{309} Указатель имен
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н Альтшулер А. М. 289 Алянский С. М. 221 Андреев А. С. 189 Андреев Л. Н. 27, 40, 48, 151, 189, 210, 253, 279, 280 Андреева М. Ф. 305 Анненков Ю. 220, 221 Антуан А. 28, 43 Апухтин А. Н. 97 Арагон Луи 54 Арцыбашев М. П. 50 Аристотель 68 Аристофан 77, 169 Ауслендер С. А. 259
Байрон Джордж 241 Беззубов В. И. 280 Белинский В. Г. 256 Белый Андрей 11, 12, 50, 59, 70, 71, 73, 75, 103, 128, 130, 131, 137, 142, 147, 148, 151, 167, 191, 266, 271, 275, 279 Бенуа А. Н. 148, 265 Бергсон Анри 51 Бердяев Н. А. 59 Бернар Сара 24, 25, 64 Блок А. А. 5 – 19, 30, 33 – 35, 45 – 50, 53, 56, 57, 59, 68, 71, 72, 74, 76, 79, 80, 82 – 85, 87 – 89, 91 – 103, 105 – 151, 153 – 161, 163 – 197, 201 – 205, 209 – 211, 213 – 231, 233, 246 – 248, 253, 255, 258, 260 – 270, 272 – 291, 293 – 308 Блок Л. Д. 95, 102 – 104, 130, 137, 187, 190, 215, 301, 302 Бодлер Шарль 45, 50, 53, 62, 70 Бокаччо Джованни 217 Бонди Ю. М. 288 Брам Отто 28 Брехт Бертольт 37, 41 68, 169, 185 Брюсов В. Я. 30, 47, 50, 52, 56, 57, 61 – 69, 151, 154, 156, 185, 218, 249, 271, 285, 286 Бунин И. А. 26
Вагнер Рихард 7, 19, 22, 47, 72, 205, 211, 299 Варламов К. А. 287 Вахтангов Е. Б. 68, 79, 166, 210, 260, 268, 305 Ведекинд Франк 281, 282, 288 Венгеров С. А. 195 Веригина В. П. 271, 276 Верлен Поль 50, 53 – 56, 70, 159 Верхарн Эмиль 50, 70, 137 Верховский Ю. Н. 189 Вилье де Лиль-Адан 53, 54 Волков Н. Д. 282, 292, 306 Волохова Н. Н. 175 Волынский А. Л. 57 Врубель М. А. 50, 90, 217
Гайденко П. П. 224 Гамсун Кнут 216, 247, 253 Гаррик Дэвид 20 Гарсиа Лорка Федерико 50, 94 Гауптман Гергарт 41, 50, 95, 122, 159 Гегель Георг Вильгельм Фридрих 57 Гейне Генрих 294 Герасимов Ю. 69 Герцен А. И. 18 – 20 Гете Иоганн-Вольфганг 57, 112, 113, 207 Гиппиус А. В. 119 – 121 Гиппиус З. Н. 64, 98 – 101 Гладков А. К. 269, 292, 294 Гнедич П. П. 94 Гоголь Н. В. 74, 94, 149 Городецкий С. И. 190 Горский Н. А. 97 Горький А. М. 30, 34, 40, 47, 48, 271, 305 Гофман Эрнст Теодор Амадей 226, 287 Грипич А. Л. 292 Громов П. П. 8, 141, 154, 236 Гудзий Н. К. 57 {310} Гуревич Л. Я. 23, 57, 261
Гюго Виктор 207
Давыдов Ю. 306 Далматов В. П. 95, 96, 99 – 101, 103, 113 Дальский М. В. 95, 113 Д’Аннунцио Габриэле 218 Данте Алигьери 200 Дейч А. И. 135, 292 Денисов В. И. 282 Дивиньо Ж. А. 24 Дикман М. И. 191 Добролюбов А. М. 89 Долгополов Л. К. 46, 47, 231 Достоевский Ф. М. 20, 37, 58 – 61, 98, 118, 149, 158, 159, 178, 180, 181, 184, 187, 211, 263 Дризен Н. Н. 259 Дузе Элеонора 23 Дюрренматт Фридрих 39 Дягилев С. П. 30
Евреинов Н. Н. 218 Ермолова М. Н. 23, 27
Жирмунский В. М. 236 Жироду Жан 39 Жуковский В. А. 94
Златовратский Н. Н. 57 Зограф Н. Г. 257 Золя Эмиль 36, 38, 41 – 47, 87, 122, 198 Зонов А. П. 283 Зоргенфрей В. А. 189 Зноско-Боровский Е. А. 274 Зудерман Генрих 95, 96
Ибсен Генрик 20, 28, 29, 40, 41, 47 50, 67, 87, 172, 196 – 205, 247, 273, 278 Иванов В. И. 7, 45, 56, 59, 65, 72, 74 – 77, 79, 103, 127, 128, 142, 173, 190, 266, 271, 272 Иванов А. П. 189 Иванов Е. П. 11, 12, 14, 124, 125, 130, 132, 150, 189, 190
