Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка рисков в предпринимательской деятельности




Вопрос.

Оценка величины предпринимательского риска и его допустимости требует прежде всего знания основных видов потерь. Потери от риска в предпринимательской деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные потери - это не предусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).

Трудовые потери - потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами, например использованием некалиброванного прутка и обработкой его на универсальном токарном станке вместо автомата; применение опытно-статистических норм времени вместо технически обоснованных (единица измерения - чел.-час. или чел.-дни рабочего времени).

Финансовые потери возникают в результате прямого денежного ущерба (не предусмотренные предпринимательским проектом платежи, штрафы, выплаты за просроченные кредиты, дополнительные налоги, утрата денежных средств или ценных бумаг). Они могут быть также в результате неполучения или недополучения денег из предусмотренных проектом источников,невозвращения долгов и др.

Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.)

К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и с другими неблагоприятными социальными и морально-психологическими факторами.

Особая группа специальных видов потерь - потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. Они вносят неразбериху в сложившиеся экономические условия жизни людей, нарушают ритм производственно-хозяйственной деятельности, порождают повышенные затраты живого и овеществленного труда, снижают прибыль. К типичным источникам политического фактора риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, неисполнение принятых законодательных актов, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи, не имеющие здравого экономического смысла.

Строгая в экономическом и математическом смысле оценка ожидаемого риска в планируемой бизнес-операции требует высокой квалификации и наличия опыта деятельности в данном виде бизнеса. При значительном опыте ведения сделок бизнесмен чувствует степень риска интуитивно. Расчет предпринимательского риска может быть осуществлен только специалистом в области теории вероятностей и статистики, обладающим к тому же серьезными экономическими познаниями. Вместе с тем оценка возможных потерь, пусть грубая, приближенная, средняя, доступна даже начинающему предпринимателю, и такую оценку следует проводить до принятия решения об осуществлении бизнес- операции.

Прежде всего надо иметь хотя бы самое общее представление о видах и причинах случайных потерь, которые могут с осязаемой вероятностью возникнуть в данной операции. Кроме того, желательно представлять, какие из возможных потерь способны привести к критическому и катастрофическому риску.

Солидный предприниматель обязан еще до начала дела изучить, познать, проанализировать предшествующий опыт проведения операций, подобных намечаемой им самим. При отсутствии надежной статистики потерь для оценки их вероятности и установления степени риска стоит прибегнуть к мнению экспертов, специалистов в области бизнеса и предпринимательского риска. При проведении крупных операций прибегать к услугам экспертов-консультантов не просто желательно, а крайне необходимо.

С целью уменьшения степени уровня вероятного риска рекомендуется соблюдать ряд правил. Начинающему предпринимателю полезно усвоить приводимые ниже советы, относящиеся к предпринимательскому риску:

1. Не следует избегать риска, надо предвидеть его и стремиться снизить до возможно более низкого уровня.

2. Начиная дело нужно оценить, подумать, какие виды потерь наиболее возможны, вероятны в данном виде предпринимательства, какова их ожидаемая величина, насколько часто они способны возникать.

3. Не надо особо страшиться потерь, величина которых не превышает расчетную, ожидаемую прибыль, такие потери в принципе допустимы, но они не должны быть слишком частыми, их вероятность должна быть существенно ниже единицы.

4. Ожидаемые потери, имеющие ощутимую вероятность появления и угрожающие убытками, существенно превышающими прибыль, должны настораживать предпринимателя. В этом случае необходимо, как минимум, образовать специальный резервный фонд самострахования и четко представлять, из каких источников будут компенсироваться потери в случае их возникновения.

5. Если предприниматель отваживается идти на риск достаточно вероятных потерь, значительно превышающих прибыль и способных нанести ему крупный финансовый ущерб, он обязан прибегнуть к страхованию проводимой операции.Страхование риска представляет один из лучших способов его уменьшения, но оно связано с новыми потерями в виде страховых взносов, которые должны быть посильными для предпринимателя. Страховать можно имущество, коммерческие операции, перевозки грузов, здоровье, жизнь.

6. При наличии критического риска желательно разделить его между всеми участниками операции согласно договору таким образом, чтобы общими усилиями можно было бы компенсировать возможные потери.

7. Нужно избегать как огня дел, связанных с катастрофическим риском, потери от которого предприниматель не в силах возместить. Вероятность таких потерь должна быть столь мала, что ей можно пренебречь (близкой к нулю). Иначе нельзя начинать подобное дело.

Вопрос.

Основными являются:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

1. Принципы законности и единства экономического пространства можно отнести к конституционным принципам, поскольку данные постулаты закреплены в Основном Законе нашего государства, принцип гласности и открытости - межотраслевой принцип, характерный для нескольких отраслей права. Принципы осуществления лицензирования отражают правовую природу института лицензирования, являющегося федеральной законодательной мерой ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Одним из принципов успешного функционирования системы лицензирования выступает принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Данный принцип проистекает из положений ст. 8 Конституции РФ и выражается в том, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства страны определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур. В ст. 74 Конституции РФ определено, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

3. Принцип установления единого порядка лицензирования предполагает установление одинаковых условий для всех соискателей лицензии на конкретный вид лицензируемой деятельности, в частности, в федеральном лицензионном законодательстве четко указано, какие органы уполномочены выдавать, переоформлять, приостанавливать, возобновлять или прекращать, аннулировать лицензии, прописан механизм совершения перечисленных действий, определены перечни документов, необходимых для получения лицензий, закреплены лицензионные требования, прописаны основания привлечения к ответственности и т.п. Нормативное закрепление порядка лицензирования на федеральном уровне также позволяет обеспечить свободу предпринимательства и устранить произвол органов власти.

