Технологии СР на предприятии.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Одной из серьезнейших проблем, порожденных в процессе реформирования российской экономики, является банкротство предприятий, осложнение соц.-трудовых отношений. Большое количество работоспособных и профессионально подготовленных специалистов оказываются в непривычных для себя условиях соц.-психологической неопределенности. Имеющие хорошее образование и опыт специалисты (особенно молодые) нередко с трудом находят работу, соответствующую их способностям. Огромный личностный и проф. потенциал значительной части населения остается невостребованным обществом. Усталость от затянувшегося кризиса, блокада жизненно важных целей, неуверенность в завтрашнем дне лишают молодежь психологической устойчивости, снижают волевые импульсы, способствуют развитию личностной эмоциональной неудовлетворенности, соц. пассивности. Это актуализирует вопросы активизации СР в производственной сфере, разработки различных вариантов ее осуществления применительно к трудящимся той или иной группы предприятий, учреждений. СР должна быть максимально конкретной, личностно ориентированной и отражающей специфику той производственной сферы, в которой человек трудится. Организация отношений между людьми в производственном социуме, влияние как на общение в самой молодежной среде, так и на отношения молодых производственников с людьми старших поколений, с средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить. Организационно в посреднической деятельности соц. работника можно выделить 3 этапа: определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения; оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему; помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением. Для повышения эффективности посреднической деятельности соц. работник использует ряд проверенных практикой приемов: 1. Простейшим приемом является выписка для клиентов самых администрацией предприятия, а также на микроклимат в семьях и их ближайшем окружении является основным полем функциональной деятельности социальных работников.
Создание комфортного климата на самом предприятии благоприятно влияет и на содержание свободного времяпрепровождения трудящихся и их семей. Педагогически целесообразная организация деятельности людей в этой микросреде дает возможность чередовать виды и формы деятельности, снимает усталость и повышенные нагрузки на человеческий организм, эмоциональные и психологические стрессы, способствует духовному обогащению досуга молодых рабочих. Все это в свою очередь позитивно влияет на производственный процесс. На конкретных предприятиях вырабатываются свои механизмы соц. поддержки трудящихся, особенно молодежи. Главное - создание необходимых соц. условий, которые бы обеспечивали успех личности в разнообразной деятельности и общении. Осуществление именно этих задач предполагает создание целесообразной системы соц. защиты работающих на предприятии, поддержки каждой конкретной личности. Это возможно лишь при полноценном включении в этот процесс всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям данного общества и в определенной мере опережающей ее развитие. Основные направления СР с различными группами трудящихся: консультационное, диагностическое и коррекционное. Данные направления присутствуют, как минимум, на двух уровнях СР:
целевой защиты наиболее нуждающихся и соц. уязвимых категорий молодежи, различных "групп риска"; СР со всеми группами трудящихся с целью профилактики конфликтных и проблемных ситуаций. В рамках действующих набирает силу комплексная соц. служба для трудящихся, обеспеченнная профессионально подготовленными кадрами специалистов — соц. педагогов и соц. работников. Наряду с директором предприятия непосредственную ответственность за развитие такой службы осуществляет его заместитель по соц. вопросам.необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры соц. помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом. 2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника соц. службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент. 3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться. 4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте. 5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником соц. службы. Соц. работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся, и помощь клиенту оказана. Для этого необходимо, чтобы клиент сообщал ему о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение и оценку результатов визита. Пока контакты у клиента не станут прочными, соц. работник должен держать ситуацию под контролем. Перечисленным, естественно, не исчерпываются приемы, которые помогают решать проблемы, с которыми клиент может столкнуться в учреждении. Однако контроль со стороны соц. работника очень важен для психологической поддержки клиента. Это помогает ему обрести уверенность, ощутить заботу и внимание, что в значительной мере способствует разрядке возможной конфликтной ситуации. Таковы некоторые технологические приемы посреднической деятельности соц. работника.
73.Особенности технологий СР в сельской местности. Сельский сектор нашей страны, где сегодня проживает 27% населения всегда отличался более низким уровнем соц. жизни, тяжелыми условиями труда и быта. Цель СР на селе — вносить соц. изменения в жизнь человека, его семьи, жизнь общины. Защита соц. прав жителей села становится важнейшей задачей СР. В целом СР на селе организуется в условиях ограниченных ресурсов: ограниченной помощи гос. органов, общественных организаций, частных инвесторов, дефицита квалифицированных кадров соц. сферы, в сложных условиях жизнедеятельности человека и окружающей его соц. среды. Для сельской соц. практики в целом характерно решение следующих типичных проблем: - оказание соц.-терапевтической помощи людям в обретении душевного равновесия, нарушенного резким падением жизненного уровня, психологической устойчивости к тяготам современной жизни, в преодолении жизненных проблем. Не менее значимо и такое направление СР, как распространение знаний о выживании человека в экстремальных условиях (при дефиците материальных средств, продуктов питания, при затяжной болезни и других соц. ситуациях; - проблемы алкоголизма; - помощь пожилым людям в решении бытовых, соц.-медицинских, соц.-психологических, соц.-педагогических проблем; - обеспечение досуговой занятости детей, подростков, молодежи, взрослого населения;, содействие в поисках новых рабочих мест, переподготовке специалистов; повышение культурно-образовательного уровня сельского населения, формирование здорового образа жизни. Необходимо учитывать: для сельского жителя окружающая природная среда остаются решающими факторами в организации жизнеобеспечения. Исторический опыт жизнедеятельности сельской, семьи свидетельствует, что во все времена основным средством ее выживания был труд на личном подворье. Приверженность традициям. Роль семьи. Семья на селе — это и родные братья (сестры), и близкие родственники, и прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями. Многие семьи почти полностью живут за счет своего хозяйства. Сельская семья более стабильна, чем городская, сельские женщины проявляют гораздо большую терпимость в браке, чем городские. Дети очень часто занимают 1 место в системе семейных предпочтений. Сельские жители, опираясь на сохранившиеся традиции общинной жизни, чаще обращаются за помощью друг к другу, чем к поддержке гос. и общественных структур. Часто без помощи государства и других структур люди сами организуют домашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливая контакты с городскими родственниками. Роль общественного мнения. В пространственно ограниченной сельской среде большое значение имеет общественное мнение. Руководитель вынужден считаться с коллективным мнением. Важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к традициям данной местности, использовать исторический опыт социальной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональные знания в оказание помощи человеку, его семье, общине. В целом СР на селе определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается соц. работник и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы соц. участия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|