Калашников Ю. С. 249 Кальдерон де ла Барка 291, 293 Каменский А. П. 50 Кант Иммануил 51, 57, 89 Карпов Е. П. 99 Каутский Карл 33 Качалов В. И. 102, 113, 264, 265 Киркегор Серен 57, 224 Княжнин В. Н. 94 Козьма Прутков 94, 95 Коклен (старший) Бенуа Констан 24 Коллеоне Бартоломео 241 Комиссаржевская В. Ф. 23, 30, 31, 45, 47, 50, 57, 65, 74, 79, 99, 165, 204, 210, 217 – 221, 263, 273, 274, 282, 283, 287 Комиссаржевский Ф. Ф. 218 Кош Жак 68 Короленко В. Г. 57 Крестовский В. В. 57 Крылов В. А. 20 Крэг Гордон 253, 263, 264 Кублицкая-Пиоттух А. А. 268 Кугель А. Р. 26, 99 Куприянова Е. Н. 208, 209
Лапшин И. И. 95 Лекуврер Адриенна 25 Ленин В. И. 205, 206, 209 Ленский А. П. 27, 113 Лессинг Готфрид Эфраим 20 Лотман Ю. М. 244 Лужский В. В. 265 Луначарский А. В. 34, 47 Льюис Джордж Генри 44
Максимов В. В. 305 Максимов Д. Е. 6, 14, 123 Малларме Стефан 53 Манн Томас 31, 32, 47, 67, 92 Маяковский В. В. 158, 185 Маркс Карл 51, 197 Медведев П. Н. 172, 236 Мейерхольд В. Э. 5, 30, 32, 34 35, 42, 50, 68, 69, 79, 89, 99, 128, 133 – 138, 141, 142, 146, 150, 165 – 167, 190, 217, 222, 245, 247, 249 – 253, 260, 266, 268 – 294, 305 Менделеева Л. Д. см. Блок Л. Д. Менделеева С. Д. 102 Мережковский Д. С. 57, 58, 62, 64 Мерсье Луи Себастьян 20 Метерлинк Морис 39, 50, 55, 57, 67, 70, 137, 173, 201, 216, 253, 273, 274, 278, 280, 282, 287
Минский Н. М. 57 Минц З. Г. 59, 107, 108, 153 Михайловский Н. К. 58 Моисси Александр 113 Мольер Жан Батист 222, 226, 265, 267, 289, 290, 307 Монахов Н. Ф. 305 Мопассан Ги де 21 Москвин И. М. 247 Моцарт Вольфганг Амадей 226 Мочалов П. С. 23, 112, 256 Найденов С. А. 48, 49
Невежин П. М. 303 Некрасов Н. А. 178 Немирович-Данченко В. И. 28, 30, 246 – 248, 260 Нижинский В. Ф. 30 {311} Ницше Фридрих Вильгельм 51, 72, 197, 205
О’Нил Юджин 39 Онэ Жорж 98 Орлов В. Н. 131, 173, 215, 241 Островский А. И. 74, 207
Павлова А. П. 30 Пантюхов М. И. 189 Пастернак Б. Л. 56, 104, 120, 284 Перцов П. П. 61 Петров-Водкин К. С. 90 Пиранделло Луиджи 39 Платон 51, 165 Потапенко И. Н. 94 Пушкарева В. В. 97 Пушкин А. С. 7, 8, 22, 24, 33, 94, 95, 177 – 180, 206, 207, 287 Пшибышевский Станислав 274
Расин Жан 22 Реизов Б. Г. 44 – 46 Рейнгардт Макс 50, 113, 264 Рембо Артюр 50, 53, 54, 62 Ремизов А. М. 189, 271 Рерих Н. К. 90 Рильке Райнер Мария 50 Розанов В. В. 27, 28 Розанов И. Н. 195 Роллан Ромен 29 Руднев П. А. 171 Рудницкий К. Л. 251, 253, 292, 308 Рыбникова М. А. 102
Савина М. Г. 96 Савицкая М. Г. 247 Сарду Викторьен 99 Сервантес де Сааведра Мигель 307 Сергеев-Ценский С. 50 Скабичевский А. М. 57 Складин А. Д. 94 Скрябин А. Н. 50, 90 Соловьев В. С. 51, 57 – 59, 101, 103, 107 – 110, 121 Соловьев С. М. 94, 137 Сологуб Ф. К. 90, 287 Станиславский К. С. 5, 12, 28, 30, 32, 34, 35, 42 43, 57, 64, 68, 69, 74, 79, 99, 100, 176, 177, 210, 245 – 269, 271, 272, 287, 290 Стравинский И. Ф. 90, 148 Стриндберг Август 39 – 41, 50, 196, 298 Струве П. Б. 177 Сулержицкий Л. А. 210
Таиров А. Я. 68, 166, 268, 305 Толстой А. К. 95, 207 Толстой Л. Н. 7, 8, 20, 29, 37, 40, 43, 47, 60 – 62, 72, 74, 87, 191, 192, 199, 205 – 211, 217, 259, 263, 300 Томсон Р. Д. Б. 238 Тугенхольд Я. А. 148, 149 Тургенев И. С. 264 Тютчев Ф. И. 58 Тон Ипполит 44
Федоров А. М. 96 Фет А. А. 64 Фокин М. М. 30
Ходотов Н. Н. 46 Хомяков А. С. 59
Чаплин Чарлз 294 Чехов А. П. 7, 20 – 22, 24, 25, 30, 40, 41, 47, 48, 60, 61, 64, 87, 98, 100, 158, 167, 181, 182, 211 – 217, 246, 247, 271, 278 Чеботаревская А. Н. 287 Чириков Е. А. 49, 50 Чулков Г. И. 94, 128, 129, 142, 151, 154 Чурлёнис Микалоюс Константинас 50, 90
