Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные функции управления вузом




 

При определении концептуальных основ высшего учебного заведения руководствуются следующими характеристиками и критериями:

- на какой вид деятельности в первую очередь ориентирован вуз;

- как вуз воспринимается (и идентифицируется) государством и широкой общественностью (обществом); и каким образом это отражается на его финансировании государством и частными структурами.

Система основных функций высшего учебного заведения, позволяет объективно отразить базовые функциональные направления деятельности вуза. Эта классификация включает в себя следующие виды функций: учебную (образовательную); экономическую; научно-квалификационную; научно-исследовательскую; интеллектуальную; дополнительного и непрерывного образования; культурную; «ресурсно-стратегическую».

Под учебной функцией понимается организация учебного процесса и подготовка студентов по соответствующим программам и направлениям.

Экономическая функция заключается в подготовке специалистов для конкретных областей национальной и региональной экономики.

В рамках научно-квалификационной функции осуществляется профессиональный рост профессорско-преподавательского состава, ведется подготовка аспирантов (докторантов), издаются научные работы и публикации.

Научно-исследовательская функция подразумевает осуществление научных исследований, выходящих за рамки квалификационных работ и актуальных для всего научного и образовательного сообщества, имеющих значение для национальной и мировой науки как таковой. В некоторых случаях разделение научно-исследовательской и научной функций является достаточно условным, но в основном это разделение содержательно обосновано.

Суть интеллектуальной функции состоит в повышении интеллектуального уровня общества (местного сообщества). Эта функция отчасти связана с характеризуемой ниже функцией дополнительного и непрерывного образования, но подразумевает более широкую область охвата.

Функция дополнительного и непрерывного образования реализуется путем организации систематических программ повышения квалификации региональных специалистов; проблемных и практических семинаров в тех или иных областях; специальных учебных курсов, направленных на постоянное приближение новейших теоретических и практических разработок к заинтересованным специалистам, работающим в регионе.

Культурная функция заключается в повышении уровня общей культуры как конкретных выпускников вуза, так и всего общества (местного сообщества) в целом.

Под так называемой «ресурсно-стратегической» функцией следует понимать роль вуза в формировании «стратегического национального запаса» первоклассных специалистов, т. е. в формировании национальной (региональной) научной и интеллектуальной элиты.

 


Типы управления

Т ипы систем управления: государственное, гражданское и муниципальное. Они характеризуются разным соотношением управленческих функций: одна из сложных функций является доминирующей, а другие – обслуживающими по отношению к ней. Так, в гражданских организациях центральной являются функция целеполагания, особенно его количественного аспекта.

В государственном управлении главной является функция регламентации, а объектом управления, как правило, - однородная деятельность управляемых субъектов, выделяемая по разным основаниям. В качестве такого основания может выступать однородная непрофессиональная деятельность.

Государственное управление посредством регламентирования связано с созданием системы норм и контроля над их исполнением. Объектом такого управления выступает деятельность множества разнородных групп, которые находятся на одной территории. Объединить деятельность этих групп одним целевым проектом невозможно, поскольку каждая из них реализует какой-то один или несколько видов деятельности. Вследствие этого главным средством управления выступают нормы, правила, которые объединяют людей, живущих на данной территории, поэтому такую общность можно назвать нормативной. Сами нормы могут быть разными: это и государственные законы, и традиции, и обычаи. Управление через регламентирование может осуществляться на разных уровнях: как на межгосударственном, так и государственном.

Муниципальное управление имеет черты как государственного, так и гражданского, т.е. является смешанным. В муниципальном управлении, как и в государственном, присутствует функция регламентации непрофессиональной деятельности граждан, например порядок избрания муниципальных органов, виды и размеры местных налогов. Однако важной является и функция целеполагания, посредством которой организуются действия по оказанию коммунальных услуг населению.

Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Сходство и различия муницип. управл. и госуд. упр: 1) муниципальный орган не создает законов, это полномочие государственных законодательных органов; 2) государство управляет гражданами (через законы), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т.д.). Сказанное можно подкрепить указанием на характер полномочий представительного органа местного самоуправления.

- выборный представительный орган местного самоуправления:

– утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;

– устанавливает местные налоги и сборы;

– утверждает программы развития соответствующих территорий;

– принимает положение (устав) о местном самоуправлении;

– осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...