Формирование «Я-образа» педагога, виды «Я-образа»
Важной характеристикой личности педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнёра. Особенностью «Я-образа» является высокая адаптивность педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека. Позитивная Я-концепция педагога обеспечивает формирование у обучающихся чувства психологической защищённости и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважением со стороны педагога, способствует росту самооценки обучающихся, раскрытию их творческого потенциала. В целом, качества, характеризующие образ «идеального» учителя, следует расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к образу учителя в современных условиях. Образ педагога включает в себя умение общаться, искусство говорить и, что немало важно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют образ, в котором педагог предстает перед людьми. Также для позитивного образа педагога имеет значение внешний вид, который должен быть опрятным, аккуратным и приятным. «Я»-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д. Практически любой из образов «я» имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение. Наиболее известным различением образов «я» является различение «„я“ реального» и «„я“ идеального» а также различение «материального „я“» и «социального „я“». Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:
Педагогическая практика убедительно показывает, что в процессе воспитания, особенно взрослых людей, нельзя добиться желаемого результата, если не удастся вызвать стремление к формированию и изменению собственной личности со стороны воспитуемого, т.е. потребность в самообразовании и самовоспитании. Необходимо подчеркнуть, что человек, активно, целеустремленно и творчески занимающийся самообразованием и самовоспитанием, способен значительно расширить свои возможности в развитии необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции поступков и поведения, более качественно готовить себя к осуществлению общественных функций. Под самовоспитанием в его развитом виде понимается организованная, активная, целеустремленная деятельность военнослужащих по формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям военной службы и деятельности и с личной программой развития. В ходе самовоспитания все стороны личности (убеждения, мировоззренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие личностные качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного изучения и изменения.
Процесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процессе самовоспитания, который предполагает: Самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек. Среди методов самовоспитания можно отметить следующие: самоубеждение, самовнушение, самообязательство, самокритика, эмпатия, самопринуждение, самоприказ, самонаказание. Самоубеждение – метод, основанный на самооценке.
Метод самовнушения использует проговаривание вслух цели Самообязательство. Этот метод заключается в проговаривании человеком обязательства, которое он дает сам себе. Самокритика – метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению дурного. Эмпатия – мысленный перенос себя на место другого человека. Этот метод особенно эффективен в воспитании у себя нравственных качеств, способности сочувствовать, сопереживать, стремиться оказать помощь и т. д. Самопринуждение и самоприказ. Этот метод следует применять, при воспитании воли. Самонаказание – метод, основанный на самоконтроле за соблюдением намеченных правил. Налагая на самого себя наказание, человек помимо стремления избежать его в дальнейшем, прилагает волевые усилия по его исполнению, что имеет большое значение в формировании личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|