Шаляпин Ф. И. 30 Шекспир Вильям 94, 95, 98, 103 – 105, 110 – 112, 114, 116, 120, 170, 206, 207, 211, 253, 263, 306 – 308 Шестов Л. И. 59 Шиллер Иоганн Фридрих 95, 207 Шопенгауэр Артур 51 Шоу Бернард 39 Шпенглер Освальд 51 Шредер Фридрих Людвиг 112
Щепкин М. С. 20, 256, 257
Энгельс Фридрих 197 Эсхил 77
Южин А. И. 113 Юрьев Ю. М. 290, 293, 305 Юшкевич С. С. 49, 273
Ярцев П. М. 247 [1] А. Блок. Собр. соч. в 8 томах. М. ‑ Л., 1960 – 1963, т. 7, стр. 15. [2] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 294. [3] Д. Е. Максимов. Критическая проза Александра Блока. — «Блоковский сборник». Тарту, 1964, стр. 84 – 85. [4] А. Блок. Собр. соч., т. 5. стр. 95. [5] П. Громов. Театр Блока. — «Герой и время». Статьи о литературе и театре. Л., 1961, стр. 386. [6] Там же, стр. 387. [7] Там же. [8] Там же. [9] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 83. [10] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 433. [11] Там же, стр. 433 – 434. [12] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 212. [13] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 432. [14] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 36. [15] «Письма Александра Блока к Е. П. Иванову». М. ‑ Л., 1936, стр. 39. [16] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 168. [17] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 213. [18] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 435. [19] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 267. [20] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 270. [21] Там же, стр. 275. [22] Там же, стр. 241. [23] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 273. [24] Характеристике критической прозы Блока, ее места в развитии его мировоззрения и художественного творчества посвящена обширная статья Д. Е. Максимова «Критическая проза Александра Блока», стр. 28 – 97. [25] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 593. [26] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 242. [27] А. И. Герцен. Собр. соч. в 30 томах, т. II. М., 1954, стр. 51. [28] Рихард Вагнер. Искусство и революция. Пг., 1918, стр. 10. [29] А. П. Чехов. Собр. соч. в 20 томах, т. VII. М., 1947, стр. 242 – 243. [30] Там же, стр. 244. [31] А. П. Чехов. Собр. соч., т. 11, стр. 146. [32] Рихард Вагнер. Указ. соч., стр. 23. [33] Л. Гуревич. Александринский театр. — «Слово», 2 октября 1908 г. [34] J. A. Divignaud. L’Acteur. Esquisse d’une sociologie du comé dien. Paris, 1964. [35] А. П. Чехов. Опять о Саре Бернар. — «Чехов и театр». М., 1961, стр. 169. [36] Там же, стр. 172. [37] А. Кугель. Театральные портреты. М., 1967, стр. 185. [38] И. А. Бунин. Собр. соч. в девяти томах. М., 1966, т. 6, стр. 216 – 217. [39] Леонид Андреев. Полн. собр. соч. Пб., 1913, т. VI, стр. 320. [40] В. В. Розанов. Среди художников. Сборник статей. СПб., 1914, стр. 221. [41] К. С. Станиславский. Собр. соч. в 8 томах, т. 1. М., 1959, стр. 100. [42] Ромен Роллан. Из книги «Записки и воспоминания». — «Иностранная литература», 1966. № 1, стр. 211. [43] Томас Манн. Собр. соч. в 10 томах, т. 9. М., 1960, стр. 646.
