствует свое тело, преодолевая трудности, становится мужественным и т.д. Деятельность позволяет глубоко познать процесс, явление, образ, оценить их значение с позиций человеческой жизни, наполнить свою жизнь достижениями культуры. Интеллектуальное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое развитие всегда является новообразованием в личностной структуре, которое появляется в процессе активной деятельности личности, направленной на конкретный объект.

В процессе взаимодействия с действительностью у ребенка появляется возможность осознавать себя в окружающей реальности Но эта возможность является потенциальной Для того, чтобы она стала актуальной, необходима помощь воспитателя в осмыслении и среды и деятельности, и себя как «я».

Главным объектом осмысления является социальные отношения, выработанные человечеством на протяжении истории развития. Отношение имеет место во взаимодействии педагога и ученика в любом виде деятельности (познании, труда, художественном творчестве и других). Так, работая на школьном дворе с учителем, дети постигают отношение к природе, земле, труду, человеку, знаниям, науке; находясь на экскурсии в музеи, проявляют отношение к прошлому, прогрессу, цивилизации, человечеству; изучая на уроке литературное произведение, переживают гуманное отношение к человеку, жизни, обществу и т.д.

Среди бесконечного числа отношений человека к окружающей действительности выделяется только и совокупность отношений, которая включает наиболее значимые для человеческой жизни отношения. Таковы отношение к жизни, обществу, труду, познанию, к самой себе.

Для того чтобы воспитанник умел прожить отношения, педагог должен помочь ему почувствовать, осмыслить связь его собственного «Я» и объекта действительности, а для того, чтобы он умел установить отношение – помочь ему оценить эту связь, понять смысл его собственной жизни

Отношение – это интегральная позиция личности. Выработать у воспитанника важные для человеческой жизни отношения, собственную позицию, ценностные ориентации – значит научить его жить Поэтому содержание воспитания – это одновременно и субъективный опыт личности с ее отношениями, ценностями и смыслами, умениями, социальными навыками, способами поведения, способностями.

 


Формы воспитания.

Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.

В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:

– массовые формы (участие всего класса);

– кружковая групповая;

– индивидуальная.

Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков, конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п.

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...