Мировоззренческая функция. Регулятивная функция
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Мировоззренческая функция Мировоззренческая функция выступает важным показателем того, насколько успешно реализуются воспитательные усилия. Значимость данной функции определяется ее способностью закреплять ранее полученную информацию, включать нравственные нормы в общую картину представлений либо, наоборот, фальсифицировать эту картину, а следовательно, дезориентировать человека в определении им будущей линии поведения. В морали имеются «этажи», подъем на которые не может быть осуществлен посредством простого усвоения индивидом знаний, норм, оценок. Естественное заимствование ребенком нравственного опыта окружающих его людей ценно, поскольку они обладают в его глазах соответствующим авторитетом. Самоценное значение нравственная информация обретает для человека тогда, когда она, во-первых, пережита и прочувствована им самим, во-вторых, переосмыслена и встроена в систему и жизненных представлений. Здесь мы исходим из необходимости подъема из сферы обыденного сознания к более высокому – научному – уровню. Другое дело что не каждый способен проделать этот путь. Регулятивная функция Мораль, как правило, рассматривается в качестве универсальной формы регуляции общественных отношений. Во-первых, ее регулятивному воздействию подвержены практически все сферы жизнедеятельности чело- века. Утверждение, что «политика — это дело грязных рук», а потому с моралью несовместима, в действительности имеет целью оправдать аморализм тех или иных целей и средств, политики и политиков. Мораль присутствует всюду, где есть место для разговора о ценности жизни, о подлинном смысле наших поступков и их человеческой ценности. С учетом сказанного можно заключить, что предметом морального регулирования могут выступать любые явления и процессы в жизни человека и общества.
Во-вторых. Мораль способна апеллировать к человеку и его разуму там, где не действуют никакие иные регуляторы и средства воздействия. Не менее важно другое обстоятельство. связанное со способностью людей выбирать ту или иную модель поведения не под давлением общественного мнения, силы обстоятельств или сложившихся ранее традиций. В-третьих, отметим универсальность моральных требовании, позволяющих людям разных религий и национальностей, говорящим на разных языках, одинаково понимать добро и зло, благородство и подлость, любовь и дружбу. Благодаря регулятивному воздействию морали становится возможным формирование некоей идеальной целостной основы, обеспечивающей совместное существование людей. Заметим еще раз: речь идет не о вынужденном, а о добровольном выборе большинства людей в пользу норм и ценностей, делающих нас свободными и равными. Регулятивное воздействие морали преимущественно стихийно, что отражается в естественном отборе нравственных норм, принципов, ценностей. Роль сознательного регулирования здесь определенным образом ограничена возможностями нравственного познания и целями, которые реально преследуют социальные субъекты. Так, если верно указать общий ход и направленность нравственных изменений в обществе, то возникает потенциальная возможность целенаправленного регулирования происходящих в данной сфере процессов. Другое дело — насколько это отвечает реальным интересам разного рода социальных сил. Возьмем, к примеру, парадоксальную нравственную ситуацию, которая сложилась в обществе в годы правления М. С. Горбачева. В начальной стадии этого периода инерционно продолжалась прежняя политика по многим направлениям. В центральной и местной печати еще в 1985—1986 гг. можно было встретить публикации в поддержку борьбы местных властей против «нетрудовых доходов», выражающуюся в сносе теплиц в личных подсобных хозяйствах, если продукция из них шла на продажу. Спустя короткое время получили высочайшее одобрение кооперативное движение и частнопредпринимательская деятельность.
Регулятивная функция морали, таким образом, обладает достаточно сложным механизмом, который будучи запущен, уже не может быть остановлен одним мановением палочки, сколь бы волшебной она ни казалась. В этом заключается глубокое отличие морали от такого регулятора, как право, в сфере которого одни правовые нормы вводятся в действие, другие отменяются. Между тем моральные представления, сформированные в предшествующие десятилетия, будут продолжать жить и в новых социальных условиях спустя много лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|