Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 19 термометрия. Уход при лихорадке




Измерение температуры тела. Цель. Выявление пациентов с тем­пературой; наблюдение за течением заболевания.

Показания. Всем пациентам в стационаре температура тела из­меряется 2 раза в сутки: утром после сна с 7.00 до 9.00, вечером после тихого часа с 16.00 до 17.00. Здоровым людям измеряют температуру при плохом самочувствии с целью выявления забо­левания.

Оснащение. Максимальный медицинский термометр; темпера­турный лист; бумага для температурного списка; карандаш: про­стой или черный и красный; 2 % раствор хлорамина.

Техника выполнения. 1. Определяют показания ртутного столба максимального медицинского термометра и стряхивают ртутный столб до отметки ниже +35 °С.

2. Через белье пациента пальпируют область подмышечной впадины. Спрашивают больного, нет ли болезненности при паль­пации. Если была отмечена боль, осматривают область. Если есть внешние проявления воспаления (покраснение, отек), то выбира­ют другое место измерения. При пальпации пот впитывается в белье пациента, а подмышечная впадина высушивается.

3. Ставят термометр узким концом в подмышечную впадину, располагают руку пациента к туловищу так, чтобы резервуар с ртутью со всех сторон соприкасался с телом.

4. Оставляют термометр на 10 мин, попросив пациента лежать или сидеть спокойно. Детям или тяжелобольным необходимо под­держивать руку, приведенную к туловищу.

5. Через 10 мин извлекают термометр, снимают с него показания.

6. Фиксируют показания в общем температурном списке в виде цифровой записи и в температурном листе истории болезни гра­фически в виде ломаной линии, соединяющей последовательно отмеченные точки показаний утренней и вечерней температуры.

7. После использования термометр сразу же замачивают на 5 мин, полностью погрузив в 2 % раствор хлорамина в сосуде, дно которо­го выстлано марлей (Приказ Минздрава СССР от 4 августа 1983 г. № 9 1 6 «Об утверждении инструкции по санитарно-противоэпи-демическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)»). Затем термометр промывают проточной холодной водой, сушат и хранят сухим.



Примечания. У здорового человека температура колеблется от +36 до +37 "С. Физическая нагрузка, прием пищи, эмоциональное возбуждение могут привести к повышению температуры тела у здорового человека. Кроме подмышечной впадины температуру тела можно измерить в ротовой полости, паховой складе, прямой кишке (предварительно смазав термометр вазелином).

Работать с максимальными термометрами необходимо с осто­рожностью, проверять их на целостность, так как ртуть является экологически опасным веществом и при порче термометра выли­вается в окружающую среду.

При оформлении температурного листа рекомендуется по ли­нии 37 °С провести красную черту для наглядного определения у пациента периодов повышенной температуры.

Уход за лихорадящим пациентом. Таким пациентам необходим уход с учетом изменений температуры тела и состояния. Лихорад­ка — это повышение температуры тела, возникающее как актив­ная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные патогенные раздражители. В течении лихорадки различают зри периода.

1. Период повышения температуры тела. Теплопродукция пре­вышает теплоотдачу. Симптомами являются озноб, чувство холо­да, дрожь в мышцах, головная боль, ноющая боль во всем теле. Пациента укладывают в постель, укрывают одеялами, обкладыва­ют грелками, дают горячее питье: кофе, чай.

2. Период максимального подъема. Теплопродукция и теплоот­дача уравновешивают друг друга, по происходят на повышенном уровне. На этом этапе проявляются несколько симптомов. При ощущении жара убирают грелки, лишние одеяла. При усиленном потоотделении осуществляют уход за кожей: обтирают ее, меняют нательное и постельное белье, проводят профилактику пролеж­ней. При сухости во рту ухаживают за полостью рта, орошают ее 2 % раствором натрия гидрокарбоната, смазывают трещины на гу­бах вазелиновым маслом, кремом. Часто дают витаминизирован­ное питье (компоты, морсы). Если пациент истощен, его кормят дробно, пища жидкая и полужидкая, высококалорийная. В этот период возникает головная боль. При температуре +39...+40Т возможны нарушения сознания, бред, галлюцинации. Над голо­вой пациента вешают пузырь со льдом (привязывают к спинке кровати). Можно создать индивидуальный пост.