[44] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 265. [45] Там же, стр. 265 – 266. [46] Там же, стр. 269. [47] Там же, стр. 270. [48] Эмиль Золя. Собр. соч. в 26 томах. М., 1966, т. 24, стр. 358. [49] Бертольт Брехт. Театр. М., 1965, т. 5/2, стр. 53 – 54. [50] Август Стриндберг. Собр. соч., т. I. М., Изд. В. М. Саблина, 1910, стр. 1 – 8. [51] Бертольт Брехт. Указ. соч., стр. 54. [52] Эмиль Золя. Собр. соч., т. 24, стр. 275. [53] Там же, стр. 431. [54] Там же, стр. 433. [55] Там же, стр. 434. [56] Б. Г. Реизов указывает, между прочим, на большую популярность книги Льюиса, переведенной в 1861 – 1862 гг. и в России (см. Б. Г. Реизов. Французский роман XIX века. М., 1969, стр. 265). [57] Там же, стр. 267. [58] Н. Н. Ходотов. Близкое — далекое. Л. ‑ М., 1962, стр. 115. [59] «В. Ф. Комиссаржевская. Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы». Л. ‑ М., 1964, стр. 87. [60] В романе Золя «Проступок аббата Муре». [61] Б. Г. Реизов. Указ. соч., стр. 274. [62] Л. К. Долгополов. Тютчев и Блок. — «Русская литература», 1967, № 2. [63] Томас Манн. Собр. соч. в десяти томах. М., 1969 – 1961, т. 10, стр. 104. [64] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 108 – 110. [65] Там же, стр. 176. [66] Там же, стр. 177. [67] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 121. [68] В. Брюсов. Ключи тайн — «Весы», 1904, № 1, стр. 21. [69] А. Блок. Собр. соч., т. 3, стр. 85. [70] «Le Tribun du Peupie», 19, mai, 1871. Цит. по кн. «История французской литературы», т. III. М., 1959, стр. 339. [71] Вот почему в критике символизма как искусства «декадентского», субъективного и непонятного массе порой парадоксально совпадали голоса буржуазной и демократически настроенной печати, преследовавшие, понятно, различные идейные цели. [72] Paul Verlaine. Clioix de poé sies. Paris, 1892, p. 253. Лишь стих смешной, уже в огне почти, Лишь раб дрянной, уже почти без дела, Лишь грусть без объясненья и предела. (Перевод Б. Пастернака) [73] Подробно о критической полемике вокруг сборников «Русские символисты» см. Н. К. Гудзий. Из истории раннего русского символизма (Московские сборники «Русские символисты»). — «Искусство», 1927, № 4, стр. 180 – 218. [74] А. Л. Волынский, друг отца В. Комиссаржевской. В 1905 – 1906 гг. заведовал литературной частью ее театра. [75] Д. С. Мережковский. Полн. собр. соч., т. XVIII. М., 1914, стр. 213. [76] Там же, стр. 250. [77] Там же, стр. 217 – 218. [78] Там же, стр. 272 – 273. [79] З. Г. Минц. Лирика Александра Блока (1898 – 1906). Тарту, 1965, стр. 9. [80] Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову (К истории раннего символизма). М., 1927, стр. 25. [81] «Русские символисты», вып. 2‑ й. М., 1894, стр. 10 – 11. [82] Валерий Брюсов. Дневники. М., 1927, стр. 32 – 34. [83] В. Брюсов. О искусстве. М., 1899, стр. 12 – 15, 17, 18. [84] Там же, стр. 23 – 24. [85] Там же, стр. 24. [86] Валерий Брюсов. Дневники, стр. 10. [87] Там же, стр. 35. [88] Там же, стр. 80. [89] З. Н. Гиппиус. [90] Валерий Брюсов. Дневники, стр. 112, 113.
