Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Функции морали. Познавательная функция. Воспитательная функция




 Функции морали

 Функции морали выступают продолжением тех уникальных свойств, которыми она обладает, и которые выделяют ее в ряду иных общественных явлений.

Познавательная функция

 Познавательная функция должна рассматриваться в качестве исходного момента в процессе становления ХОМО МОРАЛЕС. Доказано, что буквально с первых дней своей жизни ребенок начинает впитывать из окружающей его обстановки определенную информацию. Конечно, на начальной стадии эта информация еще не несет и не может нести моральной нагрузки. Однако на уровне элементарных психических реакций, создающих подготовительную основу будущего развития, ребенок уже обладает способностью отличить человека, несущего ему любовь и ласку, от того, с кем связаны отрицательные эмоции. Можно утверждать, что психологическая обстановка и взаимоотношения между людьми, окружающими малыша, создают своеобразную праморальную среду, подготавливающую его к вступлению в жизнь. Обстановка добра и понимания, равно как и ситуация зла и нетерпимости, не могут не оставить свой след в душе маленького человека. Познавательная функция морали начинает реализовываться, вероятно, одновременно и в связи с появлением у ребенка речи. Только с этого момента мы сталкиваемся с попытками выяснения нравственной определенности понятий и поступков. Наиболее авторитетным источником такого рода знаний, как правило, выступают родители, учителя, более старшие товарищи.

Процесс нравственного познания на этом этапе имеет во многом одностороннюю и в готовом виде сообщается некоторая сумма знаний  или иных явлений, поступков и т. д.

Происходит простое накопление сведений, которые при определенных обстоятельствах могут понадобиться а могут и нет.

Важно, чтобы от простого накопления информации был сделан следующий шаг — к ее оформлению и закреплению в виде нравственных ценностей, норм, принципов, которыми человек будет руководствоваться в сфере реального поведения.

Познавательная функция морали, а точнее нравственного сознания, складывается при обеспечении единства трех моментов — информационного, нормативного и оценочного. Указанное единство испытывает деформирующие воздействия в силу целого ряда обстоятельств. Например, в традиционных сообществах все три компонента нравственного познания в значительной мере усваиваются в силу самого уклада жизни, сохраняющегося веками. Индивид ставится здесь в такое положение, при котором ему отводится явно пассивная роль, исключающая какую- либо возможность самостоятельного выбора. В условиях тоталитарного строя информационная составляющая ограничивается и подгоняется под заранее заданные нормативные и оценочные шаблоны. Поэтому, например, представитель традиционной культуры, попав в урбанизированное общество, нередко не может «найти себя». В современных условиях законы рынка, политическое противоборство, конкуренция СМИ за информационные потоки приводят к тому, что даже сведущему человеку оказывается затруднительно сориентироваться, понять, где правда, а где слухи или даже сознательный вымысел и обман. Поэтому многие люди приобретают своего рода защитную установку сомневаться во всем, чтобы они ни услышали, и из каких бы авторитетных источников это ни исходило. Вместе с тем люди пожилого возраста, значительная часть жизни которых прошла при советской власти, привыкли доверять любым сведениям, которые они узнают по радио и телевидению, поскольку эта позиция легко укладывается в нормативные и оценочные установки, привить им жизнь. В связи с этим представляется необходимым подчеркнуть существенное отличие нравственного познания от познания в сфере научной деятельности.

Воспитательная функция

Воспитательная функция морали обоснованно связывается с привитием человеку определенных нравственных качеств, формированием у него чувства долга, ответственности за свои поступки. Ее конечной целью оказывается поэтому развитие определенного типа личности, соответствующего состоянию общественной морали на данном историческом отрезке. В научной литературе достаточно часто воспитательная функция определяется как гуманистическая, что, на наш взгляд, выглядит преувеличением. Важно, кто выступает субъектом воспитания и какие цели преследует при этом. Весь процесс воспитания, по сути, является средоточием интересов различных социальных субъектов что еще более важно, социальных институтов. Действительно, разница в результатах воспитательного воздействия со стороны таких социальных институтов, как государство и его органы, церковь или армия, будет весьма ощутима. В каждом из названных случаев мы сталкиваемся не просто с переменой некоего свода правил. Гораздо существеннее, что у человека воспитывается сама потребность руководствоваться идеальными нормами и высшими соображениями. Процесс воспитания несет в себе печать того общества, в ктором живет человек.

 

В реальной жизни воспитание в разных социальных группах и классах не может быть существенным образом противопоставлено. Более того, между нравственными крайностями существует множество переходных ступеней. Этим и объясняется бескорыстное служение делу процветания отечественный культуры Третьяковых и Мамонтовых, с одной стороны, и поведение социальных низов, способных мгновенно объединиться в толпу с темными разрушительными инстинктами, — с другой. Важность воспитательной функции морали становится особенно очевидной в сложные переходные периоды истории, которые сопровождаются сменой ценностных координат. В частности, ситуация, сложившаяся сейчас в России, требует скоординировать взаимные усилия различных общественных институтов, заинтересованных в достижении положительных результатов в воспитании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...