Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование «Я-образа» педагога, виды «Я-образа»




 

Важной характеристикой личности педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнёра. Особенностью «Я-образа» является высокая адаптивность педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека. Позитивная Я-концепция педагога обеспечивает формирование у обучающихся чувства психологической защищённости и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважением со стороны педагога, способствует росту самооценки обучающихся, раскрытию их творческого потенциала. В целом, качества, характеризующие образ «идеального» учителя, следует расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к образу учителя в современных условиях. Образ педагога включает в себя умение общаться, искусство говорить и, что немало важно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют образ, в котором педагог предстает перед людьми. Также для позитивного образа педагога имеет значение внешний вид, который должен быть опрятным, аккуратным и приятным.

«Я»-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д.

Практически любой из образов «я» имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.

Наиболее известным различением образов «я» является различение «„я“ реального» и «„я“ идеального» а также различение «материального „я“» и «социального „я“». Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:

  • «настоящее „я“»,
  • «динамическое „я“»,
  • «фактическое „я“»,
  • «вероятное „я“»,
  • «идеализированное „я“».
    72. Сущность и содержание самовоспитания

 

Педагогическая практика убедительно показывает, что в процессе воспитания, особенно взрослых людей, нельзя добиться желаемого результата, если не удастся вызвать стремление к формированию и изменению собственной личности со стороны воспитуемого, т.е. потребность в самообразовании и самовоспитании. Необходимо подчеркнуть, что человек, активно, целеустремленно и творчески занимающийся самообразованием и самовоспитанием, способен значительно расширить свои возможности в развитии необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции поступков и поведения, более качественно готовить себя к осуществлению общественных функций. Под самовоспитанием в его развитом виде понимается организованная, активная, целеустремленная деятельность военнослужащих по формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям военной службы и деятельности и с личной программой развития. В ходе самовоспитания все стороны личности (убеждения, мировоззренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие личностные качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного изучения и изменения.
По своей природе самовоспитание - это явление социальное. Потребность в самовоспитании развивается в процессе ратного труда, общественной деятельности, общения с другими людьми. К числу важнейших внутренних предпосылок, определяющих эффективность самовоспитания, следует отнести:
- потребности и мотивы, побуждающие к работе над собой;
- развитое самосознание и самокритичность, позволяющие объективно оценить свои достоинства и недостатки;
- здоровое чувство самоуважения, не позволяющее отставать от других и заставляющее быть на высоте положения;
- определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования;
- знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой;
- сознательная установка на разностороннее самовоспитание;
- психологическая готовность к активной, целеустремленной и систематической работе по самовоспитанию.
Эти внутренние предпосылки определяют возможность глубоко осознанного, продуманного, творческого характера работы над собой. От уровня их развитости в значительной мере зависит конечный результат самовоспитания.
73. Структура и логика процесса самовоспитания. Методы самовоспитания

 

Процесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процессе самовоспитания, который предполагает:
самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера; самоорганизацию деятельности: рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности;
саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение в нее необходимых поправок;
самоконтроль в деятельности: анализ конечных результатов деятельности, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений, их причин и проектирование новых перспектив и задач

Самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Среди методов самовоспитания можно отметить следующие: самоубеждение, самовнушение, самообязательство, самокритика, эмпатия, самопринуждение, самоприказ, самонаказание.

Самоубеждение – метод, основанный на самооценке.

Метод самовнушения использует проговаривание вслух цели

Самообязательство. Этот метод заключается в проговаривании человеком обязательства, которое он дает сам себе.

Самокритика – метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению дурного.

Эмпатия – мысленный перенос себя на место другого человека. Этот метод особенно эффективен в воспитании у себя нравственных качеств, способности сочувствовать, сопереживать, стремиться оказать помощь и т. д.

Самопринуждение и самоприказ. Этот метод следует применять, при воспитании воли.

Самонаказание – метод, основанный на самоконтроле за соблюдением намеченных правил. Налагая на самого себя наказание, человек помимо стремления избежать его в дальнейшем, прилагает волевые усилия по его исполнению, что имеет большое значение в формировании личности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...