[91] Там же, стр. 79. [92] Валерий Брюсов. Ненужная правда. — «Мир искусства», 1902, № 4, стр. 68. [93] В. Брюсов. Ненужная правда, стр. 70. [94] Там же, стр. 70 – 71. [95] Томас Манн. Собр. соч., т. 9, стр. 397 – 398. [96] Валерий Брюсов. Ненужная правда, стр. 73. [97] Валерий Брюсов. Ненужная правда, стр. 73. [98] Там же, стр. 73 – 74. [99] См. также: Ю. Герасимов. В. Я. Брюсов и условный театр. — «Театр и драматургия». Л., 1967, стр. 253 – 273. [100] Андрей Белый. Символизм. — «Арабески». М., 1911, стр. 245. [101] Там же, стр. 242. [102] Там же. [103] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 266. [104] Андрей Белый. Символизм. — «Арабески», стр. 245 – 246. [105] Андрей Белый. Начало века. М. ‑ Л., 1933, стр. 114. [106] Вяч. Иванов. Эстетическая норма театра. — «Борозды и межи». М., 1916, стр. 276. [107] Андрей Белый. Будущее искусство. — «Символизм». М., 1910, стр. 453. [108] Вяч. Иванов. Поэт и чернь. — «Весы», 1904, стр. 3. [109] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 7 – 11. [110] Вяч. Иванов. Заветы символизма. — «Аполлон», 1910, № 8, стр. 11. [111] Там же, стр. 20 (лат. fiat — да будет). [112] Вяч. Иванов. Экскурс: О кризисе театра. — «Борозды и межи». М., 1916, стр. 280 – 281. [113] Вяч. Иванов. По звездам. Статьи и афоризмы. СПб., 1909, стр. 213 – 214. [114] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 158. [115] См. об этом у Блока в статье «Крушение гуманизма». — Собр. соч., т. 6. стр. 101 – 102. [116] Курсив мой. — Т. Р. [117] Курсив мой. — Т. Р. [118] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 323. [119] А. Блок. Записные книжки, стр. 43. [120] Томас Манн. Собр. соч., т. 9, стр. 632 – 633. [121] С. М. Соловьев — будущий поэт-символист, двоюродный брат Блока. [122] ИРЛИ. Фонд А. А. Блока. Р. I, оп. 3, ед. хр. 7. [123] Там же, ед. хр. 9. [124] Подчеркнуто Блоком. — Т. Р. [125] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 429 – 430. [126] С. Соловьев. Воспоминания о Блоке. — «Письма Ал. Блока с вступительными статьями С. М. Соловьева, Г. И. Чулкова, А. Д. Складина и В. Н. Княжнина». М., 1923, стр. 12. [127] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 339. [128] «Моя декламация, роли, заметки, стихи разных поэтов, выписки из книг и пр. » ИРЛИ, фонд А. А. Блока. Частично опубликовано в собр. соч., т. VII, стр. 437 – 438, 520 – 521. [129] Л. Д. Блок. И быль и небылицы о Блоке и о себе. ЦГАЛИ, ф. 55, ед. хр. 519, стр. 29 и 30. [130] Г. Блок. Герои «Возмездия». — «Русский современник», 1924, № 3, стр. 179. [131] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 437. [132] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 10 – 11. В дневнике 1918 г. Блок записал, что в составе этого кружка были «присяжный поверенный Троицкий, Тюменев (переводчик “Кольца”), В. В. Пушкарева, а премьером — Берников, он же известный агент департамента полиции Ратаев, что мне сурово поставил однажды на вид мой либеральный однокурсник. Режиссером был Горский Н. А., а суфлером — бедняга Зайцев, с которым Ратаев обращался хамски» (7, 340). [133] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 42 – 43. [134] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 470. [135] А. Кугель. Театральные портреты. Л., 1967, стр. 172 – 179. [136] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 44 – 45. [137] Там же, стр. 562. [138] Из стихотворения Вл. Соловьева «Нет, силой не поднять тяжелого покрова…». В нем имеется строфа: Весь мир стоит застывшею мечтою, Как в первый день. Душа одна и видит пред собою Свою же тень. (Вл. Соловьев. Стихотворения. М., 1921, стр. 162). [139] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 45 – 46. [140] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 378. [141] Там же, стр. 385. [142] М. А. Рыбникова. А. Блок — Гамлет. М., 1923, стр. 13. [143] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 438. [144] А. Блок. Собр. соч., т. 1, стр. 581. [145] З. Г. Минц. Поэтический идеал молодого Блока. — «Блоковский сборник». Тарту, 1964, стр. 172 – 225. [146] Там же, стр. 204. [147] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 48 – 49. [148] А. Гулыга. Путь мифотворчества и пути искусства. — «Новый мир», 1969, № 5, стр. 218 – 219. [149] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 48. [150] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 154 – 155. [151] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 375. [152] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 439. [153] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 439 – 440. [154] Там же, стр. 440. [155] Там же. [156] «Вильям Шекспир в переводе Бориса Пастернака», т. 1. М. ‑ Л., 1949, стр. 469. [157] А. Блок. Собр. соч., т. 3, стр. 86. [158] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 346. [159] Там же, стр. 346, 347. [160] Там же, стр. 19. [161] Там же, стр. 19. [162] Там же, стр. 21. [163] Там же, стр. 53 (лат.: Тело не может действовать там, где его нет). [164] А. Блок. Собр. соч., т. 8 стр. 36. [165] Там же, стр. 36. [166] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 53. [167] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 30. [168] Вл. Соловьев. Собр. соч. СПб., 1897, т. 9. [169] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 37. [170] Д. Е. Максимов. Блок и революция 1905 года, стр. 276. [171] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 170. [172] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 124. [173] Там же, стр. 130. [174] Там же, стр. 130 – 131. [175] Там же, стр. 131. [176] Там же, стр. 133. [177] Там же, стр. 156. [178] О распаде мира Прекрасной