4. Вышеперечисленные принципы тесно взаимосвязаны с принципом гласности и открытости лицензирования, поскольку для того, чтобы действовать в соответствии с единым порядком лицензирования, руководствоваться лицензионными требованиями и условиями, хозяйствующие субъекты должны быть осведомлены о них. В силу чего содержание рассматриваемого принципа включает несколько уровней. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Следовательно, принцип гласности и открытости лицензирования предполагает, что все нормативные акты в сфере лицензирования должны быть опубликованы.Второй уровень - это возложение на лицензирующие органы обязанности по ведению реестров лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно этому конституционному положению, информация, содержащаяся в реестре лицензий, является доступной и открытой для ознакомления с ней для физических и юридических лиц. При этом важно отметить, что круг лиц, имеющих доступ к информации, содержащейся в реестрах, не ограничен, т.е. за выпиской из реестра может обратиться любой гражданин или организация, а не только соискатель лицензий или лицензиат (см. комментарий к ст. 14 Закона).

5. Принцип гласности и открытости лицензирования является гарантом соблюдения принципа законности при осуществлении лицензирования, благодаря которому возможно осуществление контроля за деятельностью как лицензирующих органов, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Принцип законности при осуществлении лицензирования коррелирует с другими вышеперечисленными принципами лицензирования, поскольку данный принцип предполагает неукоснительное соблюдение Конституции РФ, комментируемого Закона и иных нормативных правовых актов, касающихся сферы лицензирования отдельных видов деятельности всеми без исключения субъектами лицензионных правоотношений. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы. Данный постулат означает, что перечисленные субъекты должны: "во-первых, выполнять веления Конституции и законов и не препятствовать их выполнению; во-вторых, не нарушать содержащихся в них запретов и не способствовать их нарушению".

Вопрос.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане (физические лица) без образования юридического лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) различных организационно-правовых форм.

Все участники предпринимательской деятельности имеют право доступа к финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам и равное право выхода на рынок. Хозяйствующие субъекты в пределах, установленных федеральными законами, могут самостоятельно выбирать сферу своей деятельности, распоряжаться имуществом, заключать договоры, определять условия производства и сбыта продукции, распределять полученную прибыль. Законодательством не допускается какая-либо дискриминация предпринимательской деятельности, а также отказ в выдаче лицензии по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством.

Под лицензированием понимаются выдача специального разрешения и ведение такой деятельности уполномоченными на то органами. Основным нормативным документом, устанавливающим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), порядок осуществления лицензионной деятельности и перечень органов, уполномоченных на это, является постановление правительства российской федерации от 24.12.94 г. no 1418 "о лицензировании отдельных видов деятельности". Необходимость и порядок лицензирования некоторых видов деятельности устанавливаются и иными законодательными актами российской федерации и нормативными актами президента российской федерации. Это, в частности, относится к аудиторской, страховой, банковской, частно - детективной, охранной деятельности и некоторым другим.

Лицензия является документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности в течение установленного срока и определяет условия осуществления такой деятельности. Лицензии, выдаваемые органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, действуют на всей территории российской федерации. Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц - наименования и организационно-

правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и соответствующего банка; для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место

жительства);

вида деятельности;

срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригиналов);

в) копию свидетельства о государственной регистрации организации;

г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

д) справку налогового органа о постановке на налоговый учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании отдельного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления. В отдельных случаях в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, срок принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче может быть продлен дополнительно еще до 30 дней.

В случае отказа в выдаче лицензии заявителю в письменном виде в 3-дневный срок после принятия решения представляется уведомление с указанием причин отказа. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности и условиям безопасности.

При выдаче лицензии в ней указываются:

- наименование органа, выдавшего лицензию;

- для юридических лиц - наименование и юридический адрес предприятия, учреждения, организации, получившей лицензию;

- для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

- вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;

- срок действия лицензии;

- условия осуществления данного вида деятельности;

- регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее 3 лет. Лицензии могут выдаваться на срок до 3 лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Вопрос.

Права предпринимателей

Права предпринимателей регламентируются (устанавливаются) законодательством и обычаями делового оборота. Так, гражданские права и обязанности предпринимателей возникают:

  • из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
  • из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве возникновения гражданских прав и обязанностей;
  • из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
  • в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, и т.д.

В условиях действующего законодательства предприниматели имеют следующие права:

  • заниматься любым видом деятельности (бизнеса), разрешенным законами;
  • создавать собственное дело в любой организационно-правовой форме;
  • иметь в собственности (хозяйственном ведении) любое имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;
  • самостоятельно планировать свою деятельность, разрабатывать бизнес-план и другие формы и виды планирования;
  • самостоятельно выбирать потребителей продукции, поставщиков всех факторов производства, заключать в соответствии с законодательством предпринимательские договоры;
  • самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда наемных работников, различные дополнительные формы материального поощрения, но эти права должны быть установлены в учредительных документах и не противоречить трудовому законодательству и т.д.

 

Предприниматели как налогоплательщики имеют следующие права:

  • получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах;
  • получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в установленном порядке;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие налоговому законодательству, и др.

Обязанности предпринимателя:

· выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);

· заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях -- коллективные договоры в соответствии с законодательством. Предприниматель не вправе препятствовать объединению наемных работников в профессиональные союзы для защиты своих интересов;

· предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;

· уплачивать обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование, в том числе за лиц, работающих по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь;

· осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

· производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;

· соблюдать права и законные интересы потребителей;

· получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;

· соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами и иными субъектами права, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;

· представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

 

Вопрос смотри вопрос 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...