3. Период снижения температуры. Теплоотдача резко превыша­ет теплопродукцию. Снижение температуры происходит двумя путями.

К р и т и ч е с к о е с н и ж е н и е (кризис) — это резкое пони­жение температуры на несколько градусов в течение 1 ч. Кризис тяжело переносится пациентами (рис. 19.1, а). Критическое сни­жение проявляется слабостью, резкой бледностью, липким по-


Рис. 19.1. Температурные кривые: а — кризис; б — лизис

том, снижением АД, нитевидным пульсом. Медицинской сестре следует приподнять н о ж н о й к о н е ц кровати на 30 — 40 с м. убрать подушки из-под головы пациента, вызвать врача. Она должна об­ложить пациента грелками, дать крепкий горячий чай, укрыть одеялами, приготовить средства, повышающие АД и стимулиру­ющие работу сердца, провести уход за кожей.

При л и т и ч е с к о м с н и ж е н и и (лизисе) температура нор­мализуется в течение нескольких суток (рис. 19.1, б). Состояние пациента постепенно улучшается, он много спит, у него появля­ется аппетит. Для пациента создают покой. Постель должна быть удобной. Медицинская сестра меняет белье, ухаживает за кожей пациента, кормит в любое время.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте механизмы теплообразования и пути теплоотдачи.

2. Назовите основные способы измерения температуры тела.

3. Каковы способы обработки и правила хранения термометров?

4. Дайте определение лихорадке. от

5. Охарактеризуйте виды и периоды лихорадки.

6. Опишите содержание сестринской помощи в каждый период лихо­радки.

к;> +

H-.'r!!.! „ Г - Т В Г. Ь И лрщтжоц.» и агницу {%.



ГЛАВА 20 ПИТАНИЕ И КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНТА


Рациональное питание является одним из важнейших условий правильного и эффективного ухода за пациентами и имеет непо­средственное лечебное значение. Диетология — учение о рацио­нальном мигании здорового и больного человека. Диета определяет режим питания, состав и количество пищи. Целью диетотерапии является восстановление обмена веществ, воздействие на болез­ненный процесс, исключение продуктов, вредно влияющих на органы-мишени.

Важнейшую роль играет режим питания пациентов, под кото­рым следует понимать соблюдение диетических предписаний (сто­лов), промежутков между отдельными приемами пищи. Имеют значение также объем порций, вкусовые и физические свойства пищи.

Не следует забывать о значении аппетита, чему способствует оформление блюд, сервировка стола и создание спокойной обста­новки во время приема пищи.

Выделяют 15 лечебных диет, предусматривающих щажение органов больных, ограничение вредных для пациента продуктов, замену одних продуктов другими для восстановления нарушен­ных функций или введение необходимых питательных веществ, недостающих организму пациента.

Старшие медицинские сестры на основании порционных спис­ков, поданных постовыми медицинскими сестрами, составляют порционные требования, которые направляются на пищеблок в начале рабочего дня (до 7.00). Руководствуясь этими требования­ми, кухня готовит пищу для пациентов и отпускает ее для отделе­ний.

Пациентов, находящихся на пол у постельном режиме, пригла­шают в столовую и раздают пищу в соответствии с назначенной им диетой.

Для раздачи пищи следует надеть специальный халат. Пациен­тов, находящихся на постельном режиме, кормит постовая меди­цинская сестра, разнося пищу по палатам.

Перед кормлением тяжелобольного необходимо:

1) дать ему закончить все лечебные процедуры и физиологи­ческие отправления;

2) убрать и проветрить палаты;


Рис. 20.1. Кормление тяжелобольных: а — с ложки; б — из поильника

3) помочь пациенту вымыть руки:

4) придать удобное положение;

5) шею и грудь закрыть клеенкой или салфеткой (полотенцем). Голову пациента приподнимают и правой рукой подносят

ко рту специальный поильник с жидкой пишей (или ложку) (рис. 20.1). Пищу следует давать не торопясь, небольшими пор­циями, чтобы пациент успевал ее проглотить. Вливать пищу на­сильно нельзя!