Дамы подробно и тонко написал П. Громов в кн. «А. Блок, его предшественники и современники». М. ‑ Л., 1966, стр. 108 – 129. [179] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 434. [180] Там же. [181] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 146. [182] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 13. [183] Е. П. Иванов. Записи об Александре Блоке. — «Блоковский сборник». Тарту, 1964, стр. 401. [184] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 331 и 335. [185] Цит. по ст. В. Н. Орлова «История одной любви». — «Пути и судьбы». М., 1963. стр. 598. [186] Там же. [187] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 343. [188] Е. П. Иванов. Указ. соч., стр. 392. [189] Там же. [190] Связь эту отмечают комментаторы «Записей…» Е. П. Иванова (Указ. соч., стр. 417). [191] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 343. [192] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 169 – 170. [193] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 171. [194] Там же, стр. 170. [195] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 95 – 96. [196] Александр Дейч. Голос памяти. М., 1966, стр. 60 – 61. [197] В. Э. Мейерхольд. Статьи. Письма, Речи. Беседы, т. I. М., 1968, стр. 250. [198] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 425. [199] В. Э. Мейерхольд. Указ. соч., стр. 250. [200] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 171. [201] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 21. [202] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 131 – 132. [203] Там же, стр. 133. [204] Там же, стр. 22 – 23. [205] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 433 – 434. [206] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 164. [207] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 434. [208] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 209. [209] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 209. [210] Я. Тугенхольд. Итоги сезона (письмо из Парижа). — «Аполлон», 1911, № 6, стр. 74. [211] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 156. [212] О теме «кораблей» в творчестве Блока см. статью З. Г. Минц. Поэма А. А. Блока «Ее прибытие» и революция 1905 года. — «Ученые записки Тартуского университета. Труды по русской и славянской филологии», VI. Тарту, 1963, стр. 164 – 180. [213] П. П. Громов. Театр Блока. — «Герой и время». М., 1961, стр. 478. [214] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 47. [215] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 51. [216] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 164. [217] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 431. [218] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 133. [219] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 74. [220] Там же, стр. 80, 81. [221] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 130 – 131. [222] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 102. [223] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 347. [224] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 576. [225] П. А. Руднев. Из истории метрического репертуара русских поэтов XIX – начала XX в. — «Теория стиха». Л., 1968, стр. 130. [226] А. Блок. Записные книжки, стр. 87 – 91. [227] П. Медведев. Драмы и поэмы Александра Блока. Л., 1928. [228] А. Блок. Записные книжки, стр. 112, 113. [229] А. Блок. Записные книжки, стр. 120 – 121. [230] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 355. [231] Там же, стр. 358. [232] Там же, стр. 359. [233] А. Блок. Записные книжки, стр. 123. [234] Там же, стр. 94 – 95. [235] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 265. [236] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 434. [237] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 265. [238] Там же, стр. 265. [239] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 578. Этот «игорный дом» подтверждает связь Германа Блока с Германном Пушкина. Образ «игорного дома», очевидно, ассоциировался Блоком с темой рока, «Песни Судьбы». Связь эта, столь прямо выраженная в первоначальных набросках пьесы, впоследствии приобретает более сложный и опосредованный характер. [240] А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 4. М., 1936, стр. 295 – 296, 298. [241] Позднее Блок скажет, что искусство не в силах решить противоречия жизни. [242] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 368. [243] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 110. [244] Ср. в «Шагах Командора»: Пролетает, брызнув в ночь огнями, Черный, тихий, как сова, мотор, Тихими, тяжелыми шагами В дом вступает Командор… (3, 80). [245] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 267. [246] Там же, стр. 140. [247] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 163. [248] Там же, стр. 167. [249] А. Блок. Записные книжки, стр. 106. [250] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 244. [251] А. Блок. Записные книжки, стр. 107. [252] «Письма Ал. Блока к Е. П. Иванову». М. ‑ Л., 1936, стр. 121. [253] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 247. [254] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 599. [255] А. Блок. Записные книжки, стр. 125 – 126. [256] В статье «Ирония». (А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 345 – 349). [257] А. Блок. Записные книжки, стр. 126. [258] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 267. [259] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 435. [260] Там же, стр. 328. [261] А. Блок. Записные книжки, стр. 154. [262] Там же, стр. 155. [263] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 289. [264] А. Блок. Записные книжки, стр. 160. [265] А. Блок. Собр. соч., т. 3, стр. 98. [266] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 462. [267] «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве». М., 1957, т. 4, стр. 125. [268] Г. Ибсен. Собр. соч. в 4 томах. М., 1956 – 1958, т. IV, стр. 723. [269] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 164. [270] Там же, стр. 309 и 315. [271] Там же, стр. 246. [272] Там же, стр. 462. [273] Там же. [274] Там же, стр. 237. [275] Там же, стр. 246. [276] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 244. [277] Там же, стр. 246. [278] Там же, стр. 239. [279] Там же, стр. 239. [280] Там же, стр. 238. [281] Там же, стр. 461. [282] Там же, стр. 240. [283] Там же, стр. 275. [284] Там же, стр. 237. [285] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 317. [286] Там же. [287] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 224. [288] Там же. стр. 229. [289] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 170. [290] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, стр. 20. [291] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 210. [292] Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 20 томах, т. 15. М., 1964, стр. 343. [293] Там же, стр. 345. [294] Там же, стр. 344. [295] Е. Н. Куприянова. Эстетика Л. Н. Толстого. М. ‑ Л., 1966, стр. 312. [296] Л. Н. Толстой. Собр. соч., т. 15, стр. 229. [297] Там же, стр. 231. [298] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, стр. 40. [299] Е. Н. Куприянова. Указ. соч., стр. 317. [300] А. Блок. Записные книжки, стр. 160. [301] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 66 и 70. [302] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 74. [303] «Чехов и театр». М., 1961, стр. 167. Запись без даты, относится к периоду 1896 – 1904 гг. [304] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 172. [305] Цит. по кн.: В. Н. Орлов. Путл и судьбы. М. ‑ Л., стр. 600 – 601. [306] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 281. В тот приезд Художественного театра Блок смотрел, кроме «Трех сестер», спектакли «Ревизор», «Синяя птица», «Драма жизни». [307] Там же, стр. 283. [308] Там же. [309] Там же, стр. 289. [310] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 405. [311] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 135. [312] А. Блок. Записные книжки, стр. 131. [313] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 415. [314] Л. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 458 – 459. [315] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 514. [316] С. Алянский. Встречи с Александром Блоком. М., 1969, стр. 84 – 86. [317] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 166. [318] См. об этом в кн.: П. П. Гайденко. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М., 1970, стр. 184 – 188. [319] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 529 – 530. [320] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 529. [321] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 394 – 395. [322] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 434. [323] А. Блок. Собр. соч., т. 4, стр. 530 – 531. [324] Там же, стр. 463. [325] Там же, стр. 532 – 535. [326] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 344. [327] Л. К. Долгополов. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX – начала XX века. М. ‑ Л., 1964. [328] А. Блок. Собр. соч., т. 3, стр. 464. [329] История работы Блока над драмой «Роза и Крест» подробно освещена в трудах П. Медведева (в кн. «Драмы и поэмы Ал. Блока». Л., 1928); П. Громова (в кн. «Герой и время». Л., 1961); В. Жирмунского («Драма Ал. Блока “Роза и Крест”». «Литературные источники». Л., 1964). [330] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 454. [331] См. об этом: R. D. В. Thomson. The Non-Literary Sources of «Roza i Krest». — «Slavonic and East European Review». London, 1967, July, p. 292 – 306. [332] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 221. [333] Там же, стр. 222. [334] См. «Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена», т. 67. Л., 1948, стр. 234 – 241. [335] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 251. [336] Ю. М. Лотман. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста. — «Ученые записки Тартуского государственного университета. Труды по знаковым системам», т. IV. Тарту, 1969, стр. 222 – 223. [337] «Из переписки К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1902 – 1917 гг. ). (К столетию со дня рождения К. С. Станиславского)». — «Исторический архив», 1962, № 2, стр. 23. [338] Там же, стр. 24. [339] Там же, стр. 25. [340] «Исторический архив», 1962, № 2, стр. 28. [341] Там же, стр. 31. [342] Ю. С. Калашников. К. С. Станиславский и проблемы развития реализма. — «Русская художественная культура конца XIX – начала XX века (1895 – 1907)». Книга первая. М., 1968, стр. 57. [343] К. С. Станиславский. Собр. соч. в 8 томах. М., 1954, т. 1, стр. 284. [344] К. Рудницкий. Режиссер Мейерхольд. М., 1969, стр. 53. [345] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1, стр. 284. [346] «Исторический архив», 1962, № 2, стр. 35. [347] См. об этом в кн.: Н. Г. Зограф. Малый театр в конце XIX – начале XX века. М., 1966. [348] «Петербургские театры». Обзор Серг. Ауслендера. — «Аполлон», 1910, № 11, стр. 41. [349] А. Блок. Письма к родным, т. I – II. М., 1927 – 1932, т. I, стр. 212 – 213. [350] К. С. Станиславский Собр. соч., т. 7, стр. 412. [351] А. Блок. Собр. соч., т. 7. стр. 264. [352] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 415. [353] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 