На носик поильника можно надеть прозрачную трубку (дли­ной 25 см), которую вводят в рот по спинке языка до его корня. После введения трубку сжимают пальцами, затем слегка подни­мают и наклоняют поильник, одновременно разжимая пальцы на долю секунды, чтобы в рот попала пиша в объеме одного глотка (не более 15 мл). Прозрачность трубки позволяет контролировать процесс.

Для лучшего усвоения пища должна быть вкусно приготовле­на, внешне красиво оформлена и нагрета до определенной темпе­ратуры:

• горячие блюда до +60 °С;

• холодные блюда до +10 °С.

Если пациент не может принимать пищу естественным путем, то по назначению врача медицинская сестра осуществляет ис­кусственное питание:

• через желудочный зонд;

• через операционный свищ желудка или кишечника;

• при помощи клизмы капельно;

• парентерально — подкожно;

• внутривенно — капельно.



 


 


Рис. 20.2. Кормление пациента через гастростому

Кормление через гастростому. Цель. Питание пациента при не­возможности естественного кормления через рот.

Показания. Операции на пищеводе, желудке; непроходимость пищевода; стеноз привратника; отек языка, глотки, гортани, пи­щевода; бессознательное состояние пациента; отказ от пищи.

Оснащение. Пуговичный зонд (или резиновая трубка с ворон­кой на конце); жидкая или полужидкая пища в объеме, назначен­ном врачом.

Техника выполнения. I. Пищу подогревают до+38 °С.

2. Вводят пуговичный зонд или резиновую трубку в отверстие в желудке через переднюю брюшную стенку.

3. Медленно вливают через воронку пищу. Держать воронку необходимо наклонно, чтобы в желудок не попал воздух (рис. 20.2).

4. После введения пищи вливают небольшое количество кипя­ченой воды для промывания зонда.

5. Снимают воронку, на зонд накладывают зажим.

Примечания. Иногда пациенту разрешают самостоятельно раз­жевать твердую пищу, затем ее разводят в стакане жидкостью и вливают через воронку. При таком варианте кормления сохраня­ются рефлекторное возбуждение желудочной секреции и вкусо­вые ощущения.

Кормление через зонд. Цель. Та же, что и при кормлении через гастростому.

Показания. Те же, что и при кормлении через гастростому.

Оснащение. Тонкий желудочный зонд (стерильный); стериль­ное вазелиновое масло или глицерин; воронка или шприц боль­шой емкости, который можно использовать в качестве воронки; жидкая пища в объеме 600 — 800 мл.


Рис. 20.3. Кормление через зонд

Техника выполнения. 1. Слепой конец зонда обрабатывают мас­лом или глицерином.

2. Придают голове пациента удобное возвышенное положение.

3. Зонд ввести через нижний носовой ход на длину 15 — 17 см.

4. Голову пациента слегка наклоняют вперед, открывают ему рот. В рот пациенту вводят 11 палец, нащупывают конец зонда и, слегка прижимая его к задней стенке глотки, другой рукой про­двигают зонд дальше до уровня желудка.

5. Проверяют расположение зонда: насаживают на его свобод­ный конец шприц и тянут на себя поршень. Если в шприц наса­сывается жидкость, то зонд в желудке, а если легко поступает воздух — то в трахее.

6. С помощью лейкопластыря зонд фиксируют к щеке (рис. 20.3).

 

7. Шприц снимают с зонда, извлекают из шприца поршень, цилиндр соединяют с зондом и вливают через цилиндр, как через воронку, питательный раствор.

8. После введения пищи зонд промывают кипяченой водой.

9. После извлечения зонда его следует обработать в соответ­ствии с ОСТ 42-21-2-85.

Парентеральное питание пациентов. Цель. Та же, что и при корм­лении через гастростому.

Показания. Те же, что и при кормлении через гастростому.

Оснащение. Стерильные 5 % раствор глюкозы, 0.9 % раствор на­трия хлорида или сложные солевые растворы (состав и количество определяет врач); система для капельного введения жидкостей; растворы антисептиков; стерильный перевязочный материал.

Техника выполнения. Техника введения жидкостей капельным способом описана в подразд. 16.2.


Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «диета» и «диетотерапия».

2. Какова техника кормления пациентов?

3. Назовите виды и особенности искусственного питания.

4. Опишите технику кормления больного через гастростому и зонд

5. Охарактеризуйте организацию и особенности кормления тяжело больных пациентов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...