188. [354] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 267. [355] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 415 – 416. [356] Там же, стр. 414. [357] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 416. [358] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 266. [359] А. Блок. Записные книжки, стр. 288. [360] Там же, стр. 132. [361] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1, стр. 338 – 339. [362] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 138. [363] А. Блок. Записные книжки, стр. 132. [364] Там же, стр. 137. [365] Там же, стр. 138. [366] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 421 – 422. [367] Там же, стр. 422. [368] Там же. [369] Там же, стр. 410 – 411. [370] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 79. [371] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 416. [372] Там же, стр. 415. [373] Там же, стр. 417 – 418. [374] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 241 – 242. [375] Там же, стр. 242 – 243. [376] Там же, стр. 245. [377] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 418. [378] Там же, стр. 410 – 411. [379] «Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о Станиславском». М., 1963, стр. 30. [380] Александр Гладков. Воспоминания, заметки, записи о В. Э. Мейерхольде. — «Тарусские страницы». Калуга, 1961, стр. 301. [381] А. Блок. Записные книжки, стр. 209. [382] Ал. Ремизов. Товарищество Новой Драмы. — «Весы», 1904, № 4, стр. 36 – 39. [383] В. Веригина. По дорогам исканий. — «Встречи с Мейерхольдом». М., 1967, стр. 37. [384] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 95. [385] Там же, стр. 96 – 97. [386] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 97. [387] Е. Зноско-Боровский. Русский театр начала XX века. Прага, 1924, стр. 281. [388] В. Веригина. Указ. соч., стр. 40. [389] Там же, стр. 41. [390] А. Блок. Собр. соч., т. 8; стр. 169. [391] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 170. [392] В. И. Беззубов. Александр Блок и Леонид Андреев. — «Блоковский сборник». Тарту, 1964, стр. 226 – 321. [393] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 189 – 190. [394] Там же, стр. 196. [395] Там же, стр. 195. [396] Там же, стр. 193. [397] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 190. [398] Там же, стр. 191. [399] Там же. [400] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 194 – 197. [401] Николай Волков. Мейерхольд. М. ‑ Л., 1929, т. 1, стр. 333 и 324. [402] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 198. [403] Там же, стр. 199 – 202. [404] А. Зонов. Летопись театра на Офицерской. — «Алконост». СПб., 1911, стр. 72 – 73. [405] Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы. М. ‑ Л., 1965, стр. 202. [406] А. Блок. Записные книжки, стр. 214. [407] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 186 – 187. [408] Там же, стр. 207. [409] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 271 – 272. [410] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 186 – 187. [411] См. на эту тему интересную статью А. Альтшулера «Ненавидящая любовь». — «Вопросы литературы», 1972, № 2, стр. 68 – 78. [412] А. Блок. Записные книжки, стр. 214. [413] А. Блок. Записные книжки, стр. 213 и 214. [414] Вс. Мейерхольд. О Театре. — «Аполлон», 1909, № 1, стр. 73. [415] См. Н. Волков. Мейерхольд, т. II. М., 1929, стр. 318 – 322; А. Грипич. Учитель сцены. — «Встречи с Мейерхольдом». М., 1967, стр. 130 – 137; К. Рудницкий. Режиссер Мейерхольд, стр. 175 – 178. [416] Александр Дейч. Голос памяти. М., 1966, стр. 87. [417] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 399 – 400. [418] А. Гладков. Воспоминания, заметки, записи о В. Э. Мейерхольде. — «Тарусские страницы». Калуга, 1961. стр. 302. [419] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 294. [420] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 296 – 297. [421] Там же, стр. 280. [422] Там же. [423] А. Блок. Записные книжки, стр. 304. [424] Там же, стр. 309 – 310. [425] Там же, стр. 309. [426] А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 280. [427] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 291. [428] Там же, стр. 306. [429] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 279. [430] Там же, стр. 297. [431] А. Блок. Записные книжки, стр. 290. [432] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 317. [433] А. Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 317. [434] Л. Д. Блок. И быль и небылицы о Блоке и о себе. — ЦГАЛИ, ф. 55, ед. хр. 519, стр. 188 – 189. [435] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 271. [436] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 275. [437] Л. Д. Блок. И быль и небылицы о Блоке и о себе, стр. 175 – 176. [438] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 273. [439] Там же, стр. 273 – 274. [440] Там же, стр. 274. [441] Там же, стр. 277. [442] Там же, стр. 278. [443] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 279. [444] Там же, стр. 278 – 279. [445] Там же, стр. 280, 281. [446] Там же, стр. 283. [447] Там же. [448] «Дела и дни Большого драматического театра», кн. 1. Пг., 1919, стр. 37 – 38. [449] А. Блок. Собр. соч., т. 6, стр. 7. [450] Ю. Давыдов. Блок и Маяковский: некоторые социально-эстетические аспекты проблемы «искусство и революция». — «Вопросы эстетики», вып. 9, стр. 10 – 29. [451] «Дела и дни Большого драматического театра», кн. 1, стр. 364. [452] Там же, стр. 364 – 365. [453] Там же, стр. 365. [454] Там же, стр. 367. [455] Там же, стр. 370. [456] Там же, стр. 370